Судья Ломака Л.А. Дело №33а-20991/2020
№2а-622/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 августа 2020 г. г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Зенина В.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Цехомской Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ивановым П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к территориальному отделу №15 по Тимашевскому, Брюховецкому, Приморско-Ахтарскому районам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» о признании действий незаконными с апелляционной жалобой представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО2 на решение Тимашевского районного суда от 13 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальному отделу №15 по Тимашевскому, Брюховецкому, Приморско-Ахтарскому районам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» о признании действий незаконными.
В обосновании заявленных исковых требований указал, что 10.01.2019 г. им подано заявление в администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарский район о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <№..> с разрешенным использованием «жилищное строительство» в аренду на 49 лет без торгов, в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности. Постановлением главы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения вынесено постановление №231 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <Адрес...>, с кадастровым номером <№..>, общей площадью 26290 кв.м», а именно изменен вид разрешенного использования с «жилищное строительство» на «строительная промышленность». Решением Приморско-Ахтарского районного суда от 01.08.2019 г. и определением 26.11.2019 г. постановление администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарский район от 06.03.2019 г. №213 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <Адрес...>, с кадастровым номером <№..>, общей площадью 26290 кв.м» признано недействительным (ничтожным) в силу закона. Заместителем начальника территориального отдела №15 по Тимашевскому, Брюховецкому, Приморско-Ахтарскому районам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» отказано о внесении изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, так как судебные акты от 01.08.2019 г. и 26.11.2019 г. не содержат указания для ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю на соответствующую кадастровую процедуру, учетно-регистрационное действие, которое необходимо осуществлять в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..>.
Административный истец, с учетом уточнений, просил суд признать действия заместителя начальника территориального отдела №15 по Тимашевскому, Брюховецкому, Приморско-Ахтарскому районам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» ФИО3 по отказу о внесении изменений в ЕГРН в виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№..> с разрешенного использования «строительная промышленность» на «жилищное строительство» незаконными, обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» внести в ЕГРН изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№..> с разрешенного использования «строительная промышленность» на «жилищное строительство».
Решением Тимашевского районного суда от 13 мая 2020 г. административный иск ФИО1 удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. С учетом мнения участников процесса, судебная коллегия, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия усмотрела основания для отмены судебного решения.
Из материалов дела следует, что решением Приморско-Ахтарского районного суда от 01.08.2019 г. на главу администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района возложена обязанность заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№..>, общей площадью 26 290 кв.м., по адресу: <Адрес...>
Далее, определением Приморско-Ахтарского районного суда от 26.11.2019 г. разъяснено решение от 01.08.2019, а именно в течение десяти со дня вступления в законную силу решения суда заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№..> с ФИО1 с разрешенным использованием «жилищное строительство» сроком на 49 лет; постановление администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 06.03.2019 №231 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <Адрес...> с кадастровым номером <№..>, общей площадью 26 290 кв.м.» считать недействительным (ничтожным) в силу закона.
Согласно ответу заместителя начальника территориального отдела № 15 по Тимашевскому, Брюховецкому, Приморско-Ахтарскому районам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» от 03.02.2020 г. исх. 34-19-9 административному истцу отказано о внесении изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, поскольку решение Приморско-Ахтарского районного суда от 01.08.2019 г. и определение от 26.11.2019 г. не содержат указания для ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю на соответствующую кадастровую процедуру, учтено-регистрационное действие, которые необходимо осуществить в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..>.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ) внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости
При этом глава 4 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ устанавливает правила внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия, а глава 5 того же закона устанавливает правила внесения сведений в ЕГРН в уведомительном порядке.
Таким образом, Федеральный закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ, вступивший в действие с 01.01.2017 г., прямо урегулировал правила внесения сведений в ЕГРН в различных правовых порядках: в порядке межведомственного взаимодействия и в уведомительном порядке.
Из содержания статей 35-38 главы 5 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ следует, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не подлежат внесению в ЕГРН в уведомительном порядке.
Пунктом 2 части 1 статьи 32 главы 4 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, сведения об изменении вида разрешенного использовании земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия. При этом соответствующие сведения вносятся органом регистрации на основании принятого уполномоченным органом решения (акта) об изменении вида разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 22 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. №943, в ЕГРН указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
При этом решение (акт) уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№..> в порядке межведомственного взаимодействия представлен не был, ни один из судебных актов указаний о внесений изменений разрешенного использования земельного участка не содержал.
Доводы административного истца о том, что для возникновения права пользования земельным участком в предусмотренных градостроительным регламентом пределах достаточно лишь выражение воли собственника земельного участка или иного заинтересованного лица, несостоятельны.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей служат не только сделки, но также и акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Поскольку отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, носят публично-правовой характер, то до принятия органами государственной власти и местного самоуправление соответствующего акта об установлении или изменении вида разрешённого использования определенного земельного участка, соответствующие ему гражданские права и обязанности по использованию такого земельного участка не возникают.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
При этом доводы административного истца о незаконности отказа административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав ФИО1 не установлен судебной коллегией.
Выводы суда первой инстанции об обратном, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу частей 2-4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного акта.
Согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ФИО1 оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО2 удовлетворить.
Решение Тимашевского районного суда от 13 мая 2020 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска ФИО1 к территориальному отделу №15 по Тимашевскому, Брюховецкому, Приморско-Ахтарскому районам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» о признании действий незаконными отказать в полном объеме.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий: Е.В. Цехомская
Судьи: В.А. Зенин
В.В. Сидоров