ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-634/2022 от 06.07.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Голубовская Н.С. Дело № 33а-4026/2022

№ 2а-634/2022

55RS0007-01-2021-009361-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Илларионова А.В.,

судей Харламовой О.А., Шукеновой М.А.

при секретаре Сивожелезовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 июля 2022 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Рахманова Н. Н.ча к Администрации города Омска о признании недействующим в части постановления Администрации города Омска от 6 декабря 2021 года № 751-п «Об установлении публичного сервитута»

по апелляционной жалобе Рахманова Н. Н.ча на решение Центрального районного суда г. Омска от 6 апреля 2022 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия

установила:

Рахманов Н.Н. обратился в суд с названным выше заявлением, в обоснование указав, что является собственником земельного участка, площадью кв.м, с кадастровым номером по адресу: который фактически используется производственной базой. На земельном участке находятся гараж, крытая стоянка.

Постановлением Администрации города Омска от 6 декабря 2021 года № 751-п «Об установлении публичного сервитута» (далее также – постановление № 751) в интересах акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «Омск РТС») установлен публичный сервитут в целях размещения, эксплуатации сетей теплоснабжения, в том числе, в отношении части земельного участка, принадлежащего административному истцу, площадью 367 кв.м.

Считая, что правовых оснований для установления сервитута не имелось, поскольку из постановления № 751-п не следуют основания установления публичного сервитута, не усматриваются общественные интересы (социальные потребности) при его установлении, просил признать недействующим постановление Администрации города Омска от 6 декабря 2021 года № 751-п «Об установлении публичного сервитута» в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка, площадью 367 кв.м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, по адресу: , исключить часть земельного участка площадью кв.м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером , из постановления Администрации города Омска от 6 декабря 2021 года № 751-п «Об установлении публичного сервитута».

Решением Центрального районного суда Омской области от 6 апреля 2022 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Рахманов Н.Н. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить, выражая несогласие с выводами суда об отсутствии необходимости обоснования установления публичного сервитута, не соглашаясь с применением письма Минэкономразвития России от 1 марта 2019 года № д23и-6636, в котором дается разъяснение в рамках переходного периода (до 1 января 2022 года), в связи с чем суду надлежало проверить факт возникновения права собственности общества до 1 сентября 2018 года на спорный линейный объект. Отмечает, что Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства и практики его применения, а его письма не имеют нормативного характера и носят информационный характер. Обращает внимание, что судом неверно распределено бремя доказывания, поскольку административный ответчик не представил доказательств принятия оспариваемого акта с соблюдением установленного порядка, в то время как административный истец доказал нарушение своих прав. Указывает на недопустимость лишения собственника возможности использования земельного участка по прямому назначению, на то, что судом не была исследована иная возможность реализации прав лица, обратившегося за установлением публичного сервитута, что судом не был исследован вопрос планировки территории, что исключило применение оснований отказа в установлении публичного сервитута, предусмотренных подпунктами 6, 7 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Приводит довод о том, что судом не был принят во внимание приказ Минстроя России от 17 августа 1992 года № 197 «О типовых правилах охраны тепловых сетей» в части положений, устанавливающих расстояние от тепловых сетей до здания.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции в установленном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Администрации города Омска Баканова К.И., представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Коваль Е.М., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Рахманов Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , площадью кв.м, на котором расположен также находящийся в собственности административного истца объект недвижимости – гараж, крытая стоянка: здание, назначение: нежилое, площадью 589,2 кв.м (л.д. 29, 30).

На основании постановления Администрации города Омска от 6 декабря 2021 года № 751-п «Об установлении публичного сервитута» в интересах акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «Омск РТС») установлен публичный сервитут в целях размещения, эксплуатации сетей теплоснабжения «Тепловая трасса II тепловой район, луч по улице Труда», принадлежащих АО «Омск РТС» на праве собственности от 16 июня 2014 года № 55-55-01/116/2014-963, в том числе, в отношении части принадлежащего Рахманову Н.Н. земельного участка площадью кв.м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение:

Считая постановление № 751-п в указанной выше части не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права собственника земельного участка, Рахманов Н.Н. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании постановления № 751-п недействующим в оспариваемой части, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовое регулирование в оспариваемой части установлено органом местного самоуправления без превышения предоставленных полномочий и в соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу, с соблюдением компетенции и порядка опубликования нормативного правового акта.

Судебная коллегия областного суда соглашается с выводами обжалуемого решения суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях: в том числе размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 5 статьи 39.39 ЗК РФ не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 ЗК РФ, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений (подпункт 2 пункта 5 статьи 39.39 ЗК РФ).

Согласно статье 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 данной статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года (пункт 1 указанной статьи).

Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК РФ, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года (пункт 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (пункт 1 статьи 39.40 ЗК РФ).Как следует из материалов дела, АО «Омск РТС» 2 ноября 2021 года обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с ходатайством об установлении публичного сервитута сетей теплоснабжения «Тепловая трасса II тепловой район, луч по улице Труда» в целях осуществления их эксплуатации.

Сети теплоснабжения согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельству о государственной регистрации права от 16 июня 2014 года с указанной даты принадлежат АО «Омск РТС» на праве собственности, в связи с чем вопреки доводу административного истца судом проверен факт возникновения права собственности общества на линейный объект, при этом данное право возникло до 1 сентября 2018 года.

По смыслу пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в переходный период, предусмотренный данным пунктом, собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10 октября 2018 года № 542).

Таким образом, с учетом положений действующего законодательства правовых оснований для отказа в установлении публичного сервитута в отношении части земельного участка, принадлежащего административному истцу, по ходатайству АО «Омск РТС» при уставленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельствах дела не имеется.

Проверяя полномочия на принятие оспариваемого правового акта, соблюдение процедуры принятия и опубликования, судебная коллегия исходит из следующих обстоятельств.

Согласно подпункту 12 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11 апреля 2012 года № 3, департамент архитектуры организует рассмотрение вопросов по установлению публичных сервитутов в отношении земельных участков и (или) земель в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области и его населения, публичных сервитутов в отдельных целях, в том числе осуществляет подготовку проектов правовых актов Администрации города Омска об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков и (или) земель для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения на территории города Омска, публичных сервитутов в отдельных целях, принимает решения об отказе в установлении указанных публичных сервитутов.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ 3 ноября 2021 года сообщение о возможном установлении публичного сервитута размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет» в разделе «Развитие» - «Земля, недвижимость, реклама» - «Земельные отношения» - «Сервитуты» - «Публичный сервитут в отдельных целях».

Сообщение о возможном установлении публичного сервитута в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ № 49 опубликовано в газете «Третья Столица» от 4 ноября 2021 года (л.д. 78-82).

Постановление Администрации города Омска от 6 декабря 2021 года № 751-п «Об установлении публичного сервитута» опубликовано в установленном порядке в газете «Третья столица» от 9 декабря 2021 года (л.д. 206).

Сведения о границах публичного сервитута внесены в установленном порядке в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 45-57).

В письме Минэкономразвития России от 1 марта 2019 года № Д23и-6636 не создается новое правовое регулирование, а содержится разъяснение по обращению относительно установления публичного сервитута для размещения линейных объектов в рамках ЗК РФ и Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Правовые основания для отказа в удовлетворении требований административного истца следуют из законодательства, регулирующего установление публичного сервитута, и процессуального законодательства, а потому ссылка суда первой инстанции на указанное письмо не может повлечь отмену правильного по существу решения суда.

Довод Рахманова Н.Н. о том, что судом не изучен вопрос планировки территории, в связи с чем не были применены основания для отказа в установлении публичного сервитута, предусмотренные, в частности подпунктами 6,7 пункта 1 ст. 39.44 ЗК РФ, не может быть принят во внимание.

В соответствии с подпунктами 6, 7 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если: границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса (подпункт 6); установление публичного сервитута в границах, указанных в ходатайстве, препятствует размещению иных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории (подпункт 7).

Положения подпункта 6 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ содержат ссылку на цели, предусмотренные подпунктами 6, 7 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ.

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, по смыслу пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в переходный период, предусмотренный данным пунктом, собственники существующих инженерных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК, поскольку иное не предусмотрено законом.

Как следует из материалов дела, тепловая сеть является существующей, год завершения её строительства, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, – 1971 (л.д. 100). То есть публичный сервитут установлен не для строительства инженерного сооружения, а в соответствии со специальной нормой статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

С 16 марта 2017 года согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости часть земельного участка с кадастровым номером , на который установлен публичный сервитут, обременена охранной зоной тепловой трассы II тепловой район, луч по улице Труда, расположенной по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Леконта, узел П-УЗ-6в от виадука через железнодорожные пути до ул. Лобкова (реестровый номер 55:36-6.6), границы которой проходят по границам установленного публичного сервитута (реестровый номер 55:36-6.3227).

Согласно преамбуле Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от 17 августа 1992 года № 197, типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.

Исходя из пункта 4 данных Типовых правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».

С учетом того, что вышеуказанные сети теплоснабжения, принадлежащие АО «Омск РТС», являются существующими с 1971 года, а право собственности на них зарегистрировано в установленном порядке, довод административного истца о несоответствии требованиям СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» в части расстояний от тепловых сетей до зданий, не может являться основанием для удовлетворения требований административного истца.

Поскольку согласно схеме расположения границ публичного сервитута (л.д. 141) границы публичного сервитута не выходят за пределы границы территориальной зоны с особыми условиями использования, установленной в отношении вышеназванных существующих сетей теплоснабжения, оснований для вывода о нарушении постановлением № 721-п в оспариваемой части требований законодательства, имеющего большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца при установлении публичного сервитута не имеется.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 6 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 июля 2022 года.