ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-676/2021 от 16.02.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33а-344/2022

2а-676/2021

судья Подкользина Л.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хмельниковой Е.А.

судей Туровой М.В., Лукашевича В.Е.,

при секретаре Поповой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по административному исковому заявлению ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области» к Межрайонному отделению по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области,УФССП России по Рязанской областиоб оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора с апелляционной жалобой ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области» на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 06 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Хмельниковой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области» обратилась в суд с административным исковым об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора. В обоснование требований указано, что административный истец является должником в исполнительном производстве от 19.03.2020г. на основании исполнительного документа (исполнительный лист)., выданного по решению Рязанского районного суда Рязанской области по делу 2-853/2018.

07.04.2020г. по исполнительному производству административным ответчиком вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Административный истец считает незаконным и необоснованным взыскание с него исполнительского сбора, поскольку в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области постановление о возбуждении исполнительного производства от 12.02.2020 не поступало. Постановление о взыскании исполнительского сбора от 07.04.2020 г., поступило в учреждение 30.07.2021 г. вх. , что свидетельствует о нарушении сроков направления исполнительных документов. Указанное Постановление утверждено временно исполняющим обязанности начальника отделения ФИО6 26.07.2021 года. В постановлении о взыскании исполнительского сбора установлены объективно невыполнимые сроки оплаты исполнительского сбора – 13.05.2020 года. Уплатить исполнительский сбор в указанный срок невозможно. Также перечисленные выше обстоятельства вызывают сомнения в подлинности документа.

Просил признать недействительным Постановление административного ответчика от 07.04.2020 года о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства , освободить ФКУ «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области» от взыскания исполнительского сбора.

Решением Рязанского районного суда Рязанской области от 6 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области о признании постановления о взыскании исполнительского сбора недействительным отказано.

Дополнительным решением Рязанского районного суда Рязанской области от 22 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области в части требований об освобождении ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства отказано.

В апелляционной жалобе на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым требования административного истца удовлетворить. Приводит в обоснование доводы, аналогичные доводам административного иска.

Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области просила о рассмотрении апелляционной жалобы в её отсутствие.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. До начала судебного заседания о невозможности явки и причинах неявки не сообщили. Доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки, не представлены.

На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке ввиду следующего.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Наличия совокупности условий, необходимой для удовлетворения требований административного истца не усматривается.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Рязанским районным судом Рязанской области выдан исполнительный лист серии от 19.09.2018 года по делу . Предметом исполнения является совершение ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области действий по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых учреждением очистных сооружений, подготовка соответствующей документации в срок до 30 сентября 2019 года.

19.03.2020 года на основании данного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем МО по ОИП ФИО7 возбуждено исполнительное производство в отношении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области.

20.03.2020 года постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области, которое было получено сотрудником административного истца 24.03.2020 года. Данный факт подтверждается имеющимся в материалах исполнительного производства уведомлением (л.д.35,36).

В связи с неисполнением требований исполнительного документа, отсутствием доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, судебным приставом-исполнителем вынесено 07.04.2020 г. постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Данное постановление получено должником ФКУ «ИК-6» УФСИН России по Рязанской области 15.04.2020 (л.д.38).

В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав-исполнитель для полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа в установленный законом срок обязан совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения.

В соответствии с ч.1ст.105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выноситпостановлениео взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 7 ст.112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии счастью 3настоящей статьи. При отсутствии установленных ГражданскимкодексомРоссийской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Учитывая, что должник требования судебного пристава-исполнителя в добровольном порядке не исполнил, судебным приставом-исполнителем обоснованно применена такая мера публично-правовой ответственности как взыскание исполнительского сбора. В связи с чем оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя 07.04.2020 г. является законным.

Кроме того, учитывая дату получения копии данного постановления, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области обратилось в суд с настоящим административным иском 6.08.2021 г. за пределами установленного ч.3 ст.219 КАС, ст.122 Закона об исполнительном производстве срока, наличия оснований для восстановления которого не усматривается.

Доводы представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области в обоснование требований административного иска и апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией как основанные на неправильном толковании законодательства.

Также судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требования об освобождении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области от взыскания исполнительского сбора ввиду отсутствия сведений о принятии всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 06 сентября 2021 и дополнительное решение от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через Касимовский районный суд Рязанской области во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи