Судья: Саитов М.И. УИД 16RS0009-01-2020-001818-40 дело в суде первой инстанции № 2а-622/2020 дело в суде апелляционной инстанции № 33а-9900/2021 учет № 192а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего Сибгатуллиной Л.И., судей Нуриахметова И.Ф., Давлетшиной А.Ф., при секретаре судебного заседания Ханнанове Д.И., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нуриахметова И.Ф. административное дело по апелляционной жалобе Муфтаева Фарида Вазиховича на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 22 декабря 2020 года, которым постановлено: административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Республике Татарстан к Муфтаеву Фариду Вазиховичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворить. Взыскать с Муфтаева Фарида Вазиховича в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Республике Татарстан недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 667 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу в сумме 04 рубля 45 копеек, а всего в размере 671 рублей 45 копеек. В удовлетворении встречного административного искового заявления Муфтаева Фарида Вазиховича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Республике Татарстан о признании задолженности по транспортному налогу и пени безнадежной к взысканию, отказать. Взыскать с Муфтаева Фарида Вазиховича в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Республике Татарстан (далее - межрайонная ИФНС России №17 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным иском к Муфтаеву Ф.В. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу. В обоснование указала, что административному ответчику принадлежало на праве собственности транспортное средство марки ...., государственный регистрационный знак ...., дата регистрации 26 октября 2011 года, дата прекращения права владения 07 октября 2015 года. Муфтаеву Ф.В. был начислен к уплате транспортный налог за 2015 год в сумме 667 рублей со сроком уплаты установленным налоговым законодательством. За неуплату транспортного налога были начислены пени за 2015 год в сумме 04 рубля 45 копеек за период с 2 декабря 2016 года по 21 декабря 2016 года. Плательщику налога требование об уплате налога и пени направлено через личный кабинет, которое в добровольном порядке оплачено не было. Межрайонной ИФНС России №17 по Республике Татарстан было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Муфтаева Ф.В. недоимки по налогам и пени. 8 июля 2020 года определением мирового судьи судебного участка №2 по Бавлинскому судебному району Республики Татарстан судебный приказ от 13 мая 2020 года был отменен. В связи с чем, просили взыскать с Муфтаева Ф.В. недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 667 рублей, пени в сумме 4 рубля 45 копеек, всего в размере 671 рублей 45 копеек. Административным ответчиком по делу Муфтаевым Ф.В. предъявлено встречное административное исковое заявление о признании задолженности по транспортному налогу и пени безнадежной к взысканию, в обоснование которого указано, что в 2015 году за ним числилась задолженность по транспортному налогу, в октябре 2015 года автомашина была снята с учета в связи с утилизацией. Полагает, что задолженность по уплате недоимки и пени по транспортному налогу в сумме 671 рублей 45 копеек следует признать безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом не были приняты исчерпывающие меры для взыскания задолженности, предусмотренные статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации. 22 декабря 2020 года Бавлинский городской суд Республики Татарстан принял решение в вышеприведенной формулировке. 14 апреля 2021 года суд принял дополнительное решение по данному административному делу, которым постановлено: взыскать с Муфтаева Фарида Вазиховича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу межрайонной ИФНС России № 17 по Республике Татарстан недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 667 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за период со 2 декабря 2016 года по 21 декабря 2016 года в сумме 4 рубля 45 копеек, а всего в размере 671 рублей 45 копеек. В апелляционной жалобе Муфтаев Ф.В. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что суд дал неправильную оценку обстоятельствам дела. Дополнительное решение суда лицами, участвующими в деле, не обжаловано. В возражениях на апелляционную жалобу межрайонная ИФНС России №17 по Республике Татарстан указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает решение суда от 22 декабря 2020 года законным и обоснованным и не подлежащим изменению. Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились. В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства. Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Как предусмотрено положениями пункта 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговым периодом, в соответствии со статьей 360 НК РФ, признается календарный год. Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ). В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Как усматривается из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, с 26.10.2011 года по 07.10.2015 года Муфтаев Ф.В. являлся собственником автомобиля марки ...., <дата> года выпуска, государственный регистрационный номер ..... Согласно налоговому уведомлению №106965715 от 12 сентября 2016 года сумма транспортного налога за 2015 года, подлежащая уплате Муфтаевым Ф.В., составила 667 рублей. На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка №2 по Бавлинскому судебному району Республики Татарстан от 13 мая 2020 года с Муфтаева Ф.В. в пользу межрайонной ИФНС России №17 по Республике Татарстан взыскана задолженность по налогам в размере 671 рубль 45 копеек и госпошлина в сумме 200 рублей. Определением мирового судьи судебного участка №2 по Бавлинскому судебному району Республики Татарстан от 08.07.2020 года судебный приказ от 13 мая 2020 года отменен. В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Как следует из пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Материалами дела подтверждается, что требование об уплате пени по транспортному налогу в сумме 667 рублей было направлено в адрес Муфтаева Ф.В. 22 декабря 2016 года с указанием срока для исполнения - до 2 февраля 2017 года. Таким образом, с учетом положений статьи 48 НК РФ, срок для подачи заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу истекал 2 августа 2020 года. При этом, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Муфтаева Ф.В. вышеуказанной суммы ИФНС России №17 по Республике Татарстан обратилось к мировому судье в пределах установленного законом срока. Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. С исковым заявлением о взыскании с Муфтаева Ф.В. задолженности по транспортному налогу налоговый орган обратился в пределах срока, предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ. Ссылки Муфтаева Ф.В. на положения статей 46, 47 НК РФ основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку указанные нормы закона применяются исключительно к действующим индивидуальным предпринимателям и не регламентируют порядок взыскания задолженности с физических лиц. Ссылаясь на вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил административный иск межрайонной ИФНС России № 17 по Республике Татарстан и отказал в удовлетворении встречных административных исковых требований Муфтаева Ф.В. С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна. С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает решение суда правильным и не подлежащим отмене. Доводы апелляционной жалобы Муфтаева Ф.В. направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам. Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда судебной коллегией не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 22 декабря 2020 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Муфтаева Фарида Вазиховича – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара). Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение составлено 7 июля 2021 года. |