ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-628/2021 от 12.09.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Апелл.дело №33а-2144/2022

Первая инстанция №2а-628/2021

УИД 89RS0002-01-2021-000978-55

Судья Сукач Н.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 сентября 2022 года город Салехард

Судья Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал по частной жалобе руководителя Управления федерального казначейства по ЯНАО Чистофат Н.Б. на определение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 30 марта 2022 года,

У С Т А Н О В И Л:

Определением Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 июня 2021 года, вынесенным в рамках административного дела 2а-628/2021 по административному исковому заявлению Пискунова С.А. о признании действий ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по ЯНАО незаконными, на Пискунова С.А. наложен судебный штраф в размере 3 000 рублей.

Определение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 июня 2021 года исполнено судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лабытнанги в полном объеме, денежные средства в размере 3 000 рублей удержаны с Пискунова С.А. в счет погашения судебного штрафа.

Определением суда ЯНАО от 25 октября 2021 года определение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 июня 2021 года отменено.

Определением Лабытнангского городского суда ЯНАО от 30 марта 2022 года произведен поворот исполнения определения Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 июня 2021 года о наложении судебного штрафа.

На определение суда от 30 марта 2022 года представителем Управления федерального казначейства по ЯНАО Чистофат Н.Б. принесена частная жалоба, в которой она полагала указанное определение незаконным и подлежащим отмене в связи с отсутствием правовых оснований для взыскания денежных средств с УФК по ЯНАО, поскольку УФК по ЯНАО не являлось получателем денежных средств.

В соответствии с ч. 2 ч. 2.1, ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные ст. 305 КАС РФ. Частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 362 Кодекса административного судопроизводства РФ вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.

Если в новом судебном акте об отмене или изменении ранее принятого судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, административный ответчик вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции (часть 2 статьи 362 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Статьей 361 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Задачей поворота исполнения решения суда является возвращение лицу всего, что с него необоснованно взыскано по отмененному судебному акту.

В силу ч. 5 ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ счет операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), государственных внебюджетных фондов и подлежащими возврату или перечислению в случаях и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 N 356 «О случаях и порядке возврата или перечисления средств, поступающих во временное распоряжение получателей бюджетных средств» возврат плательщику или перечисление средств во временном распоряжении осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на основании распоряжения о совершении казначейских платежей, сформированного и представленного получателем бюджетных средств, являющимся участником системы казначейских платежей, согласно правилам организации и функционирования системы казначейских платежей, установленным в соответствии с положениями пункта 5 статьи 242.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.

Положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.

На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).

Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).

Из материалов дела следует, что 18 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство № 96439/21/89003-ИП на основании определения Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 июня 2021 года о наложении на Пискунова С.А. судебного штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 216-219).

31 октября 2021 года вынесено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по ЯНАО об окончании исполнительного производства № 96439/21/89003-ИП на основании исполнения в полном объеме требований исполнительного документа (л.д. 220).

Управлением ФССП России по ЯНАО представлен отзыв на частную жалобу Федерального казначейства, где указано, что 09 сентября 2022 года в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лабытнанги поступило заявление Пискунова С.А. о добровольном исполнении судебного штрафа в сумме 3000 рублей с приложением платежных документов. Согласно платежным документам Пискунов С.А. поручил перечисление денежных средств на счет, получателем которого является УФК по ЯНАО. Платежи были выполнены до возбуждения исполнительного производства - до 18 августа 2022 года, а именно: распоряжение составлено 30 июля 2022 года, исполнено 2 августа 2022 года. Денежные средства Пискунова С.А. на депозитный счет УФССП России по ЯНАО не поступали.

Согласно поручениям Пискунова С.А. о перечислении на счет от 30 июля 2022 года, исполненным 2 августа 2022 года, в графе VII - информация о получателе средств, п. 8.55 банковский идентификационный код указано - 007182108.

По запросу судьи от Управления Федерального казначейства от 05 сентября 2022 года поступил ответ, согласно которому платежи, произведенные по поручению Пискунова С.А., учтены на лицевом счете Управления Федеральной налоговой службы по ЯНАО (межрайонного ИФНС России № 1 по ЯНАО) № 04901498420.

В силу положений ч. 3 ст. 362 КАС РФ заявление о повороте исполнения судебного акта рассматривается в порядке, установленном частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса, согласно которой об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

О времени и месте рассмотрения заявления о повороте уведомляются все заинтересованные стороны, но их неявка не препятствует рассмотрению заявления.

Таким образом, денежные средства, подлежащие возврату, учтены в налоговом органе, который о рассмотрении заявления Пискунова С.А. о повороте исполнения определения Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 июня 2021 года о наложении судебного штрафа, не уведомлялся.

При таких обстоятельствах определение суда от 30 марта 2022 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку суд второй инстанции не вправе подменять суд первой инстанции, в компетенцию которого входит рассмотрение заявления по существу.

При новом рассмотрении суду необходимо выяснить, что за денежные средства были оплачены в поручениях о перечислении денежных средств на счет, являлась ли оплата данных средств оплатой судебного штрафа, где учтены данные денежные средства, уведомить всех заинтересованных по делу лиц, вынести определение, соответствующее требованиям закона.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года отменить, возвратить заявление Пискунова С.А. о повороте исполнения определения Лабытнангского городского суда ЯНАО от 17 июня 2021 года о наложении судебного штрафа в Лабытнангский городской суд ЯНАО на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья (подпись) Н.В.Мочалова