ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6303/19 от 06.02.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-864/2020

2а-6303/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 6 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

судей областного суда Кудряшова В.К., Трифоновой О.М.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, администрации Южного округа г.Оренбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе администрации Южного округа г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 октября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., представителя администрации Южного округа г.Оренбурга Коваль Д.Ю., прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Трофимова А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд г.Оренбурга с административным иском к управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - УСДХ администрации г.Оренбурга), управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - УЖКХ администрации г.Оренбурга), администрации Южного округа г.Оренбурга.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Оренбурга по результатам рассмотрения обращения Идрисова А.К. установлено, что административными ответчиками не обеспечено надлежащее отведение ливневых и талых вод по адресу: (адрес), ул.(адрес)(адрес).

В целях принятия технического решения вопроса по отводу талых и ливневых вод с указанного участка территории было организовано выездное совещание с участием представителей УСДХ администрации г.Оренбурга, УЖКХ администрации г.Оренбурга, администрации Южного округа г.Оренбурга, в результате которого принято решение о необходимости ремонта тротуарной части с поднятием уровня покрытия и устройства ливнеприемных лотков между тротуаром и проезжей частью для отвода воды в существующую ливнеприемную решетку на углу проезжей части (адрес) и (адрес).

В нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» сроки устранения нарушений законодательства органом местного самоуправления не определены, лица, ответственные за выполнение указанных мероприятий, не назначены.

28 июня 2019 г. прокурором г. Оренбурга в адрес главы г. Оренбурга внесено представление об устранении нарушения законодательства, выразившегося в бездействии по организации надлежащего отведения талых и ливневых вод на участке по адресу: (адрес). Требования прокурора, изложенные в представлении, не исполнены.

Прокурор г. Оренбурга просил признать незаконным бездействие УСДХ администрации г.Оренбурга, УЖКХ администрации г.Оренбурга, администрации Южного округа г.Оренбурга по обеспечению надлежащего отведения талых и ливневых вод на участке по адресу: (адрес); возложить обязанность на УСДХ администрации г.Оренбурга, УЖКХ администрации г.Оренбурга, администрацию Южного округа г.Оренбурга обеспечить устройство тротуара и установку бортового камня для предотвращения подтопления территории по адресу: (адрес).

Судом постановлено решение, которым административный иск прокурора удовлетворен. На административных ответчиков возложена обязанность обеспечить устройство тротуара и установку бортового камня для предотвращения подтопления территории по адресу: (адрес) срок до 1 ноября 2020 г.

С решением суда не согласилась администрация Южного округа г.Оренбурга, в апелляционной жалобе просит решение изменить в части, касающейся признания незаконным бездействия администрации Южного округа г.Оренбурга и возложения на администрацию обязанностей по обеспечению устройства тротуара и бортового камня для предотвращения подтопления территории по адресу: (адрес) срок до 1 ноября 2020 г. Указывает, что со стороны администрации Южного округа незаконное бездействие отсутствует, уполномоченным органом для производства определенного судом вида работ от имени администрации г.Оренбурга является исключительно управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга.

На апелляционную жалобу прокурором г.Оренбурга поданы письменные возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Южного округа г. Оренбурга Коваль Д.Ю. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Прокурор отдела прокуратуры Оренбургской области Трофимов А.А. просил решение суда оставить без изменений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 30 декабря 2013 г. УСДХ администрации г.Оренбурга был заключен муниципальный контракт с ООО «Регион». По условиям контракта УСДХ администрации г. Оренбурга являлось заказчиком по выполнению ремонта существующей дождевой канализации по пр.Победы от ул.8 Марта до ул.Шевченко в г.Оренбурге. Работы по устройству ливневой канализации по пр.Победы от ул.8 Марта до ул.Шевченко в г.Оренбурге выполнены в соответствии с проектной документацией прошедшую государственную экспертизу.

В ходе рассмотрения неоднократных обращений гражданина ФИО6, в целях принятия технического решения вопроса по отводу талых и ливневых вод с участка по адресу: (адрес) было организовано выездное совещание с участием представителей УСДХ администрации г.Оренбурга, УЖКХ администрации г.Оренбурга, администрации Южного округа г.Оренбурга. В результате совещания принято решение о необходимости ремонта тротуарной части с поднятием уровня покрытия и устройства ливнеприемных лотков между тротуаром и проезжей частью для отвода воды в существующую ливнеприемную решетку на углу проезжей части (адрес) и (адрес).

Согласно ответу администрации г. Оренбурга от (дата) на представление от 28 июня 2019 г. прокурора г. Оренбурга следует, что для отвода талой и дождевой воды с территории по (адрес) необходимо устройство тротуара из асфальтобетонного покрытия, контроль за организацией работ возложен на Управление строительства и дорожного хозяйства администрации (адрес). Сроки устранения нарушений не определены.

Работы для предотвращения подтопления территории по адресу: (адрес) не выполнены, что не оспаривается административными ответчиками.

Удовлетворяя требования административного иска прокурора, суд проанализировал нормы законодательства и сделал обоснованный вывод, что организация водоотведения находится в компетенции органов местного самоуправления. УСДХ, УЖКХ администрации (адрес) являются отраслевым (функциональным) органом администрации (адрес), а администрация (адрес) территориальным органом администрации (адрес), именно к полномочиям этих органов относится от имени администрации (адрес) осуществлять исполнительно-распорядительные полномочия (функции) по организации в том числе водоотведения. Учитывая, что надлежащих мер по организации водоотведения по адресу: (адрес) административными ответчиками не принимается, суд сделал вывод об их незаконном бездействии.

Судебная коллегия с этим выводом суда первой инстанции соглашается.

Доводы апелляционной жалобы администрации Южного округа г.Оренбурга об отсутствии с их стороны незаконного бездействия были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина "канализация": отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, местная администрация обладает полномочиями для принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Решением Оренбургского городского совета от 28 июня 2011 г. N 215 утверждено Положение об администрации округа г. Оренбурга.

Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения администрация округа г.Оренбурга является территориальным органом администрации г.Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении главы г.Оренбурга. Администрации округов в соответствии с территориальным делением г.Оренбурга, установленным Уставом муниципального образования "город Оренбург", образуются в территориальных единицах г. Оренбурга - Северном и Южном округах.

Администрация округа на территории округа г.Оренбурга в рамках выделенных бюджетных средств осуществляет от имени администрации г. Оренбурга следующие исполнительно-распорядительные полномочия (функции): организует в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение (за исключением многоквартирных домов), снабжение населения топливом (п.2.1 Положения).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно пункту 1.1 статьи 1 Положения об управлении строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга (утв. решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 г. № 186), УСДХ администрации г.Оренбурга, является отраслевым (функциональным) органом администрации г.Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя главы г.Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству.

УСДХ администрации г.Оренбурга от имени администрации г.Оренбурга осуществляет полномочия по формированию и реализации муниципальной политики в области строительства и осуществления дорожной деятельности в г.Оренбурге и обладает следующими полномочиями (функциями): осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург», а также оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург» и сооружений на них. Устанавливает порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург» в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами; осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург» в пределах своей компетенции в соответствии с Правилами содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург», утвержденными постановлением администрации г.Оренбурга. (пункты 2.2, 2.11 статьи 2 Положения).

Решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011г. №187 утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга.

Согласно пункту 1.1 указанного Положения УЖКХ администрации г.Оренбурга также является отраслевым (функциональным) органом администрации г.Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении первого заместителя главы г.Оренбурга.

Управление от имени администрации г.Оренбурга обеспечивает эффективное функционирование городского жилищно-коммунального хозяйства, формирование и реализацию единой политики города в области развития жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства города; обеспечивает проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации единой жилищной политики в муниципальном образовании "город Оренбург", направленной на решение жилищной проблемы жителей города Оренбурга, участие в реализации мероприятий, установленных федеральными, региональными, муниципальными программами, с целью оказания поддержки гражданам и обладает полномочиями (функциями): по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; по подготовке проекта решения об определении для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа гарантирующей организации; по осуществлению согласования вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; по организации разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения города Оренбурга; по организации согласования результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения; по организации утверждения технических заданий на разработку инвестиционных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения; по организации согласования инвестиционных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения; по организации заключения соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных законодательством (пункты 2.4-2.11 Положения).

Вместе с тем, в резолютивной части суд возложил на административных ответчиков обязанность обеспечить устройство тротуара и установку бортового камня, однако правового обоснования, почему именно таким способом следует произвести отведение талых и ливневых вод, в решении не приведено.

Суд первой инстанции не учел, что решение вопросов водоотведения, в том числе функционирование, обустройство ливневой канализации, действующее законодательство относит к исключительной компетенции административных ответчиков. Понуждение ответчиков к совершению указанных действий является ограничением их права на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий.

В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения, предоставив возможность административным ответчикам самим определить за счет каких средств, какие меры и каким образом следует устранить подтопление, каким образом произвести отведение талых и ливневых вод на участке по адресу (адрес).

Доводы апелляционной жалобы о том, что именно УДСХ должно исполнить решение суда, ошибочны, организация в границах городского округа отведения талых и ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, относится к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа и в том числе учреждениями, которые созданы в целях решения вопросов местного значения.

Доводов, которые дают правовые основания для отмены решения суда в апелляционной жалобе не приведено.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 октября 2019 г. изменить.

Изложить абзац 3 резолютивной части в следующей редакции: «Возложить обязанность на Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, администрацию Южного округа города Оренбурга обеспечить отведение талых и ливневых вод для предотвращения подтопления территории по адресу: (адрес) срок до (дата)».

В остальной части решение оставить без изменений.

Председательствующий:

Судьи: