ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-641/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-12332/2022 (2а-641/2022)

город Уфа 13 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Куловой Г.Р.,

судей Зиновой У.В.,

Каримовой Ф.М.,

при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора к Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры о возложении обязанности изменить наименование,

по апелляционной жалобе руководителя Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры Гребенюк Е.А. на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 14 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Зиновой У.В., судебная коллегия

установила:

Белебеевский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, обосновывая его тем, что по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения требований законодательства об общественных объединениях в деятельности административного ответчика. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Региональная общественная организация содействия органам государственной власти и прокуратуры зарегистрирована 11 июня 2020 года. 07 сентября 2021 года зарегистрированы изменения в сведениях о наименовании данного общественного объединения, согласно которым с указанной даты оно называется Межрегиональная общественная организация содействия органам государственной власти и органам прокуратуры. Согласно Уставу Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры от 16 июля 2021 года - сокращенное наименование организации МРООС прокуратура. Проведенная проверка показала, что в наименовании данного общественного объединения с учетом внесенных в него изменений содержатся слова «прокуратура», «органов прокуратуры», производные от официального наименования федерального органа. В силу положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются. Кроме того, изучение Устава показало, что он прошит и скреплен печатью с эмблемой, схожей до степени смешения с Государственным гербом Российской Федерации и геральдическим знаком - эмблемой прокуратуры Российской Федерации, учрежденной Указом Президента Российской Федерации. Согласно Уставу МРООС прокуратура эмблема организации представляет собой грифон с опущенными желтыми крыльями, с зеленым щитом, мечом и колонной на щите. Визуально данные эмблемы схожи, что противоречит положениям Федерального закона «Об общественных объединениях». Таким образом, в наименовании административного ответчика содержатся слова «органам прокуратуры», «прокуратура», которые являются производными от официального наименования федерального органа государственной власти и может вызвать у третьих лиц стойкую ассоциацию с отношением деятельности организации к деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, что повлечет за собой ввод их в заблуждение о деятельности некоммерческой организации, способствует злоупотреблению сложившимся положением властвования и дискредитирует органы прокуратуры Российской Федерации, может нанести вред интересам государства. 25 января 2022 года в отношении административного ответчика межрайонная прокуратура по результатам проведенной проверки внесла представление об устранении нарушений законодательства об общественных объединениях, которое было направлено заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации руководителя - Гребенюк Е.Л. Вместе с тем, адресатом указанное представление не получено и возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения. По состоянию на 09 марта 2022 года выявленные нарушения законодательства об общественных объединениях административным ответчиком не устранены.

На основании вышеизложенного административный истец просил обязать Межрегиональную общественную организацию содействия органам государственной власти и органам прокуратуры изменить наименование путем подачи в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации, касающихся исключения из наименования Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры слова «прокуратура», «органам прокуратуры».

Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 14 апреля 2022 года исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора к Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры удовлетворены, на Межрегиональную общественную организацию содействия органам государственной власти и органам прокуратуры возложена обязанность изменить наименование путем подачи в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации, касающихся исключения из наименования Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры слова «прокуратура», «органам прокуратуры».

Не согласившись с указанным решением суда, руководитель Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры Гребенюк Е.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать. В обоснование указала, что административное исковое заявление не содержит сведений о том, в чем именно заключаются интересы неопределенного круга лиц, каким образом наименование нарушает права этих лиц, на стадии принятия исковое заявление подлежало оставлению без движения. Суд не проверил, действительно ли круг лиц является неопределенным, не мотивировал, в чем выражается наступление последствий от ненадлежащего использования ответчиком в своем наименовании слов «прокуратура», «органов прокуратуры», как именно ответчик вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, в чем выражается ассоциация. Суд указал на очевидное отклонение ответчика, как участника гражданского оборота, от добросовестного поведения, однако не вынес на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о таком поведении, чтобы стороны могли изложить свои доводы. Ответчик надлежащим образом осуществляет свою деятельность в рамках уставных целей. Судом не дана надлежащая правовая оценку тому, что МРООС прокуратура является социальной волонтерской организацией, не осуществляет деятельность присущую прокуратуре, не злоупотребляет сложившимся положением и не претендует на вхождение в единую систему прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, проверкой, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, и прокурором Республики Башкортостан в отношении аналогичной организации АНО «Содействие органам государственной власти и прокуратуре», принадлежащей ответчику, какой-либо схожести, либо нарушения в наименовании не выявлено. Суд первой инстанции не указал, чем именно руководствовался и какие методы и способы им применялись при сравнении наименования Прокуратуры Российской Федерации и наименования ответчика, имеются ли у суда специальные познания для проведения сравнительного анализа, требуется ли привлечение эксперта. Также суд не учел, что смена фирменного наименования ответчика приведет к размыванию его идентичности среди сотни общественных организаций и не позволит в полной мере укрепить наработанный имидж.

Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2022 года совершен переход к рассмотрению дела по апелляционной жалобе руководителя Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры Гребенюк Е.А. на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 14 апреля 2022 года по правилам административного судопроизводства.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

От представителя заинтересованного лица МРИ ФНС России № 39 по Республике Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу. в котором они полагают решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заинтересованного лица Гребенюка В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Латыпова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью 1 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Основания для обращения в суд для прокурора носят оценочный характер и определяются необходимостью защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публично-правовых субъектов. При этом прокурор сам определяет характер и степень интереса, подлежащего защите, с правом окончательной оценки со стороны суда.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Региональная общественная организация содействия органам государственной власти и прокуратуры зарегистрирована в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан в качестве общественной организации, о чем 16 июня 2020 года в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером №.... Учредителями являются Гребенюк ВИ, Гребенюк ЕЛ (руководитель), СВЕ, МСВ. Наименование вида деятельности: деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (основной), и дополнительные - издание книг, деятельность в области права, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие, деятельность спортивных клубов (л.д. 9-15, 58-59).

14 сентября 2020 года зарегистрированы изменения в сведениях о наименовании данного общественного объединения, согласно которым с указанной даты наименованием является: Межрегиональная общественная организация содействия органам государственной власти и органам прокуратуры, сокращенное название «МРООС прокуратура» (л.д.9).

Из материалов дела усматривается, что Межрегиональная общественная организация содействия органам государственной власти и органам прокуратуры осуществляет свою деятельность на основе Устава, утвержденного протоколом общего собрания членов № 4 от 16 июля 2021 года (новая редакция).

Представленный в материалах дела Устав прошит и скреплен печатью с эмблемой общественной организации (л.д. 183-198 оборот)

Согласно п. 1.7. Устава Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры, утвержденного протоколом общего собрания членов № 4 от 16 июля 2021 года, сокращенное наименование организации: «МРООС прокуратура» (л.д.184).

В соответствии с п.2.1 Устава одной из основных целей деятельности организации является сотрудничество институтов гражданского общества и правоохранительных органов государства и прокуратуры в деле эффективного предупреждения нарушения законодательства (л.д. 185).

Пунктом 2.2.1 Устава Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры предусмотрено, что эмблема организации представляет собой грифон с опущенными желтыми крыльями, с зеленым щитом, мечом и колонной на щите (л.д. 186).

По результатам проверенной проверки соблюдения требований законодательства об общественных объединениях в деятельности Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и прокуратуры, Генеральная прокуратура Российской Федерации 30 августа 2021 года поручила прокуратуре Республики Башкортостан дать оценку законности регистрации Управлением Минюста России по Республике Башкортостан указанной организации при ее несоответствии положениям статей 24, 28 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (л.д. 35).

13 сентября 2021 года Белебеевской межрайонной прокуратурой во исполнение указанного поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и задания прокуратуры Республики Башкортостан от 01 сентября 2021 года, данного в его исполнение, в адрес прокуратуры Республики Башкортостан направлена информация о результатах проверки Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и прокуратуры, согласно которой указанная организация зарегистрирована по адресу: Республика Башкортостан, г.Белебей, ул. Советская, дом 30/3, однако какую-либо деятельность организация по указанному адресу не осуществляет. Указано, что в межрайонную прокуратуру жалобы на Межрегиональную общественную организацию содействия органам государственной власти и прокуратуры не поступали (л.д. 63-64).

21 сентября 2021 года Белебеевской межрайонной прокуратурой Управлению Министерства юстиции Российской Федерации направлено предложение рассмотреть возможность принятия мер в пределах полномочий о привлечении Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и прокуратуры к установленной законом ответственности.

24 сентября 2021 года прокуратурой Республики Башкортостан в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего реализацию полномочий в сфере государственной регистрации некоммерческой организации Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и прокуратуры (л.д. 44-47).

По результатам рассмотрения представления прокуратуры Республики Башкортостан, 13 октября 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации в адрес МРООС прокуратура направлено предупреждение, обязывающее устранить выявленные нарушения. В качестве выявленных нарушений, в том числе указано, что в практической деятельности организация использует символику, визуально схожую с Государственным гербом Российской Федерации и эмблемой прокуратуры Российской Федерации, у членов организации имеется фирменное обмундирование, схожее с формой одежды работников прокуратуры, что может вызвать у третьих лиц стойкую ассоциацию с отнесением организации к деятельности органов прокуратуры и повлечь за собой ввод в заблуждение граждан относительно вида деятельности организации, дискредитировать органы прокуратуры и нанести вред интересам государства (л.д. 48-52).

25 января 2022 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан направлено предупреждение, обязывающее устранить выявленные нарушения. В качестве выявленных нарушений указано на наличие в наименовании слова «прокуратура» и необходимости устранить данное нарушение до 28 февраля 2022 года.

По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 августа 2021 года №74/1-1079-2021, а также прокуратуры Республики Башкортостан от 24 декабря 2021 года №7/2-05-2021 Белебеевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об общественных объединениях в деятельности Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и прокуратуры. По результатам котрой 25 января 2022 года в прокуратуру Республики Башкортостан направлена соответствующая информация (л.д. 103-104).

В ходе проведенной проверки установлено, что в полном наименовании проверяемой общественной организации и в ее сокращенном виде содержатся слова «органам прокуратуры», «прокуратура» соответственно, которые являются производными от официального наименования федерального органа государственной власти.

Кроме того, в ходе проведенной проверки выяснено, что по адресу регистрации: ..., указанная организация фактически свою деятельность не осуществляет, органов управления данной организацией по указанному адресу не имеется.

Из материалов проверки усматривается, что один из учредителей данной организации Гребенюк В.И. неоднократно представлялся сотрудником прокуратуры, предъявлял удостоверение с его фотографией в форменном обмундировании синего цвета с погонами, визуально схожими с форменным обмундированием работников органов прокуратуры Российской Федерации, описанным в приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.05.2017 № 372 «О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи» (л.д.75, 76, 77-78).

По результатам указанной проведенной проверки, Белебеевской межрайонной прокуратурой в отношении административного ответчика 14 января 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства об общественных объединениях с требованием безотлагательно принять меры к устранению допущенных нарушений федерального законодательства, которое 25 января 2022 года было направлено заказным письмом Гребенюк ЕЛ по адресу: ... (ШПИ ...). Адресатом указанное представление не получено и возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (л.д. 8-18).

В связи с тем, что по состоянию на 09 марта 2022 года выявленные нарушения законодательства об общественных объединениях МРООС прокуратура не устранены, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, установив, что наименование административного ответчика, в том числе сокращенное, с учетом внесенных в него изменений от 14 сентября 2020 года, содержит слова «прокуратура», «органов прокуратуры», производные от официального наименования федерального органа государственной власти, пришел к выводу, что это может вызвать у третьих лиц стойкую ассоциацию с отношением деятельности организации к деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, что повлечет за собой ввод их в заблуждение о деятельности некоммерческой организации, способствует злоупотреблению сложившимся положением властвования и дискредитирует органы прокуратуры Российской Федерации, может нанести вред интересам государства.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с указанными выводами суда, основанными на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах.

В силу пункта 2 части 4 статьи 473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» в наименовании общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Согласно частям 1, 3 статьи 11 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом. Поскольку из наименования административного ответчика следует, что в нем используется словосочетание «органов прокуратуры», в сокращенном наименовании слово «прокуратура», производные от официального наименования федерального органа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований административного истца.

Межрегиональная общественная организация содействия органам государственной власти и органам прокуратуры использует наименование с использованием наименования федерального органа, органов входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, что вводит в заблуждение государственные органы и граждан относительно характера и сферы деятельности названной общественной организации, может повлечь за собой неверное представление граждан о том, что административный ответчик имеет отношение к единой федеральной системе органов прокуратуры.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что из материалов дела следует, что член МРООС прокуратура и один из ее учредителей Гребенюк В.И. неоднократно представлялся сотрудником прокуратуры, предъявлял удостоверение с его фотографией в форменном обмундировании синего цвета с погонами, визуально схожими с форменным обмундированием работников органов прокуратуры Российской Федерации, описанным в приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.05.2017 № 372 «О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи» (л.д. 82-87).

Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены обжалуемого решения основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, получили надлежащую правовую оценку в решении и не влияют на его законность и обоснованность.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в наименовании ответчика слово «прокуратура» и словосочетание «органам прокуратуры» содержатся в такой словоформе и комбинации слов соответственно, что не требует специальных познаний для определения их схожести с наименованием федерального органа Прокуратура Российской Федерации и иных прокуратур, входящих в его единую систему.

Доводы апелляционной жалобы о том, что вопреки выводам суда административный ответчик не осуществляет деятельность, присущую органам прокуратуры, правового значения не имеют, поскольку в данном случае, наличие в наименовании Общественной организации слова «прокуратура» и словосочетания «содействия органам прокуратуры» вводит государственные органы и граждан в заблуждение относительно такой деятельности административного ответчика, создавая ассоциацию принадлежности к органам прокуратуры и выполняемым им функциям.

Доводы административного ответчика о том. что смена наименования приведет к «размыванию» идентичности Общественной организации среди сотни общественных организаций не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают установленные выше обстоятельства.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 14 апреля 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Межрегиональной общественной организации содействия органам государственной власти и органам прокуратуры Гребенюк Е.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Г.Р. Кулова

судьи У.В. Зинова

Ф.М. Каримова

Справка: судья Ломакина А.А.