ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-61/2021 от 11.05.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Глебова С.М. Дело № 2а-61/2021

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2021 года № 33а-1816/2021

г.Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Коничевой А.А., Ширяевской Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Межрайонной ИФНС России № 10 по Вологодской области, ФИО1 на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Вологодской области к ФИО1 о понуждении к предоставлению налоговой отчетности и расчетов по страховым взносам.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного истца Верещагина В.С., административного ответчика Холмогорова В.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 с 29 июля 2009 года был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) «БОЛЬШАЯ СЛОБОДА».

<ДАТА> крестьянское хозяйство прекратило деятельность.

Административный ответчик применял общую систему налогообложения, которая предполагает представление налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ, являлся плательщиком налога на доходы физических лиц. Срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2017 год - 30 апреля 2018 года, за 2018 год - 30 апреля 2019 года, за 2019 год - 17 декабря 2019 года. Налоговые декларации по форме 3-НДФЛ административным ответчиком за указанные налоговые периоды не представлены.

Кроме того, административный ответчик являлся плательщиком налога на добавленную стоимость (далее – НДС), налоговым периодом установлен квартал. Налоговые декларации по НДС за налоговые периоды 1, 2, 3, 4, кварталы 2017 года, 2018 года и 2019 года административным ответчиком не представлены.

В соответствии с п.3 ст.432 НК РФ главы КФХ представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом. Срок представления расчета по страховым взносам за 2017 год - 30 января 2018 года, за 2018 год - 30 января 2019 года. При снятии с регистрационного учета в качестве главы КФХ ответчик согласно положениям п.4 ст.432 НК РФ должен был представить расчет по страховым взносам за 2019 год не позднее 25 декабря 2019 года. Расчеты по страховым взносам за период 2017-2019 годы ответчиком не представлены.

16 декабря 2020 года МИФНС России № 10 по Вологодской области (далее – МИФНС №10, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Холмогорову В.А. о понуждении к предоставлению налоговой отчетности, ссылаясь на то, что бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от представления указанных выше документов, нарушает права инспекции. В данном случае нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку не представление налоговой отчетности и расчетов создает препятствие инспекции в осуществлении налогового контроля, и, в конечном итоге, обеспечению своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов.

Инспекцией в соответствии со статьей 31 НК РФ проведен весь комплекс мер по привлечению к декларированию Холмогорова В.А., в том числе, в его адрес направлены напоминания о предоставлении расчетов по страховым взносам, уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика, требования о предоставлении налоговых деклараций по НДС и по форме 3-НДФЛ, требования о предоставлении отчетности по страховым взносам, которые оставлены без исполнения.

Административный истец просил признать незаконным бездействие Холмогорова В.А., выразившееся в непредставлении в МИФНС №10 расчетов по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 годы, налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ за 2017, 2018, 2019 годы, налоговых деклараций по НДС за 1, 2, 3, 4, кварталы 2017, 2018, 2019 годов, как Главы КФХ; обязать Холмогорова В.А. в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в МИФНС № 10 расчеты по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 годы, налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2017, 2018, 2019 годы, налоговые декларации по НДС за 1, 2, 3, 4, кварталы 2017, 2018, 2019 годов.

Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2021 года административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие Холмогорова В.А., выразившееся в не представлении в МИФНС №10 расчетов по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 годы как главы крестьянско-фермерского хозяйства. На Холмогорова В.А. возложена обязанность в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в МИФНС №10 расчеты по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 годы. В удовлетворении административных исковых требований к Холмогорову В.А. о понуждении к предоставлению налоговой отчетности - отказано.

В апелляционной жалобе МИФНС №10 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в уклонении от представления налоговой отчетности, и обязании представить налоговую отчетность. Полагает, что вывод суда о том, что инспекция не представила доказательств получения ответчиком фактических доходов в спорных периодах, не имеет правового значения для разрешения требований, поскольку в силу положений налогового законодательства ответчик обязан представить в налоговый орган отчетность даже с «нулевыми» показателями.

В апелляционной жалобе Холмогоров В.А. ставит вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Полагает, что налоговое законодательство не позволяет налоговому органу обращаться в суд с подобным иском. Также указывает на то, что в спорный период фактически не осуществлял деятельность в качестве главы КФХ.

В возражениях на жалобу Холмогорова В.А. представитель МИФНС №10 просит оставить решение в части удовлетворенных требований без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Верещагин В.С. доводы жалобы МИФНС №10 поддержал. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.

Административный ответчик Холмогоров В.А. в суде апелляционной инстанции поддержал доводы своей жалобы, возражал против удовлетворения жалобы МИФНС №10.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалоб, представленных возражений, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) главы крестьянских (фермерских) хозяйств относятся к индивидуальным предпринимателям.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 80 НК РФ установлено, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

В соответствии со статьей 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели.

Налоговым периодом по НДС признается квартал (статья 163 НК РФ).

Налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (статья 174 НК РФ).

В силу статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят, в том числе, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (пункт 1).

При этом налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация в соответствии со статьей 229 НК РФ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае прекращения деятельности, налоговая декларация представляется в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются главой 34 НК РФ «Страховые взносы».

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Как указано в пункте 2 статьи 430 НК РФ, главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена КФХ.

В соответствии с положениями статьи 432 НК РФ главы КФХ обязаны представлять в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы КФХ до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве ГКХ представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения деятельности в качестве ГКХ включительно (часть 4 статьи 432 НК РФ).

Как установлено материалами дела, Холмогоров В.А. был зарегистрирован в качестве главы КФХ с 29 июля 2009 года по 10 декабря 2019 года.

Холмогоровым В.А. не отрицается, что за 2017-2019 годы им не сданы налоговые декларации по НДФЛ, НДС и не представлены расчеты по страховым взносам.

МИФНС № 10 проведен комплекс мер по привлечению к декларированию Холмогорова В.А., в том числе, в его адрес направлены:

- напоминания о предоставлении отчетности по страховым взносам от 30 ноября 2017 года и № 1887 от 11 декабря 2019 года;

- уведомление № 1300 от 07 августа 2020 года о вызове в налоговый орган налогоплательщика;

- требования о предоставлении отчетности по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 годы от 14 февраля 2018 года, от 26 ноября 2018 года, от 28 февраля 2019 года, от 28 февраля 2020 года, от 23 июля 2020 года;

- требования о предоставлении налоговых деклараций по НДС и НДФЛ за 2017, 2018, 2019 годы от 26 февраля 2019 года.

26 ноября 2019 года на заседании комиссии по легализации объектов налогообложения Холмогоров В.А. дал пояснения, что налоговая отчетность будет им предоставлена.

Кроме того, в отношении Холмогорова В.А. инспекцией возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол от 06 октября 2020 года по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 26 от 30 октября 2020 года Холмогорову В.А. назначено наказание в виде предупреждения, постановление не обжаловано и вступило в законную силу.

Также из материалов дела следует, что МИФНС №10 в ходе проведения мероприятий налогового контроля установила ведение Холмогоровым В.А. предпринимательской деятельности с получением прибыли.Разрешая спор, суд первой инстанции, установив факт не представления Холмогоровым В.А., как главы КФХ в МИФНС №10, расчетов по страховым взносам, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в данной части, признав незаконным бездействие ответчика.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем, судебная коллегия не согласна с выводом суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании Холмогорова В.А. представить налоговую отчетность – налоговые декларации за 2017-2019 годы.

Как следует из материалов дела, Холмогоров В.А., будучи главой КФХ, в силу статьей 143 и 227 НК РФ являлся плательщиком НДФЛ и НДС.

Материалами дела подтверждается, что налоговые декларации Холмогоровым В.А. за 2017-2019 годы в МИФНС №10 не представлялись.

При этом доводы ответчика, что он находился на упрощенной системе налогообложения, в связи с чем освобожден от данной обязанности, являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 346.13 НК РФ (в редакции на 29 июля 2009 года) индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер.

Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения было получено Холмогоровым В.А. 31 декабря 2002 года (л.д. 154), однако 29 июля 2009 года в ЕГРИП были внесены сведения о прекращении деятельности Холмогорова В.А. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.161), что в силу статьи 55 НК РФ влечет за собой и прекращение применения данной системы налогообложения.

В силу статьи 346.13 (в редакции на 29 июля 2009 года) вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

При постановке на учет 29 июля 2009 года в качестве главы КФХ Холмогоров В.А. не подавал заявление о применении упрощенной системы налогообложения, доказательств обратного не представлено.

Кроме того, Холмогоров В.А. фактически не применял этот специальный налоговый режим (не сдавал налоговую отчетность, не уплачивал авансовые и налоговые платежи), поэтому не вправе ссылаться на данное обстоятельство.

Отказывая в удовлетворении требований налоговой инспекции в данной части, суд исходил из того, что налоговой инспекцией не представлено доказательств, что Холмогоров В.А. на момент прекращения деятельности получил фактический доход.

Вместе с тем, налоговое законодательство не содержит норм, освобождающих индивидуального предпринимателя (главу КФХ) от сдачи налоговых деклараций при отсутствии у него фактического дохода. Представляя расчеты с «нулевыми» показателями, плательщик заявляет об отсутствии в конкретном отчетном периоде дохода и, соответственно, об отсутствии сумм налоговых платежей, подлежащих уплате за этот отчетный период.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 17 июня 2008 года №499О-О, исходя из того, что обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога, налогоплательщик, даже если предпринимательская деятельность им не ведется и, соответственно, прибыль не извлекается, должен представить в налоговый орган соответствующие документы.

По этой причине судебная коллегия находит административные исковые требования в данной части подлежащими удовлетворению.

Конкретизируя требование статьи 57 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в Налоговом кодексе Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля, и возложил осуществление налогового контроля на налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Бездействие ответчика нарушает права налогового органа на осуществление в отношении него налогового контроля, который направлен на обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, и, в конечном итоге, поступление денежных средств в бюджет государства, как необходимого условия для его существования.

Так, при отсутствии налоговой отчетности и страховых взносов, налоговый орган лишен возможности провести камеральную налоговую проверку, поскольку в силу статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Размер дохода и, соответственно, размер налога имеет существенное значение и для установления размера штрафа за не представление соответствующей налоговой декларации (статья 119 НК РФ).

Таким образом, при не представлении налоговой отчетности нарушаются права и обязанности налогового органа, у инспекции отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика к ответственности, которая зависит от размера неуплаченных налогов.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии у налогового органа права для обращения в суд с иском, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.

Налоговые органы, как следует из статьи 30 НК РФ, составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

В лице налоговых органов государство осуществляет контроль за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в этих целях наделяет их полномочиями предъявлять в суды требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет.

Именно публично-правовым характером налоговой обязанности и необходимостью ее реализации в условиях, которые отвечали бы вытекающим из верховенства права принципам равенства и справедливости, предопределяется, по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, императивный в своей основе метод налогового регулирования и связанность законом налоговых органов, основания, пределы, процедурные и иные условия деятельности которых требуют, насколько возможно, детального определения.

Действительно, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, включая его статью 31, ни Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», устанавливая полномочия налоговых органов, не содержат прямого указания на их право обращаться в суд с иском о принуждении налогоплательщика исполнить его обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Между тем следует учитывать, что при предъявлении такого рода исков органы Федеральной налоговой службы выступают, по сути, в качестве представителя интересов соответствующего публично-правового образования, лишившегося имущества в размере налоговых платежей, которые не поступили в бюджет в результате неправомерных действий физического лица.

В «Обзоре правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения» Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил возможность налогового органа обратиться в суд с требованиями, не предусмотренными статьей 31 НК РФ, в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.

Такое толкование правомочий налоговых органов не противоречит принципу верховенства закона, Конституции Российской Федерации, а также вытекающим из Конституции Российской Федерации и конкретизированным в Налоговом кодексе Российской Федерации принципу связанности налоговых органов законом и принципу основанности на законе деятельности органов исполнительной власти.

Ссылки в апелляционной жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров также не могут повлечь отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.

Доводы жалобы Холмогорова В.А. о том, что фактически им деятельность не осуществлялась, признаются несостоятельными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, то обстоятельство, что закон не освобождает от уплаты страховых взносов лиц, которые, имея статус индивидуального предпринимателя, фактически не занимаются предпринимательской деятельностью, а в результате вынуждены нести расходы по уплате страховых взносов за счет иных своих доходов, не свидетельствует о нарушении прав названной категории граждан, поскольку предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, в установленном порядке прекратить свой статус в любой момент путем обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Холмогорова В.А. являются несостоятельными, не опровергают правильность выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2021 года в части отказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Вологодской области в удовлетворении требований об обязании ФИО1 предоставить налоговую отчетность - отменить.

Принять в данной части новое решение.

Обязать ФИО1 в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу представить в Межрайонную ИФНС России № 10 по Вологодской области налоговые декларации Главы крестьянского фермерского хозяйства по форме 3-НДФЛ за 2017-2019 годы, по форме НДС за 2017-2019 годы.

В остальной части решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи: