ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-678/18 от 16.10.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Цитович Н.В. Дело № 33а-1854/2023

Материал № 13а-176/2023

(дело № 2а-678/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В., рассмотрев в г. Петропавловске-Камчатском 16 октября 2023 года частную жалобу представителя администрации Елизовского городского поселения Чайки А.С. на определение Елизовского районного суда Камчатского края от 18 августа 2023 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства возбужденного 27 января 2020 года по административному делу № 2а-678/2018 по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Елизовского городского поселения о возложении обязанности постановки на кадастровой учет и регистрации права собственности автомобильных дорог местного значения,

УСТАНОВИЛ:

администрация Елизовского городского поселения (далее также – Администрация) обратилась в Елизовский районный суд Камчатского края с заявлением о прекращении исполнительного производства возбужденного 27 января 2020 года по административному делу № 2а-678/2018 по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Елизовского городского поселения о возложении обязанности постановки на кадастровой учет и регистрации права собственности автомобильных дорог местного значения.

В обоснование заявленных требований Администрацией указано, что постановка автомобильных дорог на кадастровый учет невозможна, поскольку они относятся к IV и V категории автомобильных дорог и имеют дорожную одежду переходного типа, в связи с чем не являются объектам недвижимого имущества. Автомобильные дороги по <адрес> являются автомобильными дорогами краевого значения, поэтому у органов местного самоуправления отсутствуют полномочий по постановке их на кадастровый учет. Автомобильные дороги по <адрес> расположены в границах земельных участков, которые находятся федеральной собственности и переданы в безвозмездное пользование Министерству обороны Российской Федерации.

Представитель администрации Елизовского городского поселения Чайка А.С. в судебном заседании доводы заявления поддержал по изложенным в нем основаниям.

Помощник Елизовского городского прокурора Никифорова Я.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления.

Судебный пристав-исполнитель Елизовского районного отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Слукина М.А. в судебном заседании участия не принимала.

Рассмотрев заявление, суд вынес определение об отказе в его удовлетворении.

Не согласившись с вынесенным судом определением, представитель Елизовского городского поселения Чайка А.С. обратился в Камчатский краевой суд с частной жалобой об его отмене и удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства. Указывает, что решением суда на Администрацию возложена обязанность по постановке на кадастровый учет указанных автомобильных дорог, а не выполнение действий, направленных на образование под ними земельных участков, подготовку проектной документации, проведение работ по строительству, как объекта недвижимого имущества, с последующим вводом их в эксплуатацию. Подготовка технического плана является обязательной процедурой для постановки автомобильной дороги на кадастровый учет, вместе с тем, Администрация не полномочна подготавливать технические планы на автомобильные дороги. Спорные автомобильные дороги имеют переходной тип покрытия и не относятся к объектам недвижимости, поскольку являются некапитальными линейными сооружениями.

В возражениях на частную жалобу помощник Елизовского городского прокурора Никифорова Я.В. просит оставить определение Елизовского районного суда без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы административного дела № 2а-678/2018, материалы № 13а-81/2023, № 13а-176/2023, исполнительное производство , изучив доводы частной жалобы, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 359 КАС РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное Федеральной службой судебных приставов или судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, для прекращения исполнительного производства должны быть установлены факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.

Как следует из представленных материалов, решением Елизовского районного суда Камчатского края от 30 мая 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 августа 2018 года, на Администрацию возложена обязанность в срок до 31 декабря 2019 года обеспечить постановку на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильные дороги местного значения по следующим улицам: <адрес>

27 января 2020 года судебным приставом-исполнителем Елизовского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу на основании выданного Елизовским районным судом исполнительного листа по делу № 2а-678/2018 возбуждено исполнительное производство

Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 20 февраля 2020 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.

14 марта 2023 года администрация Елизовского городского поселения обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.

Отказывая в удовлетворении заявления Администрации, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлено достоверных сведений, подтверждающих наличие объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, выданного на основании решения суда от 30 мая 2018 года, в связи с чем пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для прекращения исполнительного производства.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

Статьёй 10 этого же Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федеральный закона № 257-ФЗ).

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее– Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

При этом, согласно статье 51 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424 утверждён Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

В соответствии с частью статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) под государственным кадастровым учётом недвижимого имущества следует понимать внесение в Единый государственный реестр недвижимости - сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Как указано в приказе Минтранса России от 20 мая 2009 года № 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.

Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, постановка на кадастровый учет дорог общего пользования местного значения, включенной в перечень имущества администрации Елизовского городского поселения, является обязательным.

Утверждение о том, что спорные автомобильные дороги являются гравийными и имеют переходной тип покрытия покрытие, что в силу Гражданского кодекса РФ не может являться самостоятельным объектом недвижимости, являлось предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела № 2а-678/2018 и было правомерно отклонено как основанное на неверном толковании норм права, поскольку данный объект включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

При этом ее покрытие не меняет статуса данного объекта как автомобильной дороги общего пользования.

Как указано в приказе Росстата от 29 декабря 2017 года № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.

Действующее законодательство не содержит каких-либо исключений в части постановки на кадастровый учет автомобильных дорог, имеющих грунтовое покрытие.

Доказательств в подтверждение доводов частной жалобы о том, что земельные участки по <адрес> переданы в бессрочное пользование ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, заявителем не представлено.

Доводы частной жалобы о том, что земельные участки по <адрес> относятся к государственной краевой собственности, также не свидетельствуют о невозможности исполнения Администрацией решения суда, поскольку спорные автомобильные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Елизовского городского поселения, утвержденный постановлением администрации Елизовского городского поселения от 7 октября 2015 года № 715-п, в связи с чем находятся в ведении администрации Елизовского городского поселения.

Доказательств того, что Администрацией приняты все меры для исполнения требований, установленных в решении от 30 мая 2018 года, не представлено.

Учитывая, что каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения, не допущено, оснований для удовлетворения частной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Елизовского районного суда Камчатского края от 18 августа 2023 года оставить без изменения, частную жалобу представителя администрации Елизовского городского поселения Чайки А.С. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов