Судья Колчина Н.А. дело № 2а-655\2020
№ 33а-2872\2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 23 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Обносовой М.В.,
судей областного суда: Берстневой Н.Н., Сорокиной О.А..
при помощнике судьи: Кондратьеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «Приволжский район» по доверенности Александровой Юлии Владимировны на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 20 июля 2020 года по административному иску прокурора Приволжского района Астраханской области к администрации муниципального образования «Приволжский район» и администрации муниципального образования «Началовский сельсовет» об оспаривании бездействия, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, выразившегося в непринятии мер по постановке дорог по улицам <адрес> в органе государственной регистрации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости; возложении на администрацию муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области обязанности принять меры по постановке указанных дорог на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
Прокурор в обоснование заявленных требований ссылался на то, что законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц. Определением Приволжского районного суда Астраханской области от 23 июня 2020 года в качестве соответчика по административному делу привлечена администрация муниципального образования «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 20 июля 2020 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области в части непринятия мер по постановке дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая поселка Новочаловский в органе государственной регистрации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. На администрацию муниципального образования «Приволжский район» возложена обязанность в течении 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая поселка Новоначаловский на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного имущества.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования «Приволжский район» Александрова Ю.В. просит об отмене решения суда первой инстанции как постановленного при неправильном применении норм материального права, указывая, что обязанность по постановке дорог на учет в качестве бесхозяйного имущества подлежит возложению на администрацию поселения, а не на муниципальный район.
Заслушав докладчика, выслушав представителя администрации муниципального образования «Приволжский район», поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Петрову О.Н., полагавшую, что решение суда подлежит изменению, представителя администрации «Началовский сельсовет», возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и дополнительно истребованные судом апелляционной инстанции доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о частичном изменении решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно материалам дела, автомобильная дорога по улицам Дивная, Вольная, Новая поселка Новоначаловский относится к категории автомобильных дорог местного значения и находится в границах населенного пункта Новоначаловский. В реестре автомобильных дорог не значится. Право муниципальной собственности не зарегистрировано. Указанные объекты транспортной инфраструктуры используются для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, имеют структурные элементы объекта дорожного хозяйства - проезжую часть, дорожное покрытие проезжей части.
Районный суд, установив, что названные объекты транспортной инфраструктуры отвечают признакам автомобильных дорог общего пользования местного значения и зарегистрированных прав в отношении них не имеется, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального района в части не обращения в регистрационный орган с заявлением о постановке дорог на учет в качестве бесхозяйного имущества и возложении указанной обязанности на администрацию муниципального района.
Между тем судьей районного суда не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровой деятельности, является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое вправе принимать порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (пункт 1, подпункт 5.2.28.4 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Указанный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 апреля 2016 года, вступил в силу с 1 января 2017 года.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
При этом используемая в названном Порядке конкретизация органов местного самоуправления по видам муниципальных образований и их территорий по своему содержанию не противоречит терминам, понятиям и принципам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепляет названные виды муниципальных образований, правила установления границ их территорий, состав территорий (статьи 2, 10, 11).
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно статье 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Таким образом, пункт 5 Порядка в совокупности с абзацем первым пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Материалами дела подтверждено, что бесхозяйный объект недвижимости – автомобильные дороги по улицам <адрес> На межселенной территории указанные дороги не находятся.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о незаконном бездействии, допущенном администрацией муниципального района при обращении в регистрирующий орган с заявлением о постановке дорог на учет в качестве бесхозяйного имущества, и о возложении указанной обязанности на администрацию муниципального района, не соответствует действующему нормативному регулированию и установленным по делу обстоятельствам.
Вопреки позиции районного суда и администрации муниципального образования «Началовский сельсовет», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяя государственные гарантии его осуществления, непосредственно не регулирует общественные отношения, связанные с бесхозяйными вещами и постановкой их на учет, поэтому лишены правовых оснований доводы суда первой инстанции о том, что такая обязанность подлежит возложению на муниципальный район.
Более того, пункт 5 Порядка не определяет, кто несет бремя содержания бесхозяйного имущества в период со дня его постановки на учет до оформления права муниципальной или иной собственности.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В связи с этим несостоятелен довод администрации муниципального образования «Началовский сельсовет» о том, что признание незаконным бездействия поселковой администрации и возложение на нее обязанности по постановке бесхозяйных объектов на учет возлагает на указанный орган местного самоуправления обязанность по признанию права на бесхозяйную недвижимую вещь и по проведению кадастровых работ, предполагающих расходование бюджетных средств.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса).
Учитывая допущенные судом нарушения норм материального права, судебная коллегия изменяет решение суда первой инстанции, принимая в этой части новое решение, которым признает незаконным бездействие администрации муниципального образования «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части непринятия мер по постановке дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая поселка Новочаловский в органе государственной регистрации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости и возлагает на администрацию сельского совета обязанность в течении 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая поселка Новоначаловский на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного имущества. По доводам, изложенным выше в апелляционном определении, в удовлетворении остальной части требований административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 20 июля 2020 года изменить, принять в этой части новое решение, которым признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в части непринятия мер по постановке дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая поселка Новочаловский в органе государственной регистрации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости и возложить на администрацию «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области обязанность в течении 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая поселка Новоначаловский на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного имущества. В удовлетворении остальной части требований административного иска - отказать.
В остальной части решение Приволжского районного суда Астраханской области от 20 июля 2020 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: М.В. Обносова
судьи областного суда: Н.Н. Берстнева
О.А. Сорокина