Судья Венек И.В. | Дело № 2а - 638/2021 |
Докладчик Седых Н.А. | Дело № 33а-1962/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2021 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего | Крылова Н.А., |
судей | Седых Н.А., Качура И.О., |
при секретаре | Лашневой Т.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Поронайского городского округа по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов, возложении обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов
по апелляционной жалобе администрации Поронайского городского округа на решение Поронайского городского суда от 31 мая 2021 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Седых Н.А., судебная коллегия
установила:
27 апреля 2021 года Поронайский городской прокурор обратился в суд с административными исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц, в которых с учетом последующих уточнений просил признать незаконным бездействие администрации Поронайского городского
округа по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права
собственности на автомобильные дороги местного значения в Поронайском
городском округе в с.Гастелло, с.Соболиное, с.Майское, с.Восток, включенные в реестр муниципальной
собственности, возложить обязанность в течение 12 месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права
собственности на автомобильные дороги местного значения в границах
Поронайского городского округа в с.Гастелло, с.Соболиное, с.Майское, с.Восток, включенные в реестр
муниципальной собственности.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере дорожного движения, выразившиеся в не постановке на кадастровый учет объектов из числа автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов улично-дорожной сети в границах Поронайского городского округа в с.Гастелло, с.Соболиное, с.Майское, с.Восток, указанных в постановлении администрации Поронайского городского округа от 11февраля 2021 года № 103 и включенных в реестр муниципального имущества. Считает, что не оформление права собственности препятствует органу местного самоуправления в полной мере принимать меры по самостоятельному решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащему содержанию автомобильных дорог в границах городского округа, а также принимать участие в реализации государственных программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета, направленных на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности. Отмечает, что отсутствие права собственности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта, что прямо указывает на бездействие со стороны администрации.
Определением суда от 24 мая 2021 года дела по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Поронайского городского округа просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано на отсутствие бездействия со стороны администрации, поскольку возложенные на нее полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности осуществляются вне зависимости от регистрации права собственности на них. Отмечают, что поставить автомобильные дороги на кадастровый учет будет возможно только после завершения работ по межеванию земельных участков, запланированных муниципальной программой на 2022 год. Считают, что установление судом иных сроков выполнения данных мероприятий является вмешательством в осуществление полномочий органов местного самоуправления.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Поронайский городской прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации Поронайского городского округа в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Ф.И.О.4, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2).
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае, если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело.
Статьей 177 Кодекса административного судопроизводства предусмотрено, что решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана судьей и приобщена к административному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его.
Из материалов дела следует, что 31 мая 2021 года состоялось судебное разбирательство по данному делу, по выходу из совещательной комнаты согласно аудиопротоколу судебного заседания судом объявлена резолютивная часть решения.
Вместе с тем, резолютивная часть решения суда в материалах дела отсутствует.
Кроме того, текст резолютивной части мотивированного решения суда не соответствует резолютивной части решения, объявленной в судебном заседании 31 мая 2021 года, о чем свидетельствует аудиозапись судебного заседания, приобщенная к материалам дела на материальном носителе.
Таким образом, судом первой инстанции нарушены требования закона о подписании и приобщении к материалам дела резолютивной части решения, оглашенной немедленно после разбирательства дела по существу, соответственно, настоящее дело не содержит решения суда, объявленного судом первой инстанции по результатам рассмотрения дела.
Допущенное судом нарушение норм процессуального права в силу положений пункта 5 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с изложенным, вынесенное решение подлежит отмене с одновременным принятием по делу нового судебного постановления.
Разрешая заявленные требования, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что на администрацию муниципального образования «Поронайский городской округ» в силу закона возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования, чему должна предшествовать постановка их на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, указанные в административных исках автомобильные дороги, включенные в реестр муниципального имущества муниципального образования, на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности на них органом местного самоуправления в установленном законом порядке не зарегистрировано.
При таких данных, судебная коллегия, руководствуясь приведенными правовыми нормами и установленными обстоятельствами, приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, поскольку неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности нарушает единство правового пространства Российской Федерации.
Кроме того, содержание части 3 статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает на то, что оформление права собственности органа в отношении автомобильных дорог местного значения влияет на бюджетную обеспеченность и эффективное финансирование в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, на затраты, связанные с капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильную дорогу, расположенную в пределах границ муниципального образования и предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше требований закона, а также препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дороги, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям – приведению в надлежащее состояние, в связи с чем оспариваемое прокурором бездействие администрации Поронайского городского округа нарушает права неопределенного круга лиц.
Доводы стороны административного ответчика о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку при ненадлежащем исполнении обязанностей в области дорожной деятельности поставлены под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Поронайского городского суда от 31 мая 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Поронайского городского округа по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов, возложении обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Поронайского городского округа по неосуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов Поронайского городского округа и включенных в реестр муниципальной собственности:в селе Соболиное, в селе Майское, в селе Гастелло, в селе Восток.
Возложить обязанность на администрацию Поронайского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов Поронайского городского округа, именно:
- в селе Соболиное: ул.Больничная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ СЕ-200), ул.Кирова (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ СЕ-201), ул.Нагорная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ СЕ-202), ул.Октябрьская (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ СЕ-203), ул.Черемушки (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ СЕ-204), ул.Школьная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ СЕ-205);
- в селе Майское: ул.Ленина (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ МЕ-107), ул.Ларишева (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ МЕ-108), ул.Лесная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ МЕ-109), ул.Фурманова (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ МЕ-110);
- в селе Гастелло: ул.Вокзальная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-111), ул.Загородная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-112), ул.Заречная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-113), ул.Лесная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-114), ул.Нагорная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-115), ул.Пограничная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-116), ул.Приморская (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-117), ул.Рабочая (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-118), ул.Речная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-119), ул.Спортивная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-120), ул.Центральная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-121), пер.Зеленый (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-122), пер.Новый (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-123), пер.Полевой (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-124), от ул.Центральной до котельной № 9 (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-125) от ул.Лесной до котельной № 10 (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-126), от ул.Речная до ВНС (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ГА-127);
- в селе Восток: ул.Гагарина (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-182), ул.Железнодорожная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-183), ул.Заводская (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-184), ул.Мира (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-185), ул.Приморская (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-186), ул.Полевая (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-187), ул.Рабочая (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-188), ул.Строительная (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-189), дорога к полигону ТБО (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-190), дорога к очистным сооружениям от ул.Гагарина (идентификационный номер автомобильной дороги 64-240 ОП МГ ВК-191).
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Н.А.Крылов
Судьи Н.А.Седых
И.О.Качура