ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-672/202312И от 12.07.2023 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Терентьева А.А. № 2а-672/2023 12 июля 2023 года

Докладчик Яковлева А.Ю. № 33а-4437/2023 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Пономарева Р.С.,

судей Лобановой Н.В., Яковлевой А.Ю.,

при секретаре Паламар А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области, начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области, заместителю председателя жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным протокола и решения жилищной комиссии, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Яковлевой А.Ю., судебная коллегия

установила:

ФИО1, уточнив исковые требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области (далее – Управление Росгвардии по Архангельской области) о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по Архангельской области от 8 декабря 2022 года № 20 и решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Архангельской области, утвержденного распоряжением начальника Управления Росгвардии по Архангельской области от 9 декабря 2022 года № 128-р, возложении обязанности отменить оспариваемое решение, считать ФИО1 состоящим на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения (далее – выплата, единовременная социальная выплата) по заявлению от 12 декабря 2012 года, взыскании единовременной социальной выплаты в размере 2 911 968 рублей, привлечении к ответственности виновных лиц, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемыми актами Управления Росгвардии по Архангельской области внесены изменения в его учетное дело: ФИО1 считается находящимся на учете для предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» составом семьи из пяти человек с 3 октября 2017 года, тогда как первоначальное его обращение за указанной выплатой имело место 12 декабря 2012 года, а решение о принятии на учет семьи административного истца, состоящей на тот момент из 4 человек (2 взрослых и 2 детей), было принято 4 февраля 2013 года. О изменении состава семьи и жилищных условий истец уведомил жилищную комиссию в ноябре 2016 года. Из оспариваемого протокола он узнал, что 28 декабря 2017 года снят с учета для получения выплаты, как полагает, в отсутствие законных оснований.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчиков начальник Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО2, заместитель председателя жилищной комиссии Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО3, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия), заинтересованных лиц – федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области» (далее - ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области»), И. М.А., И. Д.А., И. Р.А., ФИО4

Определением суда от 28 февраля 2023 года исковые требованияФИО1 о компенсации морального вреда выделены в отдельное производство.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 марта 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для нахождения административного истца на учете для получения выплаты в период с 16 марта 2016 года по 11 ноября 2016 года. Настаивает на том, что право сотрудников на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для предоставления единовременной социальной выплаты при реорганизации и переводе из органов внутренних дел в войска национальной гвардии сохраняется. На дату принятия оспариваемых решений семья И-вых соответствовала требованиям закона для предоставления спорной выплаты.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Росгвардия, Управление Росгвардии по Архангельской области, начальник Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО2, ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев административное дело по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав административного истца ФИО1, заинтересованное лицо ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков Росгвардии, Управления Росгвардии по Архангельской области, начальника Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО2, заместителя председателя жилищной комиссии Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО3 – ФИО5, представителя заинтересованного лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» ФИО6, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 1, 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

На основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «УВО УМВД России по Архангельской области» от 4 февраля 2013 года № 3, утвержденным распоряжением ФГКУ «УВО УМВД России по Архангельской области» от 4 февраля 2013 года № 4р, ФИО1 с семьей в составе 4 человек (он, супруга ФИО4, <данные изъяты>) принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с 12 декабря 2012 года на основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, поскольку на одного члена его семьи приходилось менее 15 кв.м площади жилого помещения, общей площадью 42,9 кв.м, находящегося в собственности ФИО1 и ФИО4 с 18 марта 2010 года, расположенного по адресу: г. <адрес>

17 марта 2016 года на основании договора купли-продажи от 12 марта 2016 года за ФИО1 (3/10 доли), ФИО4 (1/2 доли), И. Р.А. (1/10 доли), И. Д.А. (1/10 доли) зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 64 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 и ФИО4 родился сын И. М.А.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 5 апреля 2017 года № 3, утвержденным распоряжением ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 5 апреля 2017 года № 46-р, на основании пункта 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» за ФИО1, как сотрудником, переведенным в Росгвардию из Министерства внутренних дел Российской Федерации и состоявшим на учете в МВД России для получения единовременной социальной выплаты, сохранено право на ее получение с даты принятия на учет в МВД России (4 февраля 2013 года), утвержден список сотрудников ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области», состоящих на учете для получения единовременной выплаты, в который включен ФИО1

3 октября 2017 года ФИО1 обратился в ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» с заявлением о принятии на учет для получения единовременной выплаты с семьей в составе 5 человек (он, супруга ФИО4, <данные изъяты>).

Решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 22 декабря 2017 года № 13, утвержденным распоряжением ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 28 декабря 2017 года № 167-р, в целях устранения недостатков, выявленных в результате проверки деятельности жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области», ФИО1 с семьей в составе 4 человек (он, супруга ФИО4, <данные изъяты>.) снят с учета в ФГКУ «УВО УМВД России по Архангельской области» для получения единовременной социальной выплаты и на основании статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, пункта 16 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 157 принят на учет очередников жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» на получение единовременной социальной выплаты с семьей из 5 человек (он, супруга ФИО4, <данные изъяты>), поскольку ФИО1 является собственником жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.

Приказом ФГКУ УВО России по Архангельской области от 22 ноября 2018 года № 153 л/с ФИО1 уволен со службы с 24 октября 2018 года.

Решением жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 14 февраля 2019 года № 3, утвержденным распоряжением ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 14 февраля 2019 года № 25-р ФИО1 с составом семьи из 5 человек исключен из списка очередников ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» для получения единовременной социальной выплаты во исполнение абзаца 11 пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223. Учётное дело ФИО1 передано в Управление Росгвардии по Архангельской области.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Архангельской области от 14 марта 2019 года № 4, утвержденным распоряжением Управления Росгвардии по Архангельской области от 14 марта 2019 года № 38-р ФИО1 с составом семьи из 5 человек (он, супруга ФИО4, <данные изъяты>) во исполнение абзаца 11 пункта 2 указанных Правил принят на учет Управления Росгвардии по Архангельской области для получения единовременной социальной выплаты сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации с правом на пенсию, и членов из семей с даты принятия на учет по прежнему месту жилищного учета.

Распоряжением Управления Росгвардии по Архангельской области от 9 декабря 2022 года № 128-р утверждено решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Архангельской области от 8 декабря 2022 года № 20, которым внесены изменения в учетное дело ФИО1 на предоставление единовременной социальной выплаты, решено считать его находящимся на учете для предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи из 5 человек (он, супруга ФИО4, <данные изъяты>) по заявлению от 3 октября 2017 года.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что с 17 марта 2016 года семья ФИО1 в составе 4 человек утратила право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку после 17 марта 2016 года обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала составлять более 15 кв.м (64,00 кв.м/4=16 кв.м), в жилищную комиссию ФГКУ «УВО УМВД России по Архангельской области» сведений об изменении жилищных условий ФИО1 в марте 2016 года не предоставил и продолжал состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты по заявлению от 12 декабря 2012 года.

Однако с данным выводом суда согласиться нельзя в силу следующего.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 (далее – Правила).

Подпунктами «б», «г» пункта 19 Правил в действующей редакции предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты; в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты. Действовавшая до 2 июля 2021 года редакция вышеуказанного подпункта «б» также устанавливала в качестве основания для снятия с учета для получения единовременной выплаты улучшение жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Согласно пункту 24 Правил, если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта.

При переводе сотрудников в пределах одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании решения комиссии о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия их на учет по прежнему месту службы (пункт 22(1) Правил).

Действительно, с момента приобретения 17 марта 2016 года права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 64 кв.м, до рождения ДД.ММ.ГГГГ в семье третьего ребенка И. М.А. обеспеченность каждого члена семьи (4 человека) общей площадью жилого помещения составляла более 15 кв.м. Вместе с тем в суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков указал, что истец сообщал в 2016 году об изменении места жительства.

Кроме того, на дату принятия решения жилищной комиссией ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 5 апреля 2017 года о сохранении за ФИО1 права на ее получение с даты принятия на учет в МВД России (4 февраля 2013 года) обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляло 12,8 кв.м (64/5), соответственно, жилищные условия его семьи соответствовали требованиям, установленным пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, и основания для снятия его с учета на получение единовременной социальной выплаты отсутствовали.

Вывод суда первой инстанции относительно того, что ФИО1 не исполнил письменное обязательство от 12 декабря 2012 года и не уведомил в месячный срок ответчика об изменении своих жилищных условий 17 марта 2016 года, судебная коллегия не может признать обоснованным, поскольку несвоевременное предоставление сотрудником таких сведений не относится к самостоятельному основанию, по которому он снимается с учета для получения единовременной выплаты.

Обязанность предоставить в комиссию документы, подтверждающие изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет, установлена пунктом 23 Правил, в который 21 июня 2021 года (после принятия ответчиком решения 5 апреля 2017 года) были внесены изменения и установлен 30-дневный срок представления в комиссию обновленных документов со дня, когда произошли соответствующие изменения.

То обстоятельство, что истец письменно уведомил жилищную комиссию ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» об изменении своих жилищных условий и рождении третьего ребенка только 3 октября 2017 года, само по себе не является нарушением, за которое применяются санкции в виде снятия сотрудника с соответствующего учета, в том числе за неисполнение данного при подаче заявления на постановку на учет обязательства предоставлять соответствующие документы о семейных и жилищных изменениях.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что на момент уведомления административным истцом ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» о таких изменениях и рассмотрения представленных ФИО1 документов жилищная комиссия ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» в апреле 2017 года при тех же самых обстоятельствах (наличии оснований снятия с учета в 2016 году) признала право ФИО1 продолжить состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты с иным составом семьи с первоначальной даты постановки на учет в МВД России (4 февраля 2013 года). Вопрос о снятии ФИО1 с учета на основании пункта 19, 24 Правил не рассматривался.

В дальнейшем в декабре 2017 года ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области», в марте 2019 года Управлением Росгвардии по Архангельской области при принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты дата постановки на соответствующий учет не изменялась, учет осуществлялся с первоначальной даты принятия их на учет по прежнему месту службы (с 4 февраля 2013 года).

Таким образом, комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам неоднократно принимали решения о постановке семьи ФИО1 на соответствующий учет с даты его принятия на учет по прежнему месту службы в МВД России на основании представленных ФИО1 документов, оцененных комиссиями как достаточные для сохранения за ним права состоять на учете для получения единовременной выплаты с 4 февраля 2013 года. При этом снятие ФИО1 с учета было связано с перемещением его по службе.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 5 апреля 2017 года № 3, утвержденным распоряжением ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области» от 5 апреля 2017 года № 46-р, на основании пункта 16 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» за ФИО1, как сотрудником, переведенным в Росгваридию из Министерства внутренних дел Российской Федерации и состоявшем на учете в МВД России для получения единовременной социальной выплаты, сохранено право на ее получение с даты принятия на учет в МВД России (4 февраля 2013 года), утвержден список сотрудников ФГКУ «УВО ВНГ России по Архангельской области», состоящих на учете для получения единовременной выплаты, в который включен ФИО1

Несмотря на то, что в период с 17 марта 2016 года по 11 ноября 2016 года обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения составляла более 15 кв.м на одного человека, что указывало на отсутствие оснований для получения единовременной социальной выплаты, каких-либо мер реагирования по данному факту своевременно предпринято не было, а в связи с рождением у истца третьего ребенка условия для принятия на учет и получения указанной выплаты были восстановлены. Указанные обстоятельства не свидетельствуют о предоставлении сотрудником недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия на учет.

Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам.

Административный ответчик, внося 9 декабря 2022 года изменения в учетное дело ФИО1, фактически отменяя прежние решения жилищных комиссий о его праве состоять на учете с момента принятия на учет по прежнему месту службы в МВД России, то есть с 4 февраля 2013 года, и ухудшая положение административного истца и его семьи, в обоснование оспариваемого решения не указал, каким нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам оно не соответствует.

Между тем неэффективное или формальное исполнение соответствующими уполномоченными комиссиями по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии, своих обязанностей по установлению оснований учета сотрудников для получения единовременной выплаты не может быть использовано указанными органами, наделенными публичными полномочиями, в качестве принятия последующих решений, ухудшающих положение граждан.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области от 8 декабря 2022 года № 20, утвержденное распоряжением начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области от 9 декабря 2022 года № 128-р.

В соответствии с пунктом 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Разделом III Правил установлено, что расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по следующей формуле (формула приводится в пункте 27), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма. Разделом III названных Правил также регламентируются иные требования для определения размера единовременной социальной выплаты. Пунктом 31 Правил также установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.

Сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы с правом на пенсию, состоящим на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учет.

Определяя способ устранения нарушенных прав административного истца, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Росгвардии по Архангельской области обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить ФИО1 на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из пяти человек, в соответствии с распоряжением федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области» от 4 февраля 2013 года № 4р.

Кроме того, учитывая, что размер единовременной выплаты рассчитывается на день принятия соответствующего решения руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, с соблюдением порядка очередности принятия на учет и преимущественного права на предоставление единовременной выплаты, а финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, на Управление Росгвардии по Архангельской области следует возложить обязанность произвести ФИО1 единовременную социальную выплату в соответствии с вышеизложенными положениями Правил.

Административный ответчик в связи с удовлетворением административного иска обязан сообщить суду, административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его фактического исполнения (часть 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При таких обстоятельствах понесенные административным истцом расходы на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления в сумме 300 рублей подлежат возмещению административным ответчиком, требования к которому удовлетворены.

В удовлетворении остальной части исковых требований решением суда первой инстанции было отказано обоснованно.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 марта 2023 года отменить, и принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области, начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области, заместителю председателя жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным протокола и решения жилищной комиссии, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области от 8 декабря 2022 года № 20, утвержденное распоряжением начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области от 9 декабря 2022 года № 128-р.

Обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить ФИО1 на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из пяти человек, в соответствии с распоряжением федерального государственного казенного учреждения «Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области» от 4 февраля 2013 года № 4р.

Возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области обязанность произвести ФИО1 единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, определив ее размер в соответствии с разделом III Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, на день принятия соответствующего решения о выплате.

Обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области сообщить об исполнении судебного постановления в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня фактического исполнения решения суда.

В удовлетворении административного иска ФИО1 в остальной части отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области в пользу ФИО1 государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2023 года.

Председательствующий

Судьи