ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-698/2021 от 25.05.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0004-01-2021-001202-68

Дело № 2а-698/2021 судья – Бондарева Ж.Н.

№ 33а-1999/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Образцовой О.А., Сельховой О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Никитушкиной И.Н.

административное дело по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовоского района Тверской области на решение Бологовского городского суда Тверского области от 28.10.2021

по административному исковому заявлению Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Тверской области, депутату Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Тверской области МНА о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения действующего антикоррупционного законодательства,

установила:

21.09.2021 Бологовский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с приведенным выше административным иском.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области, по результатам которой установлено, что МНА замещает муниципальную должность депутата Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области.

МНА как лицо, замещающее муниципальную должность, обязана ежегодно, в установленные сроки представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей.

Согласно информации Главного управления региональной безопасности Тверской области сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей от МНА за отчетный 2020 год не поступали.

Согласно объяснениям председателя Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района за отчетный 2020 год сведения о доходах не заполнялись и не передавались.

Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является безальтернативным последствием.

Вопрос о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области МНА на повестку дня заседаний Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области не выносился и не рассматривался.

По мнению административного истца бездействие представительного органа по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий депутата Михайловой Н.А. нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку исполнение обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о доходах депутатами и членами их семей обусловлено целью противодействия коррупции, в том числе путем обеспечения к таким сведениям доступа неограниченного круга лиц посредством размещения их на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предполагающего возможность контроля за доходами, а также достоверностью и полнотой представленных сведений.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, уточнив свои требования, прокурор просил:

- признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области МНА;

- возложить на Совет депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области обязанность включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата МНА., рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата МНА устранить нарушения действующего антикоррупционного законодательства путем досрочного прекращения полномочий МНА. как депутата Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области в связи с неисполнением им установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей.

Определением суда от 14.10.2021 депутат Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области МНА исключена из числа заинтересованных лиц и привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца старший помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске, с учетом их уточнений, пояснив суду, что в нарушение установленного законом срока сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом МНА представлены не были.

Административный ответчик – депутат Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовоского района Тверской области МНА направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором пояснила суду, что за срок работы в системе образования и за время работы в Совете депутатов с 2013 года к ведению документации всегда относилась ответственно. Все отчеты и документы сдавала своевременно. По какой причине представленные сведения о доходах за себя и супруга за 2020 год не попали по назначению, пояснить не может.

Остальные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Бологовского городского суда Тверского области от 28.10.2021 (с учетом дополнительного решения суда от 20.01.2022 и определения об исправлении описки от 20.01.2022) административные исковые требования Бологовского межрайонного прокурора Тверской области к Совету депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области МНА

Суд возложил на Совет депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области обязанность включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата МНА рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата МНА устранить нарушения действующего антикоррупционного законодательства путем досрочного прекращения полномочий МНА как депутата Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области МНА в связи с неисполнением ею установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей.

Административные исковые требования Бологовского межрайонного прокурора Тверской области к депутату Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области МНАоставлены без удовлетворения.

29.10.2021 изготовлено мотивированное решение суда.

27.11.2021 Совет депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области обратился с апелляционной жалобой на приведенное решение суда, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Обращает внимание, что требования антикоррупционного законодательства депутатом МНА были выполнены, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были представлены ей, но за пределами установленного законом срока по причине заболевания, вызванного COVID-19, что является уважительной причиной. Между тем, суд счел данные обстоятельства несостоятельными.

Прокурором принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых критикуются изложенные в ней доводы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Обиход И.Д. просил решение суда отменить ввиду непривлечения к участию в деле Губернатора Тверской области, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон № 230-ФЗ), Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон № 79-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 10 Закона Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Губернатору Тверской области в соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, при избрании на должность; лицами, замещающими муниципальные должности, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Такие сведения предоставляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460.

Как следует из предписаний части 10.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).

Как установлено судом, депутат Совета депутатов муниципального образования Совета депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области МНА не представила в установленный срок – до 01.04.2021 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своего супруга и несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о не исполнении депутатом МНА возложенной на нее законом обязанности по своевременному предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ее, супруга и несовершеннолетних детей, а также бездействии Совета депутатов по не рассмотрению вопроса о прекращении полномочий депутата МНА

В данной связи суд принял решение об удовлетворении заявленных требований и возложил на Совет депутатов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области обязанность включить в повестку дня ближайшего заседания Совета рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата МНА, рассмотреть указанный вопрос и устранить допущенное нарушение антикоррупционного законодательства путем досрочного прекращения полномочий МНА как депутата.

Судебная коллегия, проверяя в полном объеме постановленное по делу решение, полагает необходимым отметить, что порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата определяется, в том числе, положениями части 4.5 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ и части 7.3 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, согласно которым данная мера дисциплинарной ответственности может быть реализована по отношению к депутату, нарушившему законодательство в сфере противодействия коррупции, при условии обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата.

Также право требовать досрочного прекращения полномочий депутата принадлежит прокурору, поскольку прокуратура единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации правом обращения с заявлением о прекращении полномочий депутата не свидетельствует об ограничении полномочий прокурора по осуществлению им от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Между тем, значимый для разрешения дела вопрос о том, имелся ли у Совета депутатов повод для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий депутата МНА обращался ли прокурор либо Губернатор Тверской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата МНА суд не выяснял, равно как не привлек к участию в деле Губернатора Тверской области.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием к отмене решения суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле Губернатора Тверской области судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и дополнительного решения суда с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы оценке не подлежат.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бологовского городского суда Тверского области от 28.10.2021 (в редакции определения об исправлении описки от 20.01.2022) и дополнительное решение суда от 20.01.2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Бологовский городской суд Тверской области.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи