ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-651/2022 от 13.10.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Буш В.Е.

№ 33а-3255/2022

УИД 10RS0017-01-2022-000845-98

2а-651/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Кузнецовой И.А., Щепалова С.В.,

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25 июля 2022 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6 ьевны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

административный иск заявлен по тем основаниям, что 1 февраля 2022 г. ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026501:202 в рамках программы «арктический гектар». Решением административного ответчика от 16 марта 2022 г. в предоставлении земельного участка было отказано. Ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, невозможность осуществления запланированной сельскохозяйственной деятельности, административный истец просила признать решение от 16 марта 2022 г. незаконным и обязать административного ответчика предоставить вышеуказанный земельный участок в безвозмездное пользование.

Решением суда заявленные требования удовлетворены.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное определение обстоятельства, имеющих значение для дела, отсутствие технической возможности исполнения решения суда, вызванной наличием в федеральной информационной системе «На Дальний Восток» сведений о том, что спорный земельный участок отображается как территория, в границах которой земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральным законом №119-ФЗ).

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 9 февраля 2022 г. через федеральную информационную систему «На Дальний Восток.рф» в Министерство имущественных и земельных отношений Республики К. поступило заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 от 1 февраля 2022 г. о предоставлении в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером , площадью 45000 кв. м (зарегистрировано ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» за вх.№4310 от 9 февраля 2022 г.)

Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 16 марта 2022 г. №7435/12.4-21, на основании пункта 27 статьи 7 Федерального закона № 119-ФЗ было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок, образуемый в соответствии со схемой размещения земельного участка, располагается вне границ территорий, определенных в соответствии с частью 3.5 статьи 2 Федерального закона № 119-ФЗ.

Во исполнение запроса прокуратуры Республики Карелия, направленного в связи с обращением ФИО6 в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом от 19 мая 2022 г. сообщило, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с приложением к Закону Республики Карелия от 26.07.2021 № 2588-ЗРК «О территориях муниципальных образований в Республике Карелия, в границах которых земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указан в перечне территории муниципальных образований в Республике Карелия, в границах которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам, однако в федеральной информационной системе «На Дальний Восток» он отображается как территория, в границах которой земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом №119-ФЗ.

30 мая 2022 г. прокуратура Республики Карелия внесла представление Министру имущественных и земельных отношений Республики Карелия об устранении нарушений земельного законодательства. Письмом от 1 июля 2022 г. на данное представление Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило, что спорный земельный участок входит в перечень территорий, которые могут быть предоставлены гражданам по программе «Арктический гектар»; однако в федеральной информационной системе «На Дальний Восток» содержится ошибка, возникающая при загрузке данных (координат), в связи с чем в федеральной информационной системе территория земельного участка расположена в «зоне нельзя», что не позволяет предоставить земельный участок; у министерства отсутствует программное обеспечение, позволяющее исправить указанную ошибку, министерством прорабатываются пути решения указанной ошибки.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку испрашиваемый земельный участок отнесен законодателем к территории, в пределах которой земельные участки предоставляются гражданам в рамках рассматриваемой программы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 119-ФЗ лицу, указанному в статье 1 настоящего Федерального закона, на основании его заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона № 119-ФЗ к числу таких территорий отнесено, в том числе муниципальное образование «Костомукшский городской округ» Республики Карелия.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование приведен в статье 7 Федерального закона №119-ФЗ.

Пунктом 27 статьи 7 Федерального закона №119-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок расположен на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, вне границ территорий, определенных в соответствии с частью 3.5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В силу части 3.5 статьи 2 Федерального закона №119-ФЗ в субъектах Российской Федерации (частях территорий субъектов Российской Федерации), указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом только на территориях, которые определены законами соответствующих субъектов Российской Федерации (за исключением территорий, земель, зон, земельных участков, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Законом Республики Карелия от 26.07.2021 № 2588-ЗРК «О территориях муниципальных образований в Республике Карелия, в границах которых земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены территории муниципальных образований в Республике Карелия, в границах которых земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с указанным Федеральным законом, в том числе такой территорией определен земельный участок , площадью 4,5 гектара.

Принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ в безвозмездное пользование испрашивался земельный участок с кадастровым номером 10:04:0026501:202, границы которого установлены, к заявлению о предоставлении земельного участка не была приложена схема размещения земельного участка, учитывая также, что спорный земельный участок входит в перечень территорий муниципальных образований в Республике Карелия, в границах которых земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ, судебная коллегия приходит к выводу, что ошибочное отнесение испрашиваемого земельного участка в федеральной информационной системе «На Дальний Восток» к территории, в границах которой земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование, само по себе не свидетельствует о том, что данный земельный участок не может быть передан в безвозмездное пользование. Данное обстоятельство ввиду вышеизложенного не может быть отнесено к самостоятельному основанию для отказа гражданам в предоставлении последнего в такое пользование, поименованному в пункте 27 статьи 7 Федерального закона №119-ФЗ, учитывая, в том числе, что соответствующие сведения в федеральной информационной системе «На Дальний Восток» должны соответствовать действующему законодательству. При этом, отсутствие технической возможности изменения неверно указанных сведений в информационной системе уполномоченным государственным органом, ссылка на которое имеется в апелляционной жалобе, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку такое несоответствие не должно препятствовать реализации прав граждан на получение земельных участков.

Таким образом, оспариваемое решение является незаконными, в связи с чем у суда первой инстанции имелись законные основания для удовлетворения административного иска.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25 июля 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи