ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-676/2022 от 10.09.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Герасимчук Т.А. №33а-9637/2022

Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-676/2022)

(42RS0024-01-2022-001277-56)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«10» сентября 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Гульновой Н.В., Ершовой Т.А.,

при секретаре: Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционным жалобам Пискунова С.Е., Иньковой И.В., Лукьянова М.В. на решение Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 10 сентября 2022 года по делу по административному исковому заявлению Пискунова Сергея Евгеньевича к Участковой Избирательной Комиссии № 1339 о нарушении избирательных прав, признании незаконным решения участковой избирательной комиссии и административному исковому заявлению Иньковой Инны Витальевны к Участковой Избирательной Комиссии № 1340 о нарушении избирательных прав, признании незаконным решения участковой избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛА:

Пискунов С.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать незаконным решение участковой избирательной комиссии Прокопьевского муниципального округа №1339 от 09.09.2022 №5/3; обязать участковую избирательную комиссию Прокопьевского муниципального округа №1339 не чинить ему препятствия и допустить его в качестве наблюдателя за выборами на участковую избирательную комиссию Прокопьевского муниципального округа №1339.

Требования мотивированы тем, что 09.09.2022 он прибыл на участковый избирательный участок №1339 в качестве наблюдателя, назначенного кандидатом в депутаты Прокопьевского муниципального округа первого созыва Лукьяновым М.В. На избирательном участке он подал направление о том, что он будет наблюдать на данном участке и свой паспорт гражданина РФ, однако ему было отказано в регистрации и допуске в помещение для голосования ввиду того, что на него были поданы списки в две территориальные избирательные комиссии. 05.09.2022 кандидат в депутаты Лукьянов М.В. представил список наблюдателей (в том числе его) в Территориальную избирательную комиссию Прокопьевского муниципального округа. 02.09.2022 региональное отделение политической партии ЛДПР представило список наблюдателей в Территориальную избирательную комиссию Тисульского муниципального округа, в том числе указана его фамилия. УИК №1339 на основании этого посчитала, что он назначен наблюдателем сразу в двух участковых комиссиях и отказала ему в наблюдении. Он не регистрировался на каком-либо из участков участковой избирательной комиссии Тисульского муниципального округа, направление о наблюдении не подавал, согласие на использование своих персональных данных, а тем более согласие о направлении его на наблюдение в Тисульский муниципальный округ региональному отделению политической партии ЛДПР не давал. Список если и подан в ТИК Тисульского муниципального округа, то без его согласия. От того, что партия ЛДПР внесла его в список, он еще не стал наблюдателем, потому что не представил в участковую комиссию направление согласно п.7 ст. 30 Федерального закона №67-ФЗ. После чего он написал и подал заявление в УИК №1339 о допуске его к наблюдению. Решением УИК №1339 от 09.09.2022 №5/3 ему отказано в наблюдении на данном УИКе. УИК №1339 не представила доказательств, того, что он назначен на другом УИКе наблюдателем, необоснованно отказала ему в наблюдении за выборами. Считает действия участковой избирательной комиссии незаконными, поскольку он назначен только на УИК №1339.

Инькова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать незаконным решение участковой избирательной комиссии Прокопьевского муниципального округа №1340 от 09.09.2022; обязать участковую избирательную комиссию Прокопьевского муниципального округа №1340 не чинить ей препятствия и допустить её в качестве наблюдателя за выборами на участковую избирательную комиссию Прокопьевского муниципального округа №1340.

Требования мотивированы тем, что 09.09.2022, она прибыла на участковый избирательный участок №1340 в качестве наблюдателя, назначенного кандидатом в депутаты Прокопьевского муниципального округа первого созыва Лукьяновым М.В. На избирательном участке она подала направление о том, что будет наблюдать на данном участке и свой паспорт гражданина РФ, однако ей было отказано в регистрации и допуске её в помещение для голосования, ввиду того, что на неё были поданы списки в две территориальные избирательные комиссии. 05.09.2022 кандидат в депутаты Лукьянов М.В. представил список наблюдателей (её в том числе) в Территориальную избирательную комиссию Прокопьевского муниципального округа. 02.09.2022 региональное отделение политической партии ЛДПР представило список наблюдателей в Территориальную избирательную комиссию Тисульского муниципального округа, в том числе указана её фамилия. УИК №1340 на основании этого посчитала, что она назначена наблюдателем сразу в двух участковых комиссиях и отказала ей в наблюдении. Она не регистрировалась на каком-либо из участков участковой избирательной комиссии Тисульского муниципального округа, направление о наблюдении не подавала, согласие на использование своих персональных данных, а тем более согласие о направлении её на наблюдение в Тисульский муниципальный округ региональному отделению политической партии ЛДПР не давала. Список если и подан в ТИК Тисульского муниципального округа, то без её согласия. От того, что партия ЛДПР внесла её в список, она еще не стала наблюдателем, потому что не представила в участковую комиссию направление согласно п.7 ст. 30 Федерального закона №67-ФЗ. После чего она написала и подала заявление в УИК №1340 о допуске её к наблюдению. Решением УИК №1340 от 09.09.2022 ей отказано в наблюдении на данном УИКе. УИК №1340 не представила доказательств, того, что она назначена на другом участке наблюдателем, необоснованно отказала ей в наблюдении за выборами. Считает действия участковой избирательной комиссии незаконными, поскольку она назначена только на УИК №1340.

Определением суда от 09.09.2022 административные дела по административному исковому заявлению Пискунова С.Е. к Участковой Избирательной Комиссии № 1339 и по административному исковому заявлению Иньковой И.В., объединены в одно производство.

Решением Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 10 сентября 2022 года в удовлетворении заявленных требований Пискунову С.Е. и Иньковой И.В. отказано.

Не согласившись с решением суда Пискуновым С.Е., Иньковой И.В. и Лукьяновым М.В. принесены апелляционные жалобы. Считают решение незаконным, нарушающим конституционные права и интересы избирательного законодательства административных истцов, ввиду неправильного определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушения или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы мотивирую тем, что региональный координатор ЛДПР по Кемеровской области Правдин К.Д. превысил свои полномочия и совершил подлог в предоставлении документов, а именно списка наблюдателей от партии ЛДПР в ТИК Тисульского муниципального округа. В материалах дела имеется копия направления наблюдателей от партии ЛДПР от 02.09.2022 г., подписанное Правдиным К.Д. и удостоверенное печатью избирательного объединения Регионального отделения политической партии ЛДПР Кемеровской области. На данном направлении стоит входящий номер, дата и подпись какого-то принявшего лица, но нет расшифровки подписи, не стоит должность лица, принявшего направление от Правдина К.Д., отсутствует печать ТИК Тисульского муниципального округа и нет времени приёма документа.

Согласно пункта 7 Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные, избирательные комиссии при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва но одномандатным избирательным округам «Список назначенных наблюдателей при представлении регистрируется в территориальной избирательной комиссии как входящий документ с проставлением даты и времени его приема».

Суд посчитал, что доводы административных, истцов Пискунова С.Е. и Иньковой И.В., заинтересованного лица Лукьянова М.В. в части того, что списки наблюдателей партией ЛДПР направлены в ТИК Тисульского муниципального округа иной датой, чем указанной на списках, не подтверждены доказательствами, но именно по этой причине заинтересованное лицо М.В. Лукьянов, заявил устное ходатайство запросе предоставления ТИКом Тисульского муниципального округа копии журнала входящей документации с 30 августа 2022 года по 04 сентября 2022 года, которое подтвердит факт подложности предоставленного списка наблюдателей в ТИК Тисульского муниципального округа.

Суд после заявленного ходатайства должен был вынести определение, которым должен был удовлетворить или отказать в удовлетворении ходатайства, но данного определения оглашено не было, так же ничего не было сказано по поводу ходатайства заинтересованного лица в решении суда.

На апелляционные жалобы прокуратурой Прокопьевского района принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 32); названные права в Российской Федерации как в демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статьи 1, 2, части 1, 2 статьи 15; часть 1 статьи 17, части 1, 2 статьи 19).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, порядка подготовки и проведения таких выборов, полномочий членов участковой избирательной комиссии является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст.239 КАС РФ наблюдатели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 05.09.2022 кандидат в депутаты Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа Лукьянов М.В. представил список наблюдателей в Территориальную избирательную комиссию Прокопьевского муниципального округа, в котором указаны Пискунов С.Е. и Инькова И.В., что не оспаривалось сторонами.

09.09.2022 Пискунов С.Е. обратился в УИК №1339 с заявлением о допуске его к наблюдению за выборами и представил направление в указанную Участковую Избирательную Комиссию, датированное 04.09.2022, подписанное Лукьяновым М.В.

Решением Участковой Избирательной Комиссии № 1339 Прокопьевского муниципального округа от 09.09.2022 № 5/3 в связи с невозможностью осуществления наблюдения одним лицом в нескольких комиссиях, Пискунов С.Е., назначенный наблюдателем кандидата Лукьянова М.В., не допущен в участковую избирательную комиссию.

09.09.2022 Инькова И.В. обратилась в УИК №1340 с заявлением о допуске ее к наблюдению за выборами и представила направление в указанную Участковую Избирательную Комиссию, датированное 04.09.2022, подписанное Лукьяновым М.В.

Решением Участковой Избирательной Комиссии № 1340 Прокопьевского муниципального округа от 09.09.2022 № 5/11 в связи с невозможностью осуществления наблюдения одним лицом в нескольких комиссиях, Инькова И.В., назначенная наблюдателем кандидата Лукьянова М.В., не допущена в участковую избирательную комиссию.

Согласно сведениям Территориальной избирательной комиссии Тисульского муниципального округа от 09.09.2022 в комиссию 02.09.2022 (вх. номер 54) поступил список наблюдателей, назначенных избирательным объединением Кемеровским региональным отделением Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России из которого следует, что Пискунов С.Е. и Инькова И.В. назначены наблюдателями в УИК Тисульского муниципального округа № 1444 и № 1445 соответственно. На копии списка имеется отметка вх. № 54 от 02.09.2022, список заверен печатью регионального отделения партии.

Таким образом, установлено, что 02.09.2022 региональное отделение политической партии ЛДПР представило список наблюдателей в Территориальную избирательную комиссию Тисульского муниципального округа, в котором указаны Пискунов С.Е. и Инькова И.В. Тогда как список назначенных наблюдателей в Территориальную избирательную комиссию Прокопьевского муниципального округа представлен 05.09.2022, в котором так же указаны Пискунов С.Е. и Инькова И.В.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что каких-либо нарушений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 28,06.2022) Участковыми Избирательными Комиссиями № 1339 и № 1340 не допущено. Оспариваемые решения УИК соответствуют нормам закона и не нарушают права и законные интересы административных истцов.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (статья 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели (пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее также - субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 28.06.2022) полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Согласно пункту 7.1 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 28.06.2022) политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии и территориальные комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, назначившие наблюдателей в окружные комиссии, - список назначенных наблюдателей в окружную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не установлено федеральным законом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

Таким образом, у учетом вышеприведенных положений законодательства, на момент представления списка наблюдателей в ТИК Прокопьевского муниципального округа административные истцы Пискунов С.Е. и Инькова И.В. уже были назначены наблюдателями в иные комиссии ( Территориальную избирательную комиссию Тисульского муниципального округа), что противоречит ч.4 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 28.06.2022), в той части, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, признаны достаточными для разрешения административного дела.

Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основанным на правильном применении норм права.

Оснований для отмены или изменения судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 10 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: