ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6631/19 от 03.06.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

дело № 2а-6631/2019, 33а-3367/2020

судья Артемова О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 03 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Котельниковой Е.Р., Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на решение Свердловского районного суда города Перми от 25 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Требования первого заместителя прокурора Прокуратуры Пермского края Черкасова В.А., действующего в интересах неопределённого круга лиц к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании незаконным бездействия Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в части отказа в организации и проведении проверочных мероприятий в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на предмет исполнения требований Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и возложении обязанности по организации и проведению в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами проверок, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в части отказа в организации и проведении проверочных мероприятий в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на предмет исполнения требований Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Обязать Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края организовать и провести в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами проверки.

С Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей».

Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения представителя административного ответчика Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края - Петухова С.Г., прокурора Пермской краевой прокуратуры – Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

первый заместитель прокурора Прокуратуры Пермского края Черкасов В.А., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился с административным иском к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее ИГЖН Пермского края, административный ответчик), заявив требования о признании незаконным бездействие Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в части отказа в организации и проведении проверочных мероприятий в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на предмет исполнения требований Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», возложении на Инспекцию государственного жилищного надзора по Пермскому краю обязанность по организации и проведению в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами проверок.

В обоснование указано на то, что ИГЖН Пермского края не исполнено представление заместителя прокурора Пермского края об устранении нарушений законодательства о государственном жилищном надзоре. Указанное административным ответчиком основание отказа, то, что ИГЖН Пермского края не является субъектом имеющим право проводить внеплановую проверку по соблюдению требований предоставления коммунальной услуги, по мнению истца не соответствует положениям закона. Ссылаясь на положения п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, п. 3.1.1 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 № 913-п, указывает, что административный ответчик обязан осуществлять проверочные мероприятия по размещению информации в ГИС ЖКХ. Поскольку при проведении проверки установлено, что ПКГУП «Теплоэнерго» являющийся региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, не выполняет требования Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ) по раскрытию информации в ГИС ЖКХ, а административный ответчик на данное нарушение не реагирует, полагает бездействие незаконным. Отсутствие в перечне, указанном в ст. 20 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в качестве лица, в отношении которого возможна организация соответствующих проверочных мероприятий, по мнению прокурора не может служить основанием для отказа регионального органа жилищного надзора в проведении проверок. Полагает, что уклонение инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от реализации полномочий возложенных на нее законом, влечет за собой ущемление прав граждан как потребителей соответствующей коммунальной услуги.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в иске, в апелляционной жалобе просит ИГЖН Пермского края, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения, изложенные в решении выводы суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что ИГЖН Пермского края уполномочена осуществлять надзор за соблюдением ПКГУП «Теплоэнерго» (региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами) требований закона по раскрытию информации в ГИС ЖКХ. Ссылаясь на положения ст. 20 ЖК РФ, которыми исчерпывающе определены полномочия ИГЖН, круг лиц, в отношении которых возможно осуществление надзорных мероприятий, полагает, что оснований для применения аналогии права в отношении данных правоотношений не имелось. Поскольку региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами не относится ни к одному из лиц, указанных в ст. 20 ЖК РФ, в отношении которых ИГЖН вправе осуществлять надзор, полагает решение суда незаконным. Также указывает на то, что судом не дано оценки доводу истца, указавшего в качестве основания иска пробел в праве, в части касающейся правоотношений ИГЖН с региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, суд необоснованно пришел к выводу о том, что нормами ЖК РФ данный вопрос, в том числе и полномочия ИГЖН урегулированы, что не соответствует действительности. Поскольку применение аналогии права в сфере публичного права, в том числе в виде расширение полномочий государственного органа недопустимо, на что указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 года № 8-П, полагает, что требования не подлежали удовлетворению.

Также административный ответчик полагает, что обращаясь с иском, прокурор необоснованно возлагает на него исполнение обязанностей по вопросу не входящему в круг полномочий ИГЖН Пермского края, не принимая действенных мер прокурорского реагирования.

В судебном заседании представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.

Прокурор полагает жалобу необоснованной.

Заинтересованное лицо ПКГУП «Теплоэнерго» представителя в суд не направило.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в силу следующего. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

Установлено, что в Прокуратуру Пермского края 19.03.2019 года поступило обращение Шишмакова А.П., указавшего, что на официальном сайте ГИС ЖКХ отсутствуют сведения о ПКГУП «Теплоэнерго», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, не отражены начисления, не проведены платежные документы на вывоз мусора, что не позволяет в установленные сроки, оплатить предоставляемую услугу. Указанное обращение было перенаправлено Прокуратурой Пермского края в Инспекцию государственного жилищного надзора по Пермскому краю как орган ответственный за соблюдение жилищного законодательства.

22.05.2019 года в Прокуратуру Пермского края повторно поступило заявление Шишмакова А.П., указавшего на то, что ИГЖН по Пермскому краю отказала в проведении проверки регионального оператора. Как следует из ответа, направленного ИГЖН по Пермскому краю в адрес Шишмакова А.П., инспекция не наделена полномочиями по надзору за соблюдением региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами обязательных требований по размещению информации в ГИС ЖКХ.

05.07.2019 года заместителем прокурора края вынесено представление начальнику ИГЖН по Пермскому краю об устранении нарушений законодательства о государственном жилищном надзоре на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». 23.08.2019 года, рассмотрев представление ИГЖН по Пермскому краю в части касающейся проведении проверки соблюдения региональным оператором обязательных требований по размещению информации в ГИС ЖКХ, не усмотрела оснований для его исполнения.

Разрешая заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 20 ЖК РФ, Федерального закона № 209-ФЗ, Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 № 913-п, в полномочия ИГЖН по Пермскому краю входят вопросы соблюдения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, требований по размещению информации в ГИС ЖКХ. Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что судом правильно применены нормы материального права.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона №209-ФЗ под государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства понимается - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона №209-ФЗ к субъектам, размещающим информацию в ГИС ЖКХ, отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, в том числе лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны размещать информацию в системе в соответствии с указанным законом.

Согласно ч. 4 ст. 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Статьей 157.2 ЖК РФ определено, что деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется жилищным законодательством. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абз. 9 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 года № 354, отнесена к коммунальной услуге.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой. В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.11.2018 года: ПКГУП «Теплоэнерго» обязан обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.

Проанализировав вышеприведенные нормы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ПКГУП «Теплоэнерго», являющийся региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, в соответствии с положениями п. 2 ст. 2 Федерального закона №209-ФЗ относится к числу субъектов, размещающим информацию в ГИС ЖКХ.

Оспаривая решение суда, административный ответчик указывает на то, что в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ перечислены лица, в отношении которых уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, вправе выявлять, предупреждать и пресекать нарушения требований к порядку размещения информации, а именно – органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации, лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, полагает, что данный перечень не может быть расширен.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 20 ЖК РФ определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Как обоснованно указано судом первой инстанции помимо прямого указания на полномочия ИГЖН по вопросу соблюдения требований к порядку размещения информации в системе, ст. 20 ЖК РФ также содержит и общие полномочия ИГЖН.

В том числе ч.1 ст. 20 ЖК РФ указано на то, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п.4.3 ст.20 ЖК РФ проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

Положениями п.4 ст.20 ЖК РФ предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что п.2 ст. 20 ЖК РФ определено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Как определено п. 10 вышеуказанного Положения, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе обязательных требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 № 913-п, также предусмотрено, что для осуществления возложенных на Инспекцию функций, она осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), в том числе требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, деятельность ИГЖН по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований жилищного законодательства при осуществлении юридическими лицами, в том числе региональным оператором обязательного требования по размещению информации в ГИС ЖКХ, в том числе в части возможности проведения проверок, урегулирована положениями ст. 20 ЖК РФ.

Так как ИГЖН по Пермскому краю не приняла мер по проверке обращения гражданина, у Прокуратуры Пермского края имелись предусмотренные пунктом 3 статьи 22 Закона «О прокуратуре» основания для внесения представления.

Проанализировав нормы материального права, регулирующие полномочия административного ответчика суд первой инстанции обоснованно указал на то, что проведение проверки в отношении регионального оператора в рамках соблюдения последним обязательных требований к размещению информации в ГИС ЖКХ по обращению гражданина, входит в компетенцию ИГЖН по Пермскому краю, в связи с чем отказ от исполнения возложенной на ответчика обязанности, обоснованно оценен судом как неправомерное бездействие.

Несогласие административного ответчика с выводами суда, иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда города Перми от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

а