ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-683/20 от 07.07.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ковригина Н.Н. адм.дело № 33а-6456/2020

(2а-683/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07.07.2020

г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Клюева С.Б., Житниковой О.В.,

при секретаре Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Якушова И.Э. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 февраля 2020 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Якушову И.Э. о взыскании недоимки по налогам и пени в размере 19 072,59 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 14628 руб., пени за 2018 год – 1 016,91 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 3 218,88 руб., пени за 2018 год – 209,11 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Якушов И.Э. зарегистрирован в качестве оценщика, однако в установленный законом срок не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Требование об уплате недоимки и пени по страховым взносам оставлено без исполнения, ранее выданный судебный приказ о взыскании задолженности отменен по заявлению должника. На момент подачи административного иска Якушовым И.Э. сумма задолженности не оплачена.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 февраля 2020 года административное исковое заявление МИФНС России № 19 по Самарской области удовлетворено.

С данным решением не согласился Якушов И.Э., в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований налогового органа.

В заседании судебной коллегии Якушов И.Э. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель МИФНС России № 19 по Самарской области – Шахбанова А.М просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Якушова И.Э. – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 4.1 ст. 85 НК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 50-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01 января 2017 года регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно ч. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом первой инстанции установлено, что в период с 28 ноября 2014 года по 19 июля 2018 года Якушов И.Э. являлся оценщиком, и, соответственно, плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, что подтверждается распечаткой из базы данных учета оценщиков, предоставленных налоговым органом.

В нарушение ст. 45 НК РФ Якушов И.Э. не исполнил установленную законом обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, в связи с чем, ответчику было направлено требование №135404 по состоянию на 23.11.2018 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2018 год в сумме 14628,29 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ОМС с 01.01.2017 за 2018 года в сумме 3218,28 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 1016,91 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 209,11 руб. с предложением уплатить недоимку в срок до 13.12.2018 года. Факт направления требования подтверждается списком почтовых отправлений. Требование административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности и пени, который по заявлению должника отменен.

Право на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам в принудительном порядке возникло у налогового органа после неоплаты задолженности по требованию № 135404 от 23.11.2018 года. Обращение административного истца к мировому судье последовало до истечения шести месяцев с момента указанного в требовании, а в суд с иском о взыскании недоимки по налогам - в срок до шести месяцев после отмены судебного приказа, т.е. срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности налоговым органом не пропущен.

Доказательств, подтверждающих факт надлежащего исполнения обязанности по уплате страховых взносов, административным ответчиком не представлено.

Проанализировав установленные выше обстоятельства, учитывая указанные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени в заявленном размере, поскольку в добровольном порядке недоимка административным ответчиком не погашена, порядок и срок принудительного взыскания обязательных платежей налоговым органом соблюден.

Также указал, что неосведомленность ответчика о постановке на учет в качестве плательщика взносов, не освобождают его от уплаты страховых взносов, поскольку обязанность по уплате страховых взносов у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента снятия с учета.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, так как они последовательны, мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка, согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, указанной в Определении от 22 марта 2012 N 621-О-О, Минтруда России в письме от 18 сентября 2014 года N 17-4/ООГ-787.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорный период на учете в Пенсионном и Налоговом органе ответчик не состоял, уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, ему не направлялось, в связи с чем, обязанность об уплате недоимки у него отсутствует, аналогичны доводам, приведенным административным ответчиком в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, были предметом обсуждения и им дана правильная правовая оценка. Иное толкование и применение административным истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не свидетельствует о неправильном применении их судом в конкретном споре.

Несвоевременное внесение в Единый государственный реестр налогоплательщиков (03.08.2018) сведений об ответчике как оценщике, занимающемся частной практикой, представленных саморегулируемой организацией оценщиков (01.08.2018), на выводы суда о законности взимаемого налога не влияет, поскольку в силу части 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика (в данном случае 18.11.2014) и до момента снятия с учета (19.07.2018), временное приостановление деятельности оценщика не освобождает его от уплаты налогов.

Сведения о вступлении в Саморегулируемую организация в 2014 году Якушов И.Э. не оспаривал, доказательств иной даты приобретения ответчиком статуса оценщика материалы дела не содержат.

Вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Представленный административным истцом расчет судом первой инстанции проверен и признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

Этот вывод суда не опровергается доводами апелляционной жалобы.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, судебная коллегия считает, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Якушова И.Э. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –