ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-619 от 12.05.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Сташкова Ю.С. № 33А-4352/2022

Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-619//2020)

(42RS0019-01-2021-011067-35)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» мая 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Тройниной С.С.,

судей Бегуновича В.Н., Пронченко И.Е.,

при секретаре Темниковой Е.Ю.,

с участием прокурора Скрипка Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску индивидуального предпринимателя Гусейновой Эльнары Али Кызы к администрации города Новокузнецка о признании недействующим в части нормативного правового акта,

по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 08 февраля 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

ИП Гусейнова Э.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Новокузнецка о признании недействующим в части нормативного правового акта.

Требования мотивированы тем, что постановлением администрации города Новокузнецка от 18 апреля 2014 года № 61 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа.

В п. 16 Приложения № 3 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18 апреля 2014 года № 61 (в редакции от 05 июня 2015 года) был указан нестационарный торговый объект – киоск с адресным ориентиром Ленина, 40, площадью 20 кв.м.

Постановлением администрации г. Новокузнецка № 96 от 27 апреля 2021 года «О внесении изменений в постановление администрации г. Новокузнецка № 96 от 27 апреля 2021 года «О внесении изменений в постановление администрации г. Новокузнецка от 18 апреля 2014 года № 61» из приложения № 3 исключен пункт 16.

Считает, что указанный нормативный акт противоречит нормам действующего законодательства.

Она с 7 декабря 2018 года является владельцем торгового павильона, размещенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Ленина, 40 и владельцем права на размещение нестационарного торгового объекта на основании договора от 27 июня 2016 года № 5-01/05 АНТ, заключенного на три года. После истечении установленного договором срока, она в соответствии с п. 2.4 договора обратилась в КУМИ г. Новокузнецка с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды на размещение нестационарных торговых объектов с целью заключения на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Уведомлением об отказе в проведении аукциона от 24 марта 2020 года № 1002/7 было отказано в проведении аукциона на основании п.п. «г» п. 4.3 постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 30 ноября 2010 года № 530 «Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственной на которые не разграничена на территории Кемеровской области – Кузбасса, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» - земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

Извещением об аукционе от 19 ноября 2020 года КУМИ г. Новокузнецка, на основании приказа КУМИ г. Новокузнецка от 16 ноября 2020 года № 689, выставлено на аукцион право на заключение договора на размещение НТО Лот № 2 (схема № 16, адрес: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Кузнецкий район, ул. Ленина, 40) и заключен по результатам проведения торгов договор аренды с единственным участником аукциона - ФИО12

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12 апреля 2021 года по делу № А-27-2235/2021, постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2021 года установлено и нарушение ее прав, признаны недействительными аукцион от 18 декабря 2020 года и заключенный по его итогам договор аренды.

9 августа 2021 года она вновь обратилась в КУМИ г. Новокузнецка с заявлением о проведении аукциона в отношении нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Ленина, 40 № схемы 16.

Уведомлением от 11 августа 2021 года № 3330/7 КУМИ г. Новокузнецка отказал в проведении аукциона по причине того, что место размещения НТО не предусмотрено схемой размещения НТО, так как было исключено постановлением администрации г. Новокузнецка от 27 апреля 2021 года № 96 «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18 апреля 2014 года № 61».

Нестационарный торговый объект, владельцем которого является она, до настоящего времени не снесен и не демонтирован, фактически находится в месте размещения, соответствующей схеме № 16 Кузнецкого района г. Новокузнецка, платежи за пользование земельным участком, на котором расположен НТО регулярно оплачивает она.

Просила признать недействующим постановление администрации г. Новокузнецка № 96 от 27 апреля 2021 года «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18 апреля 2014 года № 61» в части исключения в приложении № 3 п. 16, предусматривающего исключение нестационарного торгового объекта из «Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа» под порядковым номером 16, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Ленина, 40 в связи с противоречием правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 8 февраля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления индивидуальному предпринимателю Гусейновой Эльнаре Али Кызы отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Лапина С.А. просит решение суда отменить.

Указывает, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок. Таким образом, субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.

Административным ответчиком не были предоставлены доказательства, что земельный участок, на котором находится торговый объект, подлежал изъятию для государственных и муниципальных нужд, либо внесение данного торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новокузнецк было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства.

Считает, что судом не были учтены и неправильно применены положения ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381, ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ, п. 3.2.2 приказа Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года» к имевшим место правоотношениям, а также не учтена правовая позиция, выраженная в Определении Конституционного суда РФ от 29 января 2015 года № 225-О.

Объективных данных градостроительной необходимости в освобождении места размещения нестационарного торгового объекта административным ответчиком суду не представлено.

Размещение НТО осуществляется в целях формирования общедоступной среды для доступности различных групп населения к необходимым товаром.

Единственным основанием для исключения места размещения НТО может являться только отсутствие экономической и социальной необходимости в размещении таких НТО либо изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

На апелляционную жалобу представителем администрации г. Новокузнецк Косаревой Ж.В., прокурором участвующим в деле Максимовой П.Ю. принесены возражения.

В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела представители административного истца Потылицына Т.А., Лапина С.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять новое решение, которым иск ИП Гусейновой Э.А. удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица КУМИ г.Новокузнецка Уютова О.Ю. в судебном заседании возражала против апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора Скрипка Е.В., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно ч.6 названной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением Администрации города Новокузнецка от 18 апреля 2014 года N 61 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа, в пункте 16 Приложения N 3 к которому (в редакции от 5 июня 2015 года) указан нестационарный торговый объект – торговый павильон площадью 20 кв.м. с адресным ориентиром: ул.Ленина, 40.,

Постановлением Администрации города Новокузнецка от 27 апреля 2021 года N 96 в постановление от 18 апреля 2014 года N 61 внесены изменения, в частности приложение № 3 «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Кузнецкого района Новокузнецкого городского округа№ изложено в новой редакции, из Приложения N 3 к постановлению от 18 апреля 2014 года N 61 "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа" исключен пункт 16 (подпункт 1.4 пункта 2 постановления N 96).

Указанное постановление официально опубликовано в приложении 2 в городской газете «Новокузнецк» выпуск № 17 от 29 апреля 2021 года.

Также из материалов дела следует, что 27 июня 2016 года между Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка и ФИО11 заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта, в соответствии с которым последней было предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта : специализированного продовольственного торгового павильона площадью 20 кв.м., с адресным ориентиром Кемеровская область, г.Новокузнецк на ул.Ленина, 40, на части земельного участка с кадастровым номером на срок до 16 июня 2019 года.

Индивидуальный предприниматель Гусейнова Э.А.к. по договору купли-продажи от 7 декабря 2018 года приобрела у ФИО11 торговый павильон площадью 20 кв.м., расположенный по адресу г.Новокузнецк, ул.Ленина, 40.

2 марта 2020 года ИП Гусейновой Э.А.к. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка с заявлением о проведении аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта по адресному ориентиру: г.Новокузнецк, ул. Ленина, 40, согласно пункту 16 приложения схемы размещения Нестационарных торговых объектов.

Уведомлением от 24.03.2020 № 1002/7 в проведении аукциона отказано, поскольку участок распоряжением администрации города Новокузнецка от 16.12.2014 №3129 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка.

14 сентября 2020 года с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды на размещение НТО на ом же месте обратилась ФИО12 КУМИ г.Новокузнецка организован аукцион на право заключение договора на размещение НТО. По результатам проведения торгов 11.01.2021 заключен договор аренды с единственным участником аукциона - ФИО12

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.04.2021 по делу № А-27-2235/2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 аукцион от 18.12.2020 признан недействительным, а также признан недействительным заключенный по его итогам договор аренды с ФИО12

9 августа 2021 года ИП Гусейнова Э.А.к. вновь обратилась в КУМИ г.Новокузнецка с заявлением о проведении аукциона в отношении нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Ленина, 40 № схемы 16.

Уведомлением от 11 августа 2021 года № 3330/7 КУМИ г. Новокузнецка отказал в проведении аукциона по причине того, что место размещения НТО не предусмотрено схемой размещения НТО, так как было исключено постановлением администрации г. Новокузнецка от 27 апреля 2021 года № 96 «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61».

Рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт не противоречит требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принят ответчиком в пределах предоставленных ему законом полномочий, процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюдена.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 данной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 N 530 (ред. от 20.11.2020) "Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области - Кузбасса, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута", утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка в схему включаются все размещенные на законных основаниях нестационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению.

Включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется по инициативе органа местного самоуправления, а также при поступлении предложений от федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющих полномочия собственника имущества, или от заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок рассмотрения предложений о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему и внесении в нее изменений определяется органом местного самоуправления.

Утверждение схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Порядок проведения инвентаризации, а также формирования и утверждения Схемы размещения НТО урегулирован Постановлением Администрации г. Новокузнецка от 13 февраля 2017 года N 14 "Об организации работы по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа".

Подпункт 1 пункта 3.2 Порядка предусматривает, что разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесение в нее изменений и дополнений, в том числе включение нестационарных торговых объектов в схему, исключение их из схемы, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется по инициативе администрации города Новокузнецка по результатам инвентаризации всех существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения.

Инвентаризация проводится администрациями районов города Новокузнецка совместно с Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка ежегодно, в срок до 1 сентября текущего года, в целях обеспечения рационального размещения розничной торговой сети и наиболее полного удовлетворения потребностей населения, а также в целях мониторинга (актуализации) схемы размещения нестационарных торговых объектов (пункт 3.3. Порядка).

Согласно пункту 3.4 Порядка результаты инвентаризации оформляются в письменном виде за подписью уполномоченных должностных лиц органов администрации города Новокузнецка, указанных в пункте 3.3 настоящего Порядка, и включают в себя: 1) реестр всех существующих на территории Новокузнецкого городского округа нестационарных торговых объектов с указанием площадей объектов; 2) реестр правообладателей существующих нестационарных торговых объектов (хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность); 3) ситуационную схему размещения существующих нестационарных торговых объектов с привязкой к местности в масштабе 1:500; 4) информацию о количестве недостающих площадей торговых объектов, исходя из установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; информацию о вводимых и строящихся нестационарных торговых объектах; 5) анализ текущего состояния инфраструктуры розничной торговли района.

Документы, свидетельствующие о проведении инвентаризации НТО, расположенных на территории Кузнецкого района г.Новокузнецка с соблюдением Порядка, утв. Постановлением Администрации г. Новокузнецка от 13 февраля 2017 года N 14, административным ответчиком в материала дела не представлены.

В материалах дела имеется протокол заседания рабочей группы по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа и внесению в нее изменений от 4 декабря 2020 года, в пункте 1 повестки которой значился вопрос об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов по итогам инвентаризации.

Рабочей группой принято решение по результатам инвентаризации исключить из схемы адресные ориентиры в зонах планировки благоустройства общественных пространств и прилегающих к ним территориях (п.1.1), в том числе в Кузнецком районе (Приложении № 3 к Схеме) № 16 с адресным ориентиром ул.Ленина, 40.

Распоряжением администрации г.Новокузнецка от 16декабря 2014 года № 3129 земельный участок с кадастровым номером площадью 7923 кв.м. по ул.Ленина (северо-восточнее многоквартирного дома № 34) в Кузнецком районе предоставлен постоянное бессрочное пользование Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка под сквер.

Указанное Распоряжение не являлось препятствием для включения места расположения нестационарного торгового объекта площадью 20 кв.м. по адресу ул.Ленина 40, занимающего часть вышеуказанного земельного участка, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Кузнецкого района Новокузнецкого городского округа (приложение N 3) Постановлением администрации г. Новокузнецка от 5 июня 2015 года N 89 "О внесении изменений в Постановление администрации города Новокузнецка от 18 апреля 2014 года N 61 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа", а также не препятствовало предоставлению Администрацией г.Новокузнецка земельного участка площадью 20 кв.м. по адресу ул.Ленина, 40 под размещение стационарного торгового объекта по договору от 27 июня 2016 года, для проведения аукциона на право предоставления земельного участка для размещения НТО 28 декабря 2020 года и последующего заключения договора аренды указанного земельного участка.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи от 29 марта 2021 года о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Новокузнецка спорных правоотношений не изменяет, земельный участок не выбыл из муниципальной собственности, относится к территории общего пользования, занятой сквером.

Пунктом 4 статьи 25 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка" (принято городским Советом народных депутатов 31 января 2012 года), утвержденными Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31 января 2012 года N 1/6 предусмотрено, что на земельных участках территорий общего пользования, занятых в том числе парками, скверами, могут размещаться нестационарные торговые объекты.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года №2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.

При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года №225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки требованиям Приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года №2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» доказательств градостроительной необходимости в освобождении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу г.Новокузнецк, ул.Ленина, 40 административным ответчиком суду не представлено, как и не представлено доказательств того, что ИП Гусейновой Э.А.к. систематически нарушались правила торговли либо она изъявила желание прекратить торговую деятельность.

Также административным ответчиком не доказана обоснованность исключения спорного нестационарного торгового объекта из Схемы размещения НТО в связи с отсутствием необходимой потребности населения во включении спорного нестационарного торгового объекта в Схему размещения НТО на территории Кузнецкого района города Новокузнецка, поскольку не представлено доказательств того, что в установленном порядке осуществлялся анализ текущего состояния инфраструктуры розничной торговли Центрального района.

Доводы административного ответчика о незаконном осуществлении ИП Гусейновой Э.А.к. торговой деятельности в нестационарном торговом объекте по адресному ориентиру г.Новокузнецк, ул.Ленина, 40 и отсутствии нарушения ее прав оспариваемым постановлением судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

ИП Гусейнова Э.А.к. является владельцем нестационарного торгового объекта, в котором осуществляет торговую деятельность, что не оспаривалось административным ответчиком. Принадлежащий административному истцу нестационарный торговый объект был размещен ею не произвольно по своему усмотрению, а в соответствии с утвержденной Администрацией схемой. Кроме того, истица принимала меры к надлежащему оформлению прав на земельный участок, в том числе подавала заявку на проведение аукциона, в проведении которого ей было отказано. В дальнейшем Гусейновой Э.А.к. был оспорен аукцион на право размещения нестационарного торгового объекта на том же участке, проведенный по заявке другого лица. Решением Арбитражного суда Кемеровской области требования Гусейновой Э.А.к. был установлен факт нарушения прав истицы и заявленные требования удовлетворены.

По смыслу частей 1 и 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ и в соответствии с Порядком организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута, утвержденным постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30 ноября 2010 года N 530, документом, подтверждающим право на использование земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, в том числе и субъектами малого и среднего предпринимательства, является соответствующий договор на размещение нестационарного объекта, заключенный по результатам аукциона.

Такой документ, подтверждающий право административного истца разместить нестационарный торговый объект площадью 20 кв. м на земельном участке по адресу г.Новокузнецк, ул.Ленина, 40 у ИП Гусейновой Э.А.к. на дату принятия оспариваемого постановления, действительно, отсутствует. Вместе с тем данные обстоятельства в силу действующего законодательства сами по себе не являются достаточным основанием для исключения из схемы названного объекта, эксплуатация которого начата до ее утверждения (изменения).

Поскольку судом первой инстанции допущено неверное применение норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска и признания недействующим постановления администрации г. Новокузнецка № 96 от 27 апреля 2021 года «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18 апреля 2014 года № 61» в части, предусматривающей исключение из приложения № 3 «Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа» пункта 16, предусматривавшего размещение нестационарного торгового объекта – торгового павильона расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Ленина, 40.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 38 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Учитывая изложенную правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации применительно к рассматриваемому административному делу оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим в части, как вступивший в противоречащие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, со дня его принятия. Приведенных в абзаце 3 пункта 38 указанного постановления Пленума условий для признания нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодек5са административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 08 февраля 2022 года отменить, принять новое решение.

Признать недействующим с момента принятия постановление администрации г. Новокузнецка № 96 от 27 апреля 2021 года «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18 апреля 2014 года № 61» в части, предусматривающей исключение из приложения № 3 «Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа» пункта 16, предусматривавшего размещение нестационарного торгового объекта – торгового павильона расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Ленина, 40.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: