ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Максимов А.А., № 2а-698/2022
дело № 33а-2374, пост. 17.06.2022 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 27 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Назимовой П.С.
судей коллегии Матвеевой Н.А., Кушнаревой И.К.
при секретаре Суворовой Б.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козырь И.В. к судебному приставу-исполнителю Кабанского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Соболевой Елене Владимировне, старшему судебному приставу Кабанского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Яновской О.В., УФССП России по Республике Бурятия о признании действия незаконными по апелляционной жалобе Козырь И.В. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 4 апреля 2022 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Козырь И.В. с учетом уточнения требований просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Кабанского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Соболевой Е.В. по принудительному взысканию с административного истца в пользу Дальневосточного Территориального Управления Федерального агентства научных организаций (далее - Дальневосточное ТУ ФАНО России) задолженности в размере 1 298 385 руб. по исполнительному производству № ... от 31 октября 2016 года.
Требования основаны на том, что 31 октября 2016 года судебным приставом – исполнителем ОСП № 2 по г. Благовещенску УФССП России по Амурской области на основании исполнительного листа, выданного Благовещенским городским судом Амурской области, возбуждено исполнительное производство в отношении должника Козырь И.В. в пользу взыскателя Дальневосточного ТУ ФАНО России; предмет исполнения - задолженность в размере 1 298 385 руб. С 16 декабря 2016 года исполнительное производство находится на исполнении в Кабанском РОСП УФССП России по Республике Бурятия. В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 215 Федеральное агентство наручных организаций упразднено. 30 июля 2021 года административный истец направил судебному приставу-исполнителю заявление о прекращении исполнительного производства, однако данное заявление оставлено без удовлетворения, исполнительное производство ведется до настоящего времени. Основания и порядок ликвидации некоммерческой организации предусмотрены в статьях 61-65 Гражданского кодекса РФ и статьях 18-21 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Таким образом, исполнение решения суда с момента исключения 29 декабря 2018 года Дальневосточного ТУ ФАНО России из Единого государственного реестра юридических лиц является незаконным; исполнительное производство подлежит прекращению.
В суд первой инстанции административный истец Козырь И.В. не явилась, ее представитель Ушакова Н.В. требования поддержала.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Кабанского РОСП УФССП России по Республике Соболева Е.В., действуя также в интересах Управления ФССП России по Республике Бурятия, требования не признала.
Административный ответчик - начальник отделения - старший судебный пристав Кабанского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Яновская О.В., представитель заинтересованного лица Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в суд не явились.
Районный судом постановление решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель Козырь И.В. – Ушакова Н.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что выводы суда о правопреемстве в рамках исполнительного производства, не требующего вынесения судом соответствующего определения о замене стороны в деле, является несостоятельным. Исполнительное производство подлежит прекращению с момента исключения Дальневосточного ТУ ФАНО России из Единого государственного реестра юридических лиц на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В заседание судебной коллегии Козырь И.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Ее представитель Ушакова Н.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель УФССП России по Республике Бурятия Зубакина В.А. возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как следует из материалов дела, 31 октября 2016 года судебным приставом – исполнителем ОСП № 2 по г. Благовещенску УФССП России по Амурской области на основании исполнительного листа № 2-3715/2015, выданного Благовещенским городским судом Амурской области, в отношении должника Козырь И.В. возбуждено исполнительное производство № ... в отношении должника Козырь И.В. в пользу взыскателя Дальневосточного ТУ ФАНО России.
Предмет исполнения - задолженность в размере 1 298 385 руб.
2 декабря 2016 года исполнительное производство передано в Кабанский РОСП УФССП России по Республике Бурятия.
С 16 декабря 2016 года исполнительное производство находится на исполнении в Кабанском РОСП УФССП России по Республике Бурятия.
Оспаривая действия судебного пристава-исполнителя Кабанского РОСП УФССП России по Республике Бурятия, должник Козырь И.В. указывает на то, что исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем, поскольку взыскатель - Дальневосточное ТУ ФАНО России ликвидировано, с 29 декабря 2018 года исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из того, что Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство научных организаций и его территориальные управления упразднены, однако их функции переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, которое в данном случае является правопреемником, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
Данные выводы следует признать правильными.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц имеются сведения о ликвидации с 29 декабря 2018 года Федерального агентства научных организаций и Дальневосточного территориального управления (л.д. 31, 38).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.
Однако исполнительный лист, выданный 21 мая 2015 года взыскателю Дальневосточному ТУ ФАНО России, имеет предмет исполнения - взыскание с Козырь И.В. в доход федерального бюджета денежных средств в размере 1 298 385 руб., предоставленных в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
При этом абзац второй пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом этого же пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, а также упразднено Федеральное агентство научных организаций, функции которого по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (абзац первый пункта 2, подпункт «б» пункта 4).
В соответствии с пунктом 7 названного Указа Президента Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
Таким образом, при упразднении Федерального агентства научных организаций его функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, которое в силу прямого указания Президента Российской Федерации является правопреемником по обязательству, возникшему в данном случае у Козырь И.В. на основании судебного решения.
1 марта 2021 года Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направило в Кабанский РОСП письмо о том, что на лицевой счет администратора доходов Министерства науки и высшего образования РФ поступают денежные средства из Кабанского РОСП за Козырь И.В. В связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года положений Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» Министерство сообщило Кабанскому РОСП реквизиты для направления денежных средств в рамках системы казначейских платежей.
То есть взыскание с Козырь И.В. задолженности в федеральный бюджет имеет свои особенности, регулируемые специальным бюджетным законодательством, которые судебный пристав-исполнитель не может не учитывать.
Таким образом, учитывая указание Президента Российской Федерации, принимая во внимание, что задолженность зачисляется в доход федерального бюджета, судебный пристав-исполнитель не имел оснований для прекращения исполнительного производства в отношении Козырь И.В., несмотря на положения пункта 7 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве.
Президент Российской Федерации, как глава государства и гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает в установленном ею порядке согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 80, части 1 и 2 статьи Конституции Российской Федерации).
Вопреки доводам апелляционной жалобы (со ссылкой на положения статьей 61 - 65 Гражданского кодекса РФ, статей 18 - 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), Указ Президента Российской Федерации в силу своего прямого действия является достаточным основанием для установления правопреемства Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках исполнительного производства, без вынесения судом отдельного определения о замене стороны в гражданском деле.
В таком случае судебный пристав-исполнитель правомерно исполнял требования исполнительного документа, в противном случае было бы допущено нарушение прав администратора доходов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на получение в полном объеме от должника денежных средств.
Следовательно, требования административного иска о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению требований исполнительного документа не подлежали удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 4 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: П.С. Назимова
Судьи: Н.А. Матвеева
И.К. Кушнарева