Дело № 11а-5269/2021 Судья Рыбакова М.А.
Дело № 2а-648/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Ишимова И.А., Кокоевой О.А.,
при секретаре Перепечиной В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к ФИО3 о взыскании недоимки по земельному налогу и задолженностей по пеням,
по апелляционной жалобе представителя ФИО3 – ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 28 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения представителя ФИО3 – ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Центральному району г. Челябинска – ФИО5 на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Центральному району г. Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании недоимки по земельному налогу в размере 12 151 руб., задолженности по пеням по земельному налогу в размере 58,07 руб., задолженности по пеням по транспортному налогу в размере 145,12 руб. и задолженности по пеням по налогу на имущество физических лиц в размере 217,83 руб., ссылаясь в обоснование на то, что административный ответчик, имея в собственности земельные участки, как налогоплательщик земельного налога, в установленный законом срок не исполнил обязанность по его уплате, в связи с чем у него образовалась недоимка по земельному налогу за 2016-2018 годы, на которые начислены пени. Также административный ответчик в срок, установленный законодательством, своевременно не уплатил недоимки транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, на которые ему были начислены пени.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 28 января 2021 года заявленные требования ИФНС России по Центральному району г.Челябинска удовлетворены: с ФИО3 в пользу ИФНС России по Центральному району г.Челябинска взысканы задолженность по земельному налогу в сумме 12 151 руб., пени по земельному налогу в размере 58,07 руб., пени по транспортному налогу в размере 145,12 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 217,83 руб. Также с ФИО3 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 502,88 руб.
В апелляционной жалобе ФИО3 через своего представителя ФИО4 просит отменить решение суда в части взыскания земельного налога по ставке 1,5 % по объекту налогообложения – земельному участку, расположенному по адресу: г<адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, в размере 4 989 руб. за 2016 год и в размере 4 989 руб. за 2017 год, принять по делу новое решении в данной части – исчислить земельный налог по ставке 0,2 % в отношении вышеназванного земельного участка. В жалобе указано, что согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> он относится к категории земель «Земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «Для ведения садоводства и возведения строений, земли запаса (неиспользуемые)». Выписка из ЕГРН является единственным доказательством зарегистрированного права и только она, а не сведения, предоставленные налоговым органом, или содержащиеся в открытых источниках интернет-сайта Росреестра, содержит достоверные сведения относительно категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Следовательно, налоговая ставка в отношении данного земельного участка должна быть установлена в размере 0,2 %, как в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения. Обращено внимание на то, что указанный земельный участок расположен в границах <адрес>, не используется в предпринимательской деятельности и приобретен (предоставлен) для ведения садоводства или огородничества. Кроме того, по аналогичному земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащему ФИО3 и расположенному по адресу: <адрес>, налоговый орган применил налоговую ставку равную 0,2 %. Таким образом, суд первой инстанции неверно применил положения решения Челябинской городской Думы от 22 ноября 2005 года № 8/11 «О земельном налоге на территории города Челябинска».
Административный ответчик ФИО3 в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) посчитала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов и сторонами не оспаривалось, за ФИО3 в 2016-2018 годах были зарегистрированы следующие объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 24 оборот).
22 сентября 2017 года ФИО3 по почте было направлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от 31 августа 2017 года, которым ФИО3 предложено уплатить в срок не позднее 01 декабря 2017 года, в том числе земельный налог за 2016 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с применением налоговой ставки 0,2 % в размере 613 руб., земельный налог за 2016 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с применением налоговой ставки 0,2 % в размере 665 руб., при этом в отношении вышеназванных земельных участков применена налоговая льгота на сумму исчисленных налогов, в связи с чем к уплате указано 0 руб. (л.д. 139-140).
09 октября 2018 года ФИО3 по почте было направлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от 03 октября 2018 года, которым ФИО3 предложено уплатить в срок не позднее 04 декабря 2018 года, в том числе земельный налог за 2017 год в размере 613 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с применением налоговой ставки 0,2 %, земельный налог за 2017 год в размере 304 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с применением налоговой ставки 0,2 %, при этом в отношении вышеназванных земельных участков применена налоговая льгота на сумму исчисленных налогов, в связи с чем к уплате указано 0 руб. (л.д. 17, 18).
11 сентября 2019 года ФИО3 по почте также направлялось налоговое уведомление № <данные изъяты> от 23 августа 2019 года, содержащее расчет земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на сумму 613 руб. по ставке 0,2, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на сумму 334 руб. по ставке 1,5 %. Также данным налоговым уведомлением ФИО3 произведен перерасчет земельного налога за 2016 год и 2017 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на сумму 613 руб. по ставке 0,2 % за каждый налоговый период соответственно без учета применения налоговой льготы, а также за 2016 год и 2017 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по ставке 1,5 % в размере 4 989 руб. за каждый налоговый период соответственно без учета налоговой льготы, всего начислено 12 151 руб. (л.д. 11-12, 13).
23 декабря 2019 года ФИО3 через личный кабинет налогоплательщика было выставлено требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 19 декабря 2019 года, полученное им 26 декабря 2019 года, в котором ему указывалось на необходимость произвести оплату в срок до 21 января 2020 года недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 12 151 руб., пеней по земельному налогу в размере 41,82 руб. (л.д. 14, 16, 23).
Также ФИО3 требованием № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 10 июля 2019 года указывалось на необходимость произвести оплату в срок до 05 ноября 2019 года, следующих пеней:
- по транспортному налогу с физических лиц в размере 26,36 руб.;
- по транспортному налогу с физических лиц в размере 102,43 руб.;
- по транспортному налогу с физических лиц в размере 117,79 руб.;
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 6,84 руб.;
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 213,92 руб.;
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 105,97 руб.;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 58,38 руб.;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 22,42 руб. (л.д. 19-20).
Данное требование согласно базе АИС Налог-3 ПРОМ было обновлено (направлено) через личный кабинет налогоплательщика 29 декабря 2019 года (л.д. 23).
Определением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> Центрального района г. Челябинска от 07 августа 2020 года отменен судебный приказ этого же мирового судьи от 13 марта 2020 года, которым в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска с ФИО3 взыскивалась задолженность по налогам (л.д. 9, 10).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции в связи с несвоевременной оплатой ФИО3 налога на имущество и транспортного налога согласился с налоговым органом о необходимости взыскания пеней, начисленных на указанные налоги с учетом их частичного списания. Также, установив наличие в собственности ФИО3 земельных участков, суд, принимая во внимание вид их разрешенного использования, признал обоснованным начисление земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по ставке 0,2 %, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – по ставке 1,5 %.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия не может в полном объеме согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В пункте 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пункт 1 ст. 389 НК РФ к объекту налогообложения относит земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Как указывалось, ФИО3 в 2016-2018 годах принадлежали на праве собственности земельные участки, следовательно, он в силу упомянутых выше правовых норм является плательщиком земельного налога.
В абзаце 3 п. 2 ст. 52 НК РФ оговорено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Абзац 1 п. 2.1 ст. 52 НК РФ также допускает перерасчет сумм ранее исчисленных земельного налога и налога на имущество физических лиц не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
По смыслу приведенных выше правовых норм налоговый орган вправе исчислить налог на имущество физических лиц и произвести его перерасчет не более чем за три налоговых периода посредством направления налогоплательщику налогового уведомления.
Исходя из п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Также решением Челябинской городской Думы от 22 ноября 2005 года № 8/11 «О земельном налоге на территории города Челябинска» (вместе с «Дифференцированными налоговыми ставками в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка», «Перечнем дополнительных категорий налогоплательщиков, для которых установлены налоговые льготы по земельному налогу») на территории г. Челябинска установлены следующие дифференцированные налоговые ставки в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков:
- 0,15 процента в отношении земельных участков:
1) занятых индивидуальными жилыми домами (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к индивидуальному жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
2) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства.
- 0,2 процента в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- 0,3 процента в отношении земельных участков:
1) отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением индивидуальных жилых домов, доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
- 0,5 процента в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, занятых гаражными кооперативами и индивидуальными гаражами граждан, в том числе на период строительства.
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В пункте 2 ст. 394 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) также оговорено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В порядке п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, исходя из правоустанавливающих документов, имеет категорию – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли запаса (неиспользуемые) (л.д. 58, 71, 72). В выписке из ЕГРН от 02 февраля 2021 года, представленной административным ответчиком, указано, что данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения садоводства и возведения строений, земли запаса (неиспользуемые) (л.д. 91-94).
Следовательно, с учетом указанного выше вида разрешенного использования – для ведения садоводства и возведения строений, земли запаса (неиспользуемые), а также положений решения Челябинской городской Думы от 22 ноября 2005 года № 8/11 «О земельном налоге на территории города Челябинска» в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению налоговая ставка 0,2 процента, в том случае, если данный участок не используется в предпринимательской деятельности.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Из документов, представленных налоговой инспекцией суду апелляционной инстанции, следует, что на территории спорного земельного участка расположено строение, использующееся в предпринимательской деятельности, а именно гостевой дом «<данные изъяты>», т.е. происходит сдача в аренду жилых помещений.
Вышеуказанное обстоятельство подтверждается сведениями из источников, размещенных в общем доступе (2gis.ru, flamp.ru), а также протоколом обследования (осмотра) от 24 июля 2019 года, составленным старшим государственный налоговым инспектором отдела оперативного контроля ИФНС России по Центральному району г. Челябинска ФИО1 (л.д. 112-115, 117).
Однако указанные выше доказательства свидетельствуют об использовании земельного участка в предпринимательской деятельности только в 2019 году. Сведений о том, что земельный участок использовался в этих же целях в 2016-2018 годы, за которые начислен земельный налог, материалы дела не содержат.
В представленных ИНФС России по Центральному району г. Челябинска суду апелляционной инстанции письменных объяснениях от 26 мая 2021 года № <данные изъяты> сообщено, что помимо протокола обследования от 24 июля 2019 года, обращения налогоплательщика ФИО2 от 11 июля 2019 года, которые свидетельствуют об использовании земельного участка в предпринимательской деятельности в 2019 году (с июля), иные сведения, подтверждающие использование земельного участка в предпринимательской деятельности, а следовательно, обосновывающие применение ставки 1,5 % при расчете налога за периоды 2016-2018 годы в налоговом органе отсутствуют (л.д. 157-159).
Исходя из налоговых уведомлений № <данные изъяты> от 31 августа 2017 года, № <данные изъяты> от 03 октября 2018 года, № <данные изъяты> от 23 августа 2019 года, а также упомянутых выше письменных объяснений от 26 мая 2021 года № <данные изъяты> на спорном земельном участке расположен жилой жом с кадастровым номером <данные изъяты>.
Таким образом, в нарушение требований ч. 4 ст. 289 КАС РФ налоговой инспекцией не доказано наличие оснований для взыскания с административного ответчика недоимок по земельному налогу за 2016-2018 годы, рассчитанному с применением налоговой ставки 1,5 %, как для прочих земельных участков, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющего вид разрешенного использования – для ведения садоводства и возведения строений, земли запаса (неиспользуемые).
При указанных обстоятельствах при расчете налога за 2016-2018 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежала применению налоговая ставка 0,2 %, следовательно, сумма налога за 2016 год составит 665 руб. (332627 руб. х 0,2 %), за 2017 год – 665 руб. (332627 руб. х 0,2 %), за 2018 год – 665 руб. (332627 руб. х 0,2 %).
При этом судебная коллегия отмечает, что в налоговом уведомлении № <данные изъяты> от 23 августа 2019 года земельный налог за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> рассчитан в размере 334 руб., и данная сумма в составе общей задолженности по земельному налогу за 2016-2018 годы была включена в требование № <данные изъяты> об уплате налога и пеней по состоянию на 19 декабря 2019 года.
Земельный налог за 2016-2018 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был рассчитан с применением налоговой ставки 0,2 % в сумме 613 руб. за каждый налоговый период. Правильность данного расчета налога административным ответчиком по делу не оспаривалась, сам расчет проверен судебной коллегией и признан верным.
Учитывая изложенное, недоимка по земельному налогу за 2016 год в отношении принадлежащих административному ответчику 2-х земельных участков составит 1278 руб. (613 руб. + 665 руб.), за 2017 год – 1278 руб. (613 руб. + 665 руб.), за 2018 год – 947 руб. (613 руб. + 334 руб.).
Исходя из абз. 2 п. 6 ст. 58 НК РФ в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
Таким образом, ФИО3 обязан был уплатить земельный налог за 2016-2018 годы в указанном выше размере в срок, указанный в налоговом уведомлении № <данные изъяты> от 23 августа 2019 года, – не позднее 02 декабря 2019 года.
Оснований для уплаты земельного налога за 2016-2017 годы в сроки не позднее 01 декабря 2017 и 04 декабря 2018 года соответственно, установленные в налоговых уведомлениях № <данные изъяты> от 31 августа 2017 года, № <данные изъяты> от 14 июля 2018 года, у ФИО3 не имелось, так как сумма данного налога к уплате составляла 0 руб.
С учетом изложенного недоимки по земельному налогу за 2016-2018 годы возникли у ФИО3 03 декабря 2019 года, т.е. на следующий день после истечения срока уплаты данных налогов, установленного в налоговом уведомлении № <данные изъяты> от 23 августа 2019 года.
В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Пункт 1 ст. 72 НК РФ устанавливает, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пп. 1, 2 ст. 75 НК РФ).
В порядке пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании п. 4 ст. 75 пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно расчету пеней (л.д. 15) налоговой инспекций на недоимки по земельному налогу за 2016-2018 годы начислены пени за период с 03 по 18 декабря 2019 года на сумму 41,82 руб. В связи с произведенным судом перерасчетом налогов сумма пеней за указанный период на недоимку за 2016 год составит 4,40 руб. (1278 руб. х 13 дней х 1/300 х 6,5 + 1278 руб. х 3 дня х 1/300 х 6,25), на недоимку за 2017 год – 4,40 руб. (1278 руб. х 13 дней х 1/300 х 6,5 + 1278 руб. х 3 дня х 1/300 х 6,25), на недоимку за 2018 год – 3,26 руб. (947 руб. х 13 дней х 1/300 х 6,5 + 927 руб. х 3 дня х 1/300 х 6,25), итого общая сумма пеней составит 12,06 руб.
В порядке п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговой инспекцией, как указывалось выше 23 декабря 2019 года, т.е. в установленный законом трехмесячный срок было направлено ФИО3 требование № 58825 об уплате земельного налога и пеней по состоянию на 19 декабря 2019 года.
Исходя из административного искового заявления, расчета пеней по требованию № <данные изъяты> по состоянию на 10 июля 2019 года (л.д. 21-22), а также письменных пояснений от 14 мая 2021 года (л.д. 123), письменных пояснений от 17 мая 2021 года (л.д. 142-143), письменных объяснений от 26 мая 2021 года (л.д. 157-159), налоговой инспекцией произведено начисление пеней в размере 213,92 руб. за период с 06 февраля 2019 года по 09 июля 2019 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, равную 5403 руб., погашенную 01 ноября 2019 года, а также пеней в размере 3,91 руб. за период с 02 октября 2015 года по 30 ноября 2015 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2012 год, равную 236,96 руб. При этом в административном исковом заявлении, письменных пояснениях от 17 мая 2021 года указано, что недоимка за 2012 год не погашена, а в письменных объяснениях от 26 мая 2021 года – погашена 01 ноября 2019 года.
Согласно административному исковому заявлению пени в размере 102,43 руб. начислены за период с 06 февраля 2019 года по 09 июля 2019 года на недоимку по транспортному налогу за 2014 год, равную 2587 руб. Однако в расчете пеней (л.д. 22) отражено начисление пеней в указанном размере на недоимку по транспортному налогу за 2017 год, равную 2587 руб. В последующем в письменных пояснениях от 14 мая 2021 года (л.д. 123), 17 мая 2021 года (л.д. 142) вновь указано, что пени в размере 102,43 руб. начислены на недоимку по транспортному налогу за 2014 год. В других письменных пояснениях от 17 мая 2021 года (л.д. 144), а также письменных объяснениях от 26 мая 2021 года расчет пеней в размере 102,43 руб. произведен от недоимки по транспортному налогу за 2017 год. С учетом анализа представленных документов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пени в размере 102,43 руб. начислены налоговым органом на недоимку по транспортному налогу за 2017 год, которая по сведениям инспекции была оплачена 01 ноября 2019 года.
Пени в размере 42,69 руб. начислены за период с 02 октября 2015 года по 30 ноября 2015 года на недоимку по транспортному налогу за 2014 год, равную 2587 руб. При этом в административном исковом заявлении, письменных пояснениях от 14 мая 2021 года указано, что данная недоимка не погашена. В письменных пояснениях от 17 мая 2021 года и письменных объяснениях от 26 мая 2021 года данная недоимка значится как погашенная 01 ноября 2019 года.
Кроме того, исходя из административного искового заявления, письменных пояснений от 14 мая 2021, письменных пояснений от 17 мая 2021 года и письменных объяснений от 26 мая 2021 года, налоговым органом произведено начисление пеней в размере 16,25 руб. за период с 02 октября 2015 год по 30 ноября 2015 года на недоимку по земельному налогу за 2014 год, равную 985 руб., и непогашенную административным ответчиком до настоящего времени.
Проверяя обоснованность начисления пеней судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пп. 2 и 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
В то же время ст. 59 НК РФ в подп.подп. 1 - 4.3 п. 1 определены конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» безнадежными к взысканию и подлежащими списанию признаются недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
При этом федеральный законодатель, возлагая обязанность на налоговый орган по исчислению суммы налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 408 НК РФ) и устанавливая общие сроки и порядок уплаты налогов (ст.ст. 57, 58 НК РФ), одновременно предусмотрел, что налог на имущество подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц согласно ст. 405 НК РФ признается календарный год.
Применительно к настоящему делу налог на имущество физических лиц за 2012 год подлежал уплате в 2013 году.
Таким образом, образовавшаяся недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2012 год имела место по состоянию на 1 января 2015 года, следовательно, налогоплательщик имел право на ее списание как безнадежной к взысканию.
При таких обстоятельствах на указанную выше недоимку по налогу не подлежали начислению пени.
Данная правовая позиция сформулирована в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2020 года № 87-КА20-1.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что с учетом положений п. 1 ст. 72, пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Между тем по настоящему делу отсутствуют доказательства взыскания с административного ответчика в судебном порядке пенеобразующей недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 985 руб. Добровольно указанная недоимка также не оплачена. В этой связи начисление на нее пеней представляется неправомерным.
В соответствии с представленными налоговым органом сведениями в письменных пояснениях от 17 и 26 мая 2021 года, а также с учетом данных, отраженных в КРСБ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в размере 5403 руб., недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 2587 руб., недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 2587 руб. были оплачены административным ответчиком 01 ноября 2019 года, в связи с чем начисление на них пеней является обоснованным.
В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 этого же пункта).
Таким образом, правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и соответственно исчисления срока для обращения в суд является установление наличия/отсутствия превышения общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования.
Из материалов дела усматривается, что по требованию № <данные изъяты> по состоянию на 10 июля 2019 года общая сумма пеней не превысила 3000 руб. В данном случае шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании подлежал исчислению с 21 января 2020 года, установленного в требовании № <данные изъяты> по состоянию на 19 декабря 2019 года, с учетом которого общая сумма недоимок по земельному налогу и пеней превысила 3000 руб.
Следовательно, в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ срок для взыскания общей задолженности по двум требованиям истекал 21 июля 2020 года (по истечении 6 мес. со дня истечения срока, указанного в требовании № <данные изъяты>).
Согласно штампу мирового судьи на сопроводительном письме от 12 марта 2020 года налоговая инспекция с заявлением о вынесении судебного приказа обратился к мировому судье 13 марта 2020 года (л.д. 10), т.е. в предусмотренный абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ срок.
Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая дату обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском по почте (16 октября 2020 года) и дату отмены судебного приказа (07 августа 2020 года), им соблюден срок обращения, предусмотренный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным решение суда изменить, указав на частичное удовлетворение административного иска и взыскание с административного ответчика в пользу налоговой инспекции недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 1278 руб., задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку за период с 03 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года, в размере 4,40 руб., недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 1278 руб., задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку за период с 03 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года, в размере 4,40 руб., недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 947 руб., задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку за период с 03 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года, в размере 3,26 руб., а также задолженности по пеням, начисленным на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 06 февраля 2019 года по 09 июля 2019 года, в размере 213,92 руб., задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 06 февраля 2019 года по 09 июля 2019 года, в размере 102,43 руб., задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 30 ноября 2015 года, в размере 42,69 руб.
Исходя из ч. 3 ст. 111 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в части взыскания с административного ответчика государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом приведенных выше правовых норм, а также частичного удовлетворения административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании подп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 28 января 2021 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
«Административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к ФИО3 о взыскании недоимок по земельному налогу и задолженностей по пеням удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска:
- недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 1278 руб., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку за период с 03 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года, в размере 4,40 руб.;
- недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 1278 руб., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку за период с 03 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года, в размере 4,40 руб.;
- недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 947 руб., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку за период с 03 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года, в размере 3,26 руб.;
- задолженность по пеням, начисленным на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 06 февраля 2019 года по 09 июля 2019 года, в размере 213,92 руб.;
- задолженность по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 06 февраля 2019 года по 09 июля 2019 года, в размере 102,43 руб.;
- задолженность по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 30 ноября 2015 года, в размере 42,69 руб.;
всего взыскать 3874,10 руб.
В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления ИФНС России по Центральному району г. Челябинска отказать.
Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.».
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи