№33а-2687/2020
№2а-620/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 18 июня 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.
судей областного суда Хакимовой О.В., Трифоновой О.М.,
при секретаре Козырецком В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Оренбурга, комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга о признании незаконными действий комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга по составлению акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта, принятия решения и распоряжения, вынесении уведомления о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., представителя администрации г. Оренбурга ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что на основании акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории МО «город Оренбург» № 3 от 11 июня 2019 г., составленного специалистом отдела потребительского рынка по Центральному району администрации Южного округа г. Оренбурга, вынесено уведомление № 13 от 3 декабря 2019 г., в котором ему предлагалось добровольно произвести демонтаж незаконно размещенного нестационарного объекта – павильона «Ксения», расположенного по адресу: (адрес).
С действиями административных ответчиков не согласен, поскольку вышеуказанный объект в силу ст. ст. 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации является объектом капитального строительства, что подтверждается распоряжением главы г. Оренбурга № 19-Р от 5 января 2004 г. о предоставлении земельного участка под строительство торгово-остановочного комплекса, а также заключением № 76/05 от 8 июня 2005 г. архитектурно-строительного отдела администрации г. Оренбурга о соответствии торгово-остановочного комплекса проекту и действующим строительным нормам и правилам.
По мнению административного истца, решение Оренбургского городского Совета № 490 от 27 февраля 2018 г. «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» на вышеуказанный объект не распространяется и применяться не должен.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 января 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение районного суда и принять новое решение, которым требования административного иска удовлетворить. Полагает, что судебное решение принято с нарушением норм действующего законодательства, суд неверно оценил представленные доказательства того, что спорный объект является объектом капитального строительства, необоснованно отнес его к нестационарным торговым объектам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Оренбурга ФИО2 просила решение районного суда оставить без изменений.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 11 июня 2019 г. специалистом отдела потребительского рынка по Центральному району Южного округа г. Оренбурга ФИО3 составлен акт № 3 о выявлении незаконного размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования «город Оренбург», в котором указано, что по адресу: (адрес) собственником ФИО1 установлен павильон «Ксения» на земельном участке, который в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, для установки нестационарного объекта не предоставлялся.
3 декабря 2019 г. ФИО1 выдано уведомление № 13 о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта – павильона «Ксения», расположенного по ул. Полигонная, 2, в котором предлагалось в срок до 10 декабря 2019 г. добровольно демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект. В случае невыполнения требования, указанного в уведомлении, демонтаж незаконно размещенного нестационарного объекта будет произведен в принудительном порядке.
Разрешая требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный объект является объектом капитального строительства, суд не установил в действиях Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга по составлению акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта, принятии решения и распоряжения, вынесении уведомления о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта нарушений действующего законодательства и, отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Решением Оренбургского городского совета от 25 апреля 2011 г. № 130 утверждено Положение о комитете потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга.
Согласно пунктам 2.1.7, 2.1.8 Положения Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга разрабатывает схему размещения на территории муниципального образования "город Оренбург" нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом Правительства Оренбургской области; организует предоставление права на размещение на территории муниципального образования "город Оренбург" нестационарных торговых объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Оренбургской области, муниципальными правовыми актами.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 06 октября 2016 г. № 3060-п утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее – Положение).
Согласно п. 2.1 Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" осуществляется в соответствии со схемой размещения объектов нестационарной торговой сети на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам аукциона между Администрацией города Оренбурга и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 28 февраля 2017 г. № 638-а утверждена схема размещения нестационарных объектов на территории города Оренбурга. Перечень объектов указан в приложении к постановлению.
Административным истцом не оспаривается, что объект - павильон «Ксения» по ул. Полигонная в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Оренбурга не включен, договор на право размещения указанного павильона между ФИО1 и администрацией г. Оренбурга не заключался.
Решением Оренбургского городского Совета от 27 февраля 2018 г. № 490 утвержден Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», которым регламентируется деятельность по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории муниципального образования «город Оренбург», а также в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и (или) законами Оренбургской области, на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 2.1 данного Порядка выявление незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" от имени администрации г. Оренбурга осуществляют Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга и администрации Южного и Северного округов.
При выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта уполномоченные должностные лица комитета и округа составляют акт и направляют один экземпляр данного документа в комитет.
В соответствии с п. 3.1 Порядка рассмотрение вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", осуществляется администрацией г. Оренбурга в лице Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии.
Вопросы о демонтаже нестационарного объекта рассматривает межведомственная комиссия, по результатам заседания которой оформляется протокол, и в течение 2 рабочих дней со дня проведения Межведомственной комиссии направляется секретарем комиссии в Комитет (пункты 3.2, 3.4 Порядка).
Решение о демонтаже или об отказе в демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования "город Оренбург" принимается Комитетом с учетом рекомендаций, содержащихся в протоколе заседания Межведомственной комиссии о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования "город Оренбург" в течение 3 рабочих дней со дня получения протокола. Комитетом издается распоряжение о его демонтаже и подготавливается уведомление о демонтаже по форме согласно приложению 1.2 к настоящему Порядку (пункт 3.5).
Уведомление о демонтаже объекта в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения направляется в Округ, и в течение 10 рабочих дней со дня его утверждения опубликовывается в газете "Вечерний Оренбург" и размещается на официальном Интернет-портале города Оренбурга (пункт 3.6).
Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» от 29 ноября 2019 г. № 16, комиссией принято решение рекомендовать комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга демонтировать нестационарные торговые объекты согласно приложению к настоящему протоколу, в перечень которого входит и торгово-остановочный павильон «Ксения» на ул. Полигонная, д. 2.
03 декабря 2019 г. председателем Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга ФИО7 было вынесено распоряжение № 1-39/16, в котором указано подготовить и утвердить уведомление о демонтаже незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», указанных в приложении № 1, и произвести демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов в порядке и сроки, определенные решением.
В приложении № 1 к распоряжению № 1-39/16 от 03 декабря 2019 г. указан объект – торгово-остановочный павильон «Ксения», месторасположение – (адрес).
03 декабря 2019 г. ФИО1 выдано уведомление № 13 о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта – павильона «Ксения», расположенного по (адрес).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что решение о демонтаже павильона «Ксения» принято в соответствии с Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 27 февраля 2018 г. № 490.
Доводы апелляционной жалобы о том, что павильон «Ксения» является объектом капитального строительства, а потому правовые нормы в отношении нестационарного торгового объекта, на него не распространяются, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признаны ошибочными, поскольку п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет объект капитального строительства как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом первой инстанции была заслушана в качестве свидетеля специалист отдела потребительского рынка по Центральному району Южного округа г. Оренбурга ФИО11 которая пояснила, что в ходе осуществления выезда и при визуальном осмотре было установлено, что торгово-остановочный павильон «Ксения», расположенный на (адрес), является нестационарным объектом.
Установив, что с договорных отношений об аренде земельного участка у ИП ФИО1 с Комитетом нет, она 11 июня 2019 г. на месте составила акт о выявлении незаконного размещенного объекта, копия которого была размещена на объекте, и сделана фотофиксация объекта. В связи с отсутствием адреса на объекте, адрес она устанавливала, ориентируясь на дом, расположенный напротив объекта – (адрес). После этого все документы были направлены для рассмотрения в Комитет. После вынесения председателем Комитета распоряжения о демонтаже нестационарного торгового объекта, ею было составлено уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта от 03 декабря 2019 года, которое вручено представителю ФИО1
Представленный административным истцом договор аренды земельного участка № 4/ц-103пр от 31 августа 2004 г. и дополнительные соглашения к указанному договору утратили свое действие 12 апреля 2013 г. (л.д.15). Доказательств, что объект относится к категории объектов капитального строительства не представлено.
Доводы дополнительной апелляционной жалобы о том, что решение Оренбургского городского Совета от 27 февраля 2018 г. № 490 не было представлено в материалы дела, не может стать основанием для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку указанное решение является нормативным правовым актом, который был опубликован в газете "Вечерний Оренбург", N 18, 7 марта 2018 г., а изменения опубликованы в "Вечернем Оренбурге" – 25 сентября 2019 г. Кроме того, указанный нормативный правовой акт имеется в сети «Интернет».
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на субъективно ошибочно понимании заявителем действующего законодательства и несогласием с выводами суда, они аналогичны тем, которые выдвигались им в судебном заседании, были тщательно проверены судом и обоснованно отвергнуты как не основанные на законе и не нашедшие своего подтверждения при разбирательстве дела по мотивам, приведенным в решении.
Законных прав и интересов административного истца незаконными действиями административных ответчиков нарушено не было
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 января 2020 г. оставить без изменений, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: