ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-64/2022 от 05.05.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Амержанова Р.О. Дело № 33а-2750/2022

№ 2а-64/2022

55RS0008-01-2021-000821-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Илларионова А.В.,

судей областного суда Латышенко Н.Ф., Харламовой О.А.,

при секретаре Сивожелезовой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 5 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению администрации Азовского немецкого национального района Омской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области о признании незаконными действий, предписания,

по апелляционной жалобе администрации Азовского немецкого национального района Омской области на решение Азовского районного суда Омской области от 16 февраля 2022 года, которым требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

администрация Азовского немецкого национального района Омской области обратилась в суд к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее Управление Россельхознадзора по Омской области) о признании незаконными действий, предписания.

В обоснование заявленных требований указала, что в период с 5.07.2021 по 16.07.2021 года должностным лицом Управления Россельхознадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка земельного участка с кадастровым номером: <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом, вышеуказанный участок расположен в <...> метрах на юго-восток от ориентира.

В результате проведенной проверки установлено ненадлежащее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения. Со всей площади земельного участка отобраны образцы для установления в почве солей тяжелых металлов, содержания нефтепродуктов и бензапирена, которые направлены на исследование. В результате проведенного исследования установлено наличие бензапирена, массовая доля которого в представленных образцах превышает предельно допустимую.

Полагает, что при проведении проверки должностными лицами Управления Россельхознадзора допущены процессуальные нарушения, установленные положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившиеся в том, что выездная проверка проведена без проведения предшествующей ей документарной проверки.

Кроме того при проведении проверки отбор образцов (проб) почвы проведен с нарушением установленных ГОСТ 17.<...>-2017, ГОСТ 17.<...>-2017, ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 положений. В связи с этим отбор проб произведен с явным искажением результатов анализов под влиянием окружающей среды. Также обращает внимание на то, что изменение целевого использования земельного участка осуществлено в целях использования земельного участка в соответствии с его назначением согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Отбор проб произведен на земельном участке в отсутствие арендатора земельного участка. Проведение мероприятий по рекультивации земельного участка воспрепятствует арендатору использовать земельный участок по назначению. Загрязнение почвы продуктами горения, если таковые имеются, не могут воспрепятствовать использованию земельного участка по его целевому назначению.

Просит признать незаконными действия Управления Россельхознадзора по Омской области, выразившихся в проведении выездной проверки в отношении Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области в период с <...> по <...>, вынесении предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от <...>№ <...>, признании незаконным предписания от <...>№ <...>.

В судебном заседании представитель административного истца Макшеева О.А. заявленные требования поддержала.

Представители административного ответчика Управления Росссельхознадзора по Омской области Меньщикова О.М., Юрьев В.П. просили в удовлетворении требований отказать.

Решением Азовского районного суда Омской области от 16.02.2022 года в удовлетворении административного искового заявления администрации Азовского немецкого национального района Омской области отказано.

Не согласившись с указанным решением, Глава администрации Азовского немецкого национального района Омской области просит решение суда отменить, принять новое. В обоснование жалобы указывает на то, что проведение проверки должно соответствовать требованиям Федерального закона от 31.07.2020 № 248 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Ссылается на то, что на момент проведения выездной проверки в отношении земельного участка с кадастровым номером: <...> зарегистрировано обременение в виде аренды сроком с <...> по <...>. Суд не принял во внимание, что правообладателем является физическое лицо, которому переданы все права владения и пользования земельным участком. Управлением Россельхознадзора по Омской области не было внесено изменений в ежегодный план проверки, контролируемое лицо не заменено и не извещено о предстоящей проверке.

Обращает внимание на то, что суд первой инстанции не учел, что на момент проверки вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> изменен с «сохранения для складирования ТБО» на «для выпаса сельскохозяйственных животных». На момент проведения проверки участок использовался по целевому назначению, арендатор планировал проводить агротехнические мероприятия в течении года, засеять его кормовыми культурами.

Указывает на то, что при проведении выездной проверки должностным лицом Управления Россельхознадзора по Омской области проводились мероприятия по отбору образцов (проб) почвы, которые осуществлялись с нарушением установленных требований.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Управления Россельхознадзора по Омской области принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 КАС Российской Федерации).

На основании пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда <...> судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», части 2 статьи 308 КАС Российской Федерации судебной коллегий приобщены новые доказательства по делу – выписка из утвержденного плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области – Машкееву О.А., представителей Управления Россельхознадзора по Омской области – Юрьева В.П., Меньщикову О.М., судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 часть 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЗК Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года № 10811 утверждено «Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)».

В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы с привлечением уполномоченных и подведомственных ей организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. На территории Омской области таким органом является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 71 ЗК Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписки из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> метров является муниципальное образование Азовский немецкий национальный муниципальный район Омской области (том 1 л.д. 47-53).

На основании Постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 21.06.2021 года № 412 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> с «для сохранения и складирования ТБО» на «для выпаса сельскохозяйственных животных» (том 1 л.д. 132 оборот). По информации государственного фонда данных земельный участок с кадастровым номером <...> относится к пастбищу.

Согласно плану проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год в план проверок на 2021 год в качестве объекта контроля включен земельный участок с кадастровым номером 55:01:160701:7, площадью 2244 кв.м., правообладателем которого является муниципальное образование Азовский немецкий национальный муниципальный район.

21.06.2021 года Администрацией Азовского немецкого национального района получено уведомление о проведении 08.07.2021 года плановой выездной проверки (том 1 л.д. 14) и копия приказа Управления Россельхознадзора по Омской области № 664 от 15.06.2021 года и проверочные листы (том 1 л.д. 15-21).

По договору аренды земельного участка № <...>/2021 от <...> земельный участок с кадастровым номером <...> сдан в аренду сдан в аренду физическому лицу (том 1 л.д. 42-44).

Пунктом 11 приказа о проведении проверки предусмотрено провести изучение документации, связанной с проведением проверки земельного участка с кадастровым номером <...>, получение объяснений от контролируемого лица, фотографирование и (или) фиксирование иным способом доказательств нарушения на земельном участке с кадастровым номером 55:01:160701:7, изучение, анализ, сопоставление сведений, полученных в ходе проверки земельного участка, составление акта проверки, отбор образцов, осмотр объекта проверки.

<...> в ходе проверки на земельном участке с кадастровым номером <...> были отобраны пробы почвы для химического, бактериологического, гельминтологического анализа (том 1 л.д. 22-23; 25-26). А также получены письменные объяснения от представителя Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Дашевской Т.П. из которых следует, что администрация Азовского немецкого национального района Омской области передала по договору аренды № <...> от <...> земельный участок с кадастровым номером <...> физическому лицу. Также указано о проведении работ по очистке земельного участка от мусора. В связи с ограниченностью бюджета агрохимическое обследование, исследование на применение пестицидов, ядохимикатов, на содержание тяжелых металлов в период 2020-2021 годы не проводили. Документы, в связи с их отсутствием, предоставить невозможно. Арендатор земельного участка проводить агротехнические мероприятия планирует в течение года. Администрацией проводится контроль за использованием земельного участка по назначению.

По результатам проведенной экспертизы образцов почвы, экспертами ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» в заключении № <...>/П от <...> сделан вывод о несоответствии почвенных образцов, отобранных на части земельного участка с кадастровым номером <...>, СанПиН <...>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», что подтверждается протоколами испытаний (л.д. 140-144, 154-158).

По окончании плановой выездной проверки земельного участка с кадастровым номером 55:01:160701:7, принадлежащего Администрации Азовского немецкого национального муниципального района на праве собственности, <...> составлен акт выездной проверки № <...>, в нем зафиксированы выявленные нарушения и вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № <...> в срок до <...> посредством проведения рекультивации земельного участка (том 1 л.д. 151).

Полагая незаконными действия Управления Россельхознадзора по Омской области, а также выданное предписание от <...>№ <...>, административный истец обратился в суд.

Оценив представленные по делу доказательства, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 7 ЗК Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1).

В силу статьи 12 ЗК Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 ЗК Российской Федерации).

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 ЗК Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Частью 1 статьи 13 ЗК Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 ЗК Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 42 ЗК Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон № 101-ФЗ) собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Материалами дела подтверждено и никем не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером <...> находится в собственности муниципального образования Азовский немецкий национальный муниципальный район Омской области.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

При этом в силу пункта 5 указанной статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В пункте 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 закреплено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Как указывалось, выше правообладателем земельного участка является муниципальное образование Азовский немецкий национальный район Омской области. До <...> земельный участок с кадастровым номером <...> имел вид разрешенного использования для захоронения и складирования ТБО и использовался для размещения ТКО и ТБО, что повлекло ухудшение качества земель и их деградацию.

Таким образом, именно на Администрации, как исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления, по чьей вине произошла деградация земель лежит обязанность по их рекультивации.

Деятельность контрольных (надзорных) органов регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 98 закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Судебной коллегией к материалам дела приобщена копия утвержденного плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год. Из него следует, что проверка была утверждена в соответствии с письмом прокуратуры Омской области от <...>№ <...>. В план проверок на 2021 год в качестве объекта контроля включен земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., правообладателем которого является Муниципальное образование Азовский немецкий национальный муниципальный район.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 года № 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные Правила устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из ежегодного плана, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению.

Указанным Постановлением не предусмотрено внесение изменений в ежегодный план проверок в связи со сменой контролируемого лица, во владении, пользовании которого находится объект, подлежащий государственному и муниципальному контролю, в том числе, как и не предусмотрено исключение проверки из ежегодного плана, по указанным обстоятельствам (пункт 7).

В данной связи все доводы апелляционной жалобы со ссылками на положения Федерального закона № 248-ФЗ о том, что административный истец не может является контролируемым лицом в связи с передачей земельного участка в аренду физическому лицу, который и обязан производить рекультивацию земель подлежат отклонению. основана на неверном толковании норм права.

Доводам административного истца относительно неправомерного отбора проб и помещение отобранных проб в емкость из химически нейтральных материалов были предметом исследования суда первой инстанции. Им дана надлежащая оценка, и дополнительной мотивации не требуется. Помимо этого, в материалах проверки имеется диск с видеозаписью отбора проб. Данная запись исследована судебной коллегией, нарушений при заборе проб не выявлено.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Азовского районного суда Омской области от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 11 мая 2022 года