Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-9594/2022 № 2а-696/2022 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 13 сентября 2022 г. г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Хлыстовой Е.В., судей Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В., при помощнике судьи Авдониной Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Круглова А.Г. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 мая 2022 г. по гражданскому делу № 2-696/2022 по исковому заявлению Круглова А.Г. к Избирательной комиссии Самарской области, территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области, участковой избирательной комиссии № № Ленинского района г. Самары Самарской области, прокурору Ленинского района г. Самары о признании незаконными решений, действий, бездействия, взыскании денежных средств, заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения административного истца Круглова А.Г., его представителей Барановой Н.П., Бочкаревой О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Поцелуевой Л.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Деминой В.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия установила: Административный истец Круглов А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Самарской области, территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области, участковой избирательной комиссии № № Ленинского района г. Самары Самарской области, прокурору Ленинского района г. Самары, отделу полиции № № У МВД России по г. Самаре о признании незаконными бездействия, действий и решений. В обоснование заявленных требований указал, что заявитель ДД.ММ.ГГГГ года как член УИК №№ Ленинского района г. Самары с правом решающего голоса принял участие в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. График дежурств членов УИК №№ на 2021 год не был утвержден решением коллегиального органа на заседании комиссии с обязательным, надлежащим, письменным, заблаговременным извещением всех членов комиссии. Протоколы заседаний комиссии составлялись и подписывались лишь некоторыми членами УИК № № задним числом, без надлежащего и заблаговременного извещения и участия всех членов УИК. Истца не пригласили заблаговременно и не известили надлежащим образом о дате и времени заседания УИК №2901 при рассмотрении вопросов о распределении обязанностей членов комиссии в период выборов и подготовки к ним, о распределении по отдельным статьям расходов бюджетных средств, выделенных УИК №№ на выборы. За полностью отработанные три дня выборов истцу выплачено вознаграждение с коэффициентом , тогда как нормативный коэффициент по выборам в СГД составляет , а по выборам в ГД ФС РФ – . Значительно и произвольно занижено количество отработанных истцом часов в дни голосования. Не выплачена надбавка за вредные условия работы во время пандемии COVID-19. В итоге истцу не выплачена общая сумма в размере руб. По мнению истца, его денежные средства присвоены председателем УИК №№ Кирилловым А.В. и его заместителем Сидоренко З.А. На премиальные выплаты им необоснованно выделено рублей. Бухгалтер ТИК Ленинского района г. Самары присвоила себе руб. Неоднократные обращения истца в прокуратуру Ленинского района г. Самары оставлены без ответа по существу, перенаправлены в ОП №№ УМВД России по г. Самаре, где реальной проверки не проводилось. Считает, что полиция и прокуратура укрывают хищение и присвоение бюджетных средств в избирательных комиссиях. Ответ на обращение в ТИК Ленинского района г. Самары, поданное ДД.ММ.ГГГГ, истцу не дан. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения (т.1 л.д. 132-135), просил суд: 1) Признать незаконным и необоснованным единоличное утверждение графика работы членов УИК № № с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, в период подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва за сентябрь 2021 года от ДД.ММ.ГГГГ в УИК № № Ленинского района г. Самары без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 2) Признать незаконным и необоснованным единоличное утверждение графика работы членов УИК № № с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, за сентябрь 2021 года от ДД.ММ.ГГГГ в УИК № № Ленинского района г. Самары без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 3) Признать незаконным и необоснованным единоличное утверждение сведений о фактически отработанном времени членами УИК № с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва за сентябрь 2021 года от ДД.ММ.ГГГГ в УИК № № Ленинского района г. Самары без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 4) Признать незаконным и необоснованным единоличное утверждение сведений о фактически отработанном времени членами УИК № с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва за сентябрь 2021 года от ДД.ММ.ГГГГ УИК № № Ленинского района г. Самары без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 5) Признать незаконным и необоснованным решение УИК № № Ленинского района г. Самары № № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса», принятое двумя членами комиссии без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 6) Признать незаконным и необоснованным решение УИК № № Ленинского района г. Самары № № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу при подготовке и проведении выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса», принятое двумя членами комиссии без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 7) Признать незаконным ненаправление и невручение истцу в установленный законом месячный срок ответа ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № б/н на № № от ДД.ММ.ГГГГ; на № № от ДД.ММ.ГГГГ; на № № от ДД.ММ.ГГГГ; 8) Признать незаконным ненаправление и невручение истцу в установленный законом месячный срок ответов избирательной комиссии Самарской области исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ; исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ; исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ; исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ; 9) Признать незаконным и необоснованным произвольное установление количества отработанных истцом часов ДД.ММ.ГГГГ года при его участии в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ; 10) Признать незаконным и необоснованным произвольное занижение коэффициентов выплаты вознаграждения при участии истца в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ ДД.ММ.ГГГГ года без соответствующего финансово-экономического обоснования; 11) Признать незаконным и необоснованным начисление и выплату истцу вознаграждения за участие в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу ДД.ММ.ГГГГ года в размере меньшем, чем рублей; 12) Признать незаконным и необоснованным начисление и выплату истцу вознаграждения за участие в организации и проведении выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ ДД.ММ.ГГГГ года в размере меньшем, чем рубля; 13) Признать незаконным и необоснованным начисление и выплату истцу денежной суммы в размере меньшем, чем рублей за работу члена УИК № № Ленинского района г. Самары во вредных условиях труда во время пандемии COVID-19 за участие в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и в Государственную Думу Федерального Собрания РФ ДД.ММ.ГГГГ года; 14) Признать незаконным и необоснованным распределение выплат вознаграждения и премиальных выплат между членами УИК № № Ленинского района г. Самары, в том числе между председателем, заместителем и секретарем и иными членами комиссии; 15) Взыскать солидарно с Избирательной комиссии Самарской области и (или) территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области и (или) участковой избирательной комиссии № № Ленинского района города Самары Самарской области недоначисленную и невыплаченную сумму вознаграждения, компенсации за работу в условиях эпидемии COVID-19 в размере копейка; 16) Признать незаконным и необоснованным бездействие прокурора Ленинского района г. Самары, выразившееся в уклонении от проведения проверки доводов обращений истца и непринятие им мер прокурорского реагирования; 17) Признать незаконным и необоснованным бездействие ОП № № У МВД России по г. Самаре, выразившееся в создании процессуальной видимости проведения проверки, в действительности не проводившейся; 18) Обязать ответчиков в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца и сообщить об этом суду; 19) Взыскать с ответчиков в пользу истца все судебные расходы по делу, включая уплаченную государственную пошлину. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 17 мая 2022 г. постановлено: «Исковые требования Круглова А.Гю удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области, выразившееся в ненаправлении Круглову А.Г. ответа от ДД.ММ.ГГГГ на обращения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения» (т. 3 л.д. 68-80). В апелляционной жалобе Круглов А.Г. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в порядке административного производства. Указывает, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции к участию в деле не были привлечены председатель ТИК Ленинского района г. Самары А.А. Флигиль и председатель избирательной комиссии Самарской области В.Н. Михеева (т. 3 л.д. 99-103). Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции. В суде апелляционной инстанции административный истец Круглов А.Г., его представители Баранова Н.П., Бочкарева О.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить в связи с наличием процессуальных оснований. Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Самарской области Поцелуева Л.И. в суде апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала, указала, что председатель ТИК Флигиль А.А. в первой инстанции принимала участие, как представитель ТИК, знала о состоявшимся решении суда, с ним согласна. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле. Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле. Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными Из материалов дела следует, административный истец, в том числе, просил суд признать незаконным ненаправление и невручение истцу в установленный законом месячный срок ответа ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № б/н на № № от ДД.ММ.ГГГГ; на № № от ДД.ММ.ГГГГ; на № № от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, из содержания представленного в материалы дела ответа ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № б/н на № № от ДД.ММ.ГГГГ; на № № от ДД.ММ.ГГГГ; на № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный документ подписан председателем территориальной избирательной комиссии Флигиль А.А. (т. 1 л.д. 63-67) Также помимо иных требований, административный истец просил суд признать незаконным ненаправление и невручение истцу в установленный законом месячный срок ответов избирательной комиссии Самарской области исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ; исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ; исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ; исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела следует, что ответы № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ подписаны председателем избирательной комиссии Самарской области Михеевым В.Н. и ответы № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ подписаны заместителем председателя избирательной комиссии Самарской области Солдатовым А.Н. (т. 1 л.д. 71, 79-80, 84, 90-91). Между тем, при рассмотрении настоящего административного дела суд не привлек к участию в деле в качестве административных ответчиков председателя территориальной избирательной комиссии Флигиль А.А., председателя избирательной комиссии Самарской области Михеева В.Н., заместителя председателя избирательной комиссии Самарской области Солдатова А.Н. При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, решение суда подлежит отмене с направлением дела в Ленинский районный суд Самары на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду в ходе досудебной подготовки дела, учитывая вышеназванные положения КАС РФ, необходимо определить надлежащий круг административных ответчиков по делу и привлечь к участию в деле в качестве административных ответчиков председателя территориальной избирательной комиссии Флигиль А.А., председателя избирательной комиссии Самарской области Михеева В.Н., заместителя председателя избирательной комиссии Самарской области Солдатова А.Н., разрешить административные исковые требования, в том числе, с учетом доводов апелляционной жалобы Круглова А.Г. Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 мая 2022 г. отменить. Дело направить в Ленинский районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Председательствующий: Судьи: |