ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-612/20 от 17.02.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Парфенова Е.А. Дело № 33а-1741/2021

(Дело 2а-612/2020)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 17 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей: Есыревой Е.В., Беловой А.В.,

при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В., административного ответчика Рачкова B.C.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства дело по апелляционной жалобе Пужалова В.М. на решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Пужалова ФИО25 к Территориальной избирательной комиссии городского округа город Кулебаки Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа г. Кулебаки Нижегородской области, окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 5, Рачкову ФИО26, об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов и признании недействительными результатов выборов по одномандатному избирательному округу № 5 депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области второго созыва,

УСТАНОВИЛА:

административный истец Пужалов В.М., зарегистрированный в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа город Кулебаки по одномандатному избирательному округу № 5, обратился в суд с административным иском к Рачкову ФИО27, Территориальной избирательной комиссии городского округа город Кулебаки Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа г. Кулебаки Нижегородской области, окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 5, Рачкову ФИО28, в котором просил отменить постановление территориальной избирательной комиссии городского город Кулебаки Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Кулебаки Нижегородской области, от 21 сентября 2020 года № 238 в части установления признания выборов депутатов Совета депутатов второго созыва городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5 состоявшимися и действительными, избрания в Совет депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5 Рачкова Владимира Сергеевича и признать недействительными результаты выборов депутатов городского округа город Кулебаки второго созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 13 сентября 2020 года, отменить постановление территориальной избирательной комиссии городского округа город Кулебаки Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа Кулебаки, окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 5 от 14 сентября 2020 года № 196 «Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5», взыскать с административных ответчиков в равных долях расходы помощи представителя в сумме 30000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований Пужалов В.М. указал, что решением Совета депутатов городского округа г. Кулебаки за № 40 от 19.06.2020 года были назначены выборы депутатов Совета депутатов второго созыва Совета депутатов городского округа г. Кулебаки Нижегородской области на 13.09.2020 года. Постановлением № 87 от 01.08.2020 года территориальной избирательной комиссии городского округа г. Кулебаки, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Кулебаки, окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 5, (далее ТИК) в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 5 был зарегистрирован Пужалов ФИО30. Аналогичным постановлением ТИК № 5 от 24 июля 2020 года в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 5 был зарегистрирован Рачков ФИО29ФИО2 B.C. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты в связи с выдвижением его местным политсоветов ВПП «Единая Россия». При подаче и принятии документов о регистрации кандидатом в депутаты по избирательному округу № 5 в качестве кандидата, выдвинутого ВПП «Единая Россия», со стороны Рачкова B.C. и ТИК г. Кулебаки были грубо нарушены положения действующего избирательного законодательства о выборах, а так же подлог документов, в связи с чем Рачков B.C. был незаконно зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты. 13 сентября 2020 года были проведены выборы депутатов Совета депутатов городского округа г. Кулебаки. По результатам голосования по избирательному округу № 5 в голосовании принял участие 531 избиратель. За Рачкова B.C. проголосовали 249 избирателей или 46.89 %, за Пужалова В.М. проголосовали 234 избирателя или 44.07 %. Разница в голосах избирателей между ними составила 15. По результатам голосования избранным был признан Рачков B.C. Результаты голосования были утверждены Постановлением ТИК г.о.г. Кулебаки № 238 от 21 сентября 2020 года. После регистрации 24.07.2020 года в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу № 5, при ведении агитации Рачков B.C. неоднократно при встречах с избирателями сообщал им сведения о том, что он выдвинут кандидатом в депутаты местным политическим советов ВПП «Единая Россия», указанную информацию он использовал и в своих письменных агитационных материалах. Так же информация о том, что Рачков B.C. выдвинут местным отделением ВПП «Единая Россия» была размещена и в официальных документах ТИК г. Кулебаки и на избирательных участках, а так же в персональных сведениях о кандидатах в депутаты. Однако, в связи с тем, что выдвижение Рачкова B.C. в качестве кандидата в депутаты со стороны местного отделения ВПП «Единая Россия» было произведено с грубым нарушением действующего избирательного законодательства, ТИК не имела законных оснований для его регистрации в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу № 5.

Незаконная регистрация Рачкова B.C. в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу № 5 привела к тому, что в настоящий момент невозможно установить достоверность волеизъявления граждан на выборах по данному округу.

Рачковым B.C. и лицами, находящимися от него в зависимости в период проведения избирательной компании были допущены факты подкупа избирателей, что подтверждается Уведомлением МО МВД России «Кулебакский» от 11.09.2020 года и Определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 693 от 09 сентября 2020 года.

В период проведения избирательной агитации, Рачковым B.C. сознательно подчёркивался факт выдвижения от партии, чтобы повлиять на волеизъявление избирателей, сделать свою кандидатуру привлекательной и побудить голосовать за себя.

Рачковым В.С. и лицами, находящимися от него в зависимости в период проведения избирательной компании были допущены факты подкупа избирателей, что подтверждается уведомлением МО МВД России «Кулебакский» от 11.09.2020 года и определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 693 от 09.09.2020 года.

Административный истец указал, что незаконная регистрация ТИК г.о.г. Кулебаки кандидата Рачкова В.С. в отсутствие законных оснований для этого, использование Рачковым В.С. сведений о выдвижении его в качестве кандидата в депутаты от ВПП «Единая Россия» в ходе избирательной компании, совершение действий направленных на подкуп избирателей, повлияло на волеизъявление избирателей, что привело к нарушению прав Пужалова В.М., как зарегистрированного кандидата в депутаты по этому же округу, на избрание в Совет депутатов г.о.г. Кулебаки.

Решением Кулебакского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года Пужалову В.М. отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В апелляционной жалобе Пужалов В.М. ставит вопрос об отмене решения Кулебакского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года, как незаконного и необоснованного, указывая на то, что судом неверно определены обстоятельства по делу, неправильно применены нормы материального права.

Старшим помощником Кулебакского городского прокурора Сомкиной Ю.И. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Рачков В.С. просит решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Рачков В.С. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Прокурор, участвующий в суде апелляционной инстанции, в заключении, просил оставить решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года без изменения, а апелляционную жалобу Пужалова В.М., без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Заслушав доводы административного ответчика, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Пунктом 1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Пунктом 2.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. N 8-П предусмотрено, что судебная защита активного избирательного права не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Согласно статьи 21 Устава г.о.г. Кулебаки Нижегородской области, принятого решением Совета депутатов от 16 февраля 2016 года № 96, зарегистрированном Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области № ФИО31 от «17» марта 2016 года, Совет депутатов состоит из 25 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

В пункте 1.1 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ указано, что Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Совета депутатов г.о.г. Кулебаки Нижегородской области от 19.06.2020 года № 40 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Кулебаки Нижегородской области второго созыва» назначены выборы депутатов на 13.09.2020 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии г.о.г. Кулебаки, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования г.о.г. Кулебаки Нижегородской области от 09.07.2020 года № 2 совмещены полномочия избирательной комиссии муниципального образования г.о.г. Кулебаки Нижегородской области с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов г.о.г. Кулебаки Нижегородской области избирательных округов № № 1-25.

Решением Территориальной избирательной комиссии № 26 от 24.07.2020 года Рачков В.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.г. Кулебаки Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 5 выдвинутого местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» г.о.г. Кулебаки Нижегородской области.

Кроме Рачкова В.С. территориальной избирательной комиссией городского округа г. Кулебаки, исполняющей обязанности окружных избирательных комиссий городского округа г. Кулебаки Нижегородской области, произведена регистрация еще двух кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5 Пужалова В.М., на основании постановления № 87 от 01 августа 2020 года, и Филипповой В.Н., на основании постановления № 54 от 24.07.2020 года.

13 сентября 2020 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городской округ город Кулебаки Нижегородской области. Рачков В.С., Пужалов В.М. и Филиппова В.Н. в данных выборах участвовали как кандидаты в депутаты Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5. Выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по 25 одномандатным округам признаны состоявшимися и действительными. Депутатом Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5 избран Рачков В.С.

Из протокола № 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1254 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 5 от 13.09.2020 г. усматривается, что жалоб и заявлений на какие-либо нарушения в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей во время выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области 13.09.2020 г. не поступало. Проведя подсчет голосов избирателей, во время выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области 13.09.2020 г., на избирательном участке № 1254, внеся полученные данные в протоколы об итогах голосования, участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1254 установила итоги голосования и приняла постановление № 13, которым утвердила протокол об итогах голосования на избирательном участке № 1254 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области 13.09.2020 года.

Из протокола № 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1254, об итогах голосования по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области второго созыва от 13 сентября 2020 г. по одномандатному избирательному округу № 5 (адрес помещения для голосования: г. [адрес]), следует, что Участковая избирательная комиссия установила: 1) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1497; 2) число бюллетеней, полученных участковой комиссией – 1490; 3) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 190; 4) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования – 286; 5) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования – 55; 6) число погашенных бюллетеней – 959; 7) число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 55; 8) число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 476; 9) число недействительных бюллетеней – 17; 10) число действительных бюллетеней – 514; 11) число утраченных бюллетеней – 0; 12) число бюллетеней, не учтённых при получении – 0. В алфавитном порядке отражены фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: Пужалов В.М. – 234; Рачков В.С. – 249; Филиппова В.Н. – 31. Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – 0». Протокол подписан председателем участковой избирательной комиссии – ФИО33., заместителем председателя комиссии – ФИО34 секретарем комиссии – ФИО35 и членами комиссии в количестве 9 человек в 20 часов 52 минуты.

Постановлением территориальной избирательной комиссии городского округа город Кулебаки Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Кулебаки Нижегородской области, совмещающей полномочия окружных избирательных комиссий постановлением от 14.09.2020 г. «Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5» признаны выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5 состоявшимися и действительными. Утвержден протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5, протокол приложен к данному постановлению.

В протоколе № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 5 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки второго созыва от 13.09.2020 г. отражено: число участковых избирательных комиссий в соответствующем избирательном округе – 1, число поступивших протоколов № 1 участковых избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол – 1, число избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными – 0, суммарное число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования на избирательных участках, итоги голосования по которым были признаны недействительными – 0. После предварительной проверки правильности составления протоколов № 1 участковых избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия путем суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах участковых избирательных комиссий, определила: 1) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 1497; 2) число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями – 1490; 3) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно –190; 4) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования – 286; 5) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования – 55; 6) число погашенных бюллетеней – 959; 7) число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 55; 8) число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 476; 9) число недействительных бюллетеней – 17; 10) число действительных бюллетеней – 514; 11) число утраченных бюллетеней – 0; 12) число бюллетеней, не учтённых при получении – 0. В алфавитном порядке отражены фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: Пужалов В.М. – 234; Рачков В.С. – 249; Филиппова В.Н. – 31. В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» Рачков В.С. избран депутатом по одномандатному избирательному округу № 5. Протокол подписан председателем окружной избирательной комиссии – ФИО14, заместителем председателя – ФИО15, секретарем – ФИО16 и членами комиссии ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21[дата] в 0 часов 34 минуты и скреплен печатью территориальной избирательной комиссии.

Итоги выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Кулебаки Нижегородской области второго созыва 13 сентября 2020 года, в том числе и по избирательному округу № 5 опубликованы в газете «Кулебакский металлист» 16.09.2020 года в номере 71.

Согласно постановления территориальной избирательной комиссии городского округа город Кулебаки Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Кулебаки Нижегородской области, № 238 от 21.09.2020 г. «Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области второго созыва» установлено, что выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатным округам с № 1 по № 25 признаны состоявшимися и действительными и в Совет депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области второго созыва избраны 25 депутатов, по одномандатному избирательному округу № 5 избран Рачков В.С., набравший 46,89 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Данное постановление опубликовано в газете «Кулебакский металлист» 26.09.2020 года в номере 74.

Согласно ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В соответствии с ч. 2 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

В соответствии с ч. 7 данной статьи запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

В соответствии с ч. 8 данной статьи лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Согласно ч. 2 ст. 56 вышеуказанного Закона кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Аналогичное положение содержится в ст. 51 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены действия; относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что каких-либо бесспорных, допустимых и достаточных доказательств, которые влекут отмену результатов голосования, и не позволяют выявить действительную волю избирателей, а также подтверждающих нарушения избирательного законодательства в ходе избирательной кампании и в день проведения голосования 13.09.2020 кандидатом в депутаты Рачковым B.C. не установлено и не допущено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Из материалов дела также усматривается, что 15.07.2020 года в Территориальную избирательную комиссию г.о.г. Кулебаки из местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» поступил список кандидатов в депутаты Совета депутатов г.о.г. Кулебаки Нижегородской области второго созыва, выдвинутых Местным отделением партии «Единая Россия» г.о.г. Кулебаки Нижегородской области по одномандатным избирательным округам от 08.07.2020 года, в данном списке по избирательному округу № 5 значится Рачков В.С. 03.01.1979 года рождения.

15.07.2020 года постановлением № 11 Территориальная избирательная комиссия городского округа г. Кулебаки, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Кулебаки Нижегородской области рассмотрев документы, представленные 15.07.2020 года избирательным объединением Нижегородское отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», прилагаемый список кандидатов в депутаты Совета депутатов г.о.г. Кулебаки второго созыва заверила.

Согласно описи о приеме документов для регистрации Рачкова В.С. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа город Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5 16.07.2020 г. от Рачкова В.С. в территориальную избирательную комиссию городского округа г. Кулебаки, исполняющую полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Кулебаки Нижегородской области поступило заявление кандидата в депутаты, где он дает согласие выдвинувшему его избирательному объединению Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.г. Кулебаки второго созыва по одномандатному округу № 5, в период с 14 часов 30 минут до 14 часов 50 минут у Рачкова В.С. территориальной избирательной комиссией городского округа г. Кулебаки, исполняющего полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Кулебаки Нижегородской области были приняты: копия паспорта, документ об образовании, справка с места работы, справка об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе, копия ИНН, справка о принадлежности кандидата к политической партии.

Согласно представленной справки формы № 539 от 21.07.2020 года ПАО Сбербанк проинформировал об открытии 21.07.2020 г. на имя Рачкова В.С. специального избирательного счета кандидата при проведении избирательной кампании по выборам депутатов Совета депутатов г.о.г. Кулебаки.

Согласно статьи 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (далее - Закон Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З), в редакции Закона Нижегородской области от 04.06.2020 № 55-З, веденной в действие с 16.06.2020 года, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (кандидатов), не позднее чем через пять дней после дня выдвижения направляет в избирательную комиссию муниципального образования список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат.

Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) (ч. 1 ст. 27). Соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (ч. 2 ст. 27).

Согласно части 5 ст. 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З, при выдвижении избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения при предъявлении своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 настоящей статьи, представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы: 1) список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; 2) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, к полномочиям которого отнесены вопросы, связанные с представлением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в избирательную комиссию муниципального образования, с указанием сведений, предусмотренных частью 2 статьи 24 настоящего Закона; 3) удостоверенную нотариально либо уполномоченным органом (уполномоченным должностным лицом) политической партии копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; 4) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии; 5) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии. После приема указанных документов избирательная комиссия муниципального образования незамедлительно выдает уполномоченному представителю избирательного объединения письменное подтверждение их получения.

Согласно части 5.1 ст. 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З, избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 5 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Законом.

Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, является основанием для исключения избирательной комиссией муниципального образования соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения избирательной комиссией муниципального образования всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения. Избирательное объединение вправе, устранив указанные в решении об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам недостатки, повторно представить список кандидатов по одномандатным избирательным округам для заверения с соблюдением установленных настоящим Законом сроков выдвижения.

С учетом представленных Рачковым В.С. документов и местным политическим советом Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» документов в территориальную избирательную комиссию городского округа г. Кулебаки, суд обоснованно пришел к выводу о том, что условия, необходимые для регистрации Рачкова В.С. в качестве кандидата в депутаты были соблюдены, и то обстоятельство, что список кандидатов, выдвинутых ВПП «Единая Россия» был заверен Территориальной избирательной комиссией городского округа г. Кулебаки, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Кулебаки Нижегородской области 15.07.2020 года, а заявление Рачкова В.С. и иные документы были предъявлены последним в избирательную комиссию на следующий день (16.07.2020 года) не могут свидетельствовать о таком нарушении вышеприведенных норм действующего законодательства, которое не позволило с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

То обстоятельство, что заверенный Территориальной избирательной комиссией городского округа г. Кулебаки, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Кулебаки Нижегородской области 15.07.2020 года список кандидатов, выдвинутых Всероссийской политической партией «Единая Россия», поименован в ряде документов, как перечень, а в частности в описи передачи документов в Территориальную избирательную комиссию городского округа г. Кулебаки и в выписке из протокола Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 08.07.2020 года № 56, не свидетельствует о подмене данного документа. Предоставленные в суд первой инстанции административным ответчиком Территориальной избирательной комиссией городского округа г. Кулебаки и Местным отделением политического совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» пакеты документов, связанные с выдвижением кандидатов в депутаты Совета депутатов г.о.г. Кулебаки второго созыва по одномандатным избирательным округам аналогичны, из данных документов видно, что Всероссийской политической партией «Единая Россия» в избирательную комиссию предоставлен был именно список кандидатов, а не перечень.

Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы представителя административного истца о подлоге, подмене документов, об их исчезновении и уничтожении, а также заявление о сговоре представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа г. Кулебаки и представителя Местного политического совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», ввиду отсутствия доказательств.

Постановление Территориальной избирательной комиссии городского округа г. Кулебаки, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образовательного образования городского округа г. Кулебаки от 24.07.2020 года № 26 о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.г. Кулебаки Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 5 Рачкова В.С., выдвинутого местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» г.о.г. Кулебаки Нижегородской области, в установленном законом порядке, не обжаловалось и не отменено.

Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы административного истца о нарушении действующего законодательства Рачковым В.С. при составлении и изготовлении агитационного материала кандидата в депутаты Рачкова В.С., поскольку при проведении проверки данного агитационного материала на соответствие Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З (в редакции от 04.06.2020 г.), нарушений не выявлено. Изображение на агитационном материале Рачкова В.С. логотипа партии «Единая Россия», не свидетельствует о каких-либо нарушениях со стороны кандидата в депутаты Рачкова В.С., так как это не запрещено действующим законодательством и не подпадает под ограничения установленные при проведении предвыборной агитации. Доказательств наличия в агитационном материале в биографической справке Рачкова В.С. каких-либо ложных сведений, материалы дела также не содержат.

Ограничения при проведении предвыборной агитации Рачковым В.С., предусмотренные ст. 56 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 51 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», соблюдены.

Разрешая заявленные требования, в части доводов административного истца о подкупе избирателей кандидатом в депутаты Рачковым В.С. и лицами, находящимися от него в зависимости, суд правильно указал, что такие действия кандидата в качестве подкупа избирателей могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись именно по отношению к избирателям, и именно под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата, либо ставились в зависимость от результатов выборов.

В связи с чем, суд правомерно указал, что таких действий кандидата в депутаты Рачкова В.С. при рассмотрении дела не выявлено.

Бесспорных доказательств передачи денежных средств, либо иных способов подкупа избирателей, именно кандидатом Рачковым В.С. или иным лицом, действующим по его поручению и с его ведома, в материалах дела нет и административным истцом не представлено.

Судебная коллегия полагает, что результаты волеизъявления избирателей по избирательному округу № 5 отражены участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1254, территориальной избирательной комиссией городского округа город Кулебаки Нижегородской области без каких-либо нарушений.

Отмена судом решения избирательной комиссии о результатах выборов и впоследствии признание этих результатов недействительными, возможны лишь при обязательном условии, что допущенные нарушения закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Однако, каких-либо доказательств, которые с достоверностью свидетельствовали бы о том, что результаты выборов не отражают действительного волеизъявления избирателей, материалы дела не содержат.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).

Суд первой инстанции, проверив содержащиеся в административном исковом заявлении доводы, правомерно констатировал, что обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными итогов голосования и отмены оспариваемых решений избирательной комиссии.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей.

Учитывая изложенные обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта, сводятся к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела и доказательств по делу, повторяют изложенную ранее позицию, которая была предметом исследования и оценкой суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного акта не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Пужалова Владимира Михайловича, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе обжаловать судебные акты по настоящему делу в течение шести месяцев начиная со дня принятия апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24 февраля 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: