ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-60/2021 от 08.06.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Репникова О.А. Дело № 33а-4147/2021

УИД: 22RS0059-01-2021-000033-98

№ 2а-60/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июня 2021 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Новиковой Н.В.,

судей Пасынковой О.М., Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Усть-Пристанского района Алтайского края на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 24 марта 2021 года по административному делу по административному иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Пристанского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Усть-Пристанского района Алтайского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Пристанского района Алтайского края с учетом уточнения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами по <адрес> Алтайского края, возложении обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления вышеуказанными многоквартирными домами.

В обоснование требований ссылался на то, что собственниками названных многоквартирных домов на общих собраниях приняты решения о выборе непосредственного способа управления, который не реализован, поскольку договоры об оказании услуг (выполнение работ) по содержанию и ремонту общего имущества, включая аварийно-диспетчерское обслуживание, не заключены. Вместе с тем административным ответчиком открытые конкурсы по отбору управляющей компании для управления вышеприведенными домами не проведены, чем создана угроза жизни, здоровья и безопасности неопределенного круга лиц.

Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 24 марта 2021 года административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие Администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, выразившееся в непроведении конкурса по отбору управляющей компании для управления вышеназванными многоквартирными домами, на административного ответчика возложена обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления данными многоквартирными домами.

В апелляционной жалобе Администрация Усть-Пристанского района Алтайского края просит решение суда отменить с принятием нового об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что собственниками многоквартирных домов приняты решения о выборе непосредственного способа управления, в судебном порядке соответствующие общие собрания собственников несостоявшимися не признаны, данные решения реализованы, поскольку заключены договоры теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, энегоснабжения общего имущества, тогда как договоры о содержании и ремонте общего имущества не заключены ввиду отсутствия соответствующей организации на территории муниципального образования, <адрес> в <адрес> признан аварийным, собственники помещений в нем - расселены, решение суда направлено на принуждение собственников помещений в многоквартирных домах оплачивать услуги управляющей компании, что влечет возложение дополнительных расходов и нарушает права данных лиц на выбор способа управления, нарушение прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием не доказано.

Прокурор Усть-Пристанского района Алтайского края в возражениях просит об оставлении решения суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Лыга Г.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Представитель администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что непосредственное управление многоквартирным домом в части содержания и ремонта общего имущества собственниками помещений вышеуказанных домов не реализовано, поскольку проводимые работы не отвечают требованиям безопасности, не заключены договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

В силу части 1.1. той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 данной статьи).

Как предусмотрено частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 той же статьи).

В силу части 4 названной статьи орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно подпункту 2 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе, если большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Как установлено пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах «д(1)» и «л» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в который включены также работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов.

Подпунктом «а» пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 29, предусмотрено, что перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме.

По смыслу приведенных норм собственники, которые избрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением определенного перечня. Обязательность заключения договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, действующим законодательством не предусмотрена.

Между тем перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения обязательно должны быть определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, для разрешения настоящего административного дела, имеет значение, принимались ли собственниками меры для определения работ и услуг, входящих в минимальный перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, заключались ли договоры с третьими лицами для выполнения работ по содержанию общего имущества жилого дома, проводились ли общие собрания по указанным вопросам, осуществлялись ли собственниками самостоятельные действия по содержанию и ремонту общего имущества, включенные в минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При рассмотрении дела собственники (либо уполномоченное ими лицо) не были привлечены в качестве заинтересованных лиц к участию в деле, информация о предъявлении административного искового заявления до всех собственников вышеуказанных домов не была доведена.

Между тем настоящий спор касается содержания общего имущества многоквартирных домов, заключения договоров с управляющей организацией, решение суда влечет для собственников помещений правовые последствия, связанные с изменением способа управления домами, в частности возникновение дополнительных обязанностей, увеличение расходов.

Административное дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие собственников жилых помещений, не привлеченных к участию в деле, в связи с чем решение подлежит отмене, а дело - возвращению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При этом доводы жалобы по существу подлежат оценке при новом рассмотрении дела.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, провести надлежащую подготовку дела к рассмотрению, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, решить вопрос об их участии в деле, распределить бремя доказывания между сторонами, предложить представить копии всех протоколов общих собраний, на которых был избран способ управления домами, определялся перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 24 марта 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: