ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-702/2016 от 17.05.2016 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Кириллова Е.С. Дело № 2а-702/2016

№ 33а-429/2016

17 мая 2016 года г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе

председательствующего Ечина А.А.,

судей Кречетова А.А., Адаркина И.А.,

при секретаре Тимофеевой Л.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области» о признании незаконным представления прокуратуры города Магадана

по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области» на решение Магаданского городского суда от 26 февраля 2016 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Ечина А.А., представителей административного ответчика Литвиненко В.Е. и Стародумову О.В., заинтересованных лиц М., Д., Г., Ч., А., Х., Б., В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда,

У С Т А Н О В И Л А:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области» (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области, Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре города Магадана о признании незаконным представления прокуратуры города Магадана от 15 декабря 2015 года № 3444ж-15 об устранении нарушений законодательства о службе в органах уголовно-исполнительной системы.

В обоснование заявления указало, что оспариваемое представление не соответствует закону, не согласуется с приказами ФСИН России, нарушает права и законные интересы Учреждения, незаконно возлагая на него обязанность по внесению изменений в табели учета использования рабочего времени сотрудников отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области и Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников, рабочих и служащих Учреждения.

Указало, что при сменной работе сотрудникам ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области в соответствии с требованиями Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 26 сентября 2013 года № 533, устанавливается суммированный учет рабочего времени за учетный период (квартал, полгода или год). В течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается.

Полагая, что к спорным правоотношениям не подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, просило суд признать представление прокуратуры города Магадана от 15 декабря 2015 года № 3444ж-15 незаконным.

Определением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 09 февраля 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены граждане, являющиеся сотрудниками Учреждения, на основании заявления которых прокуратурой города Магадана проведена проверка и внесено оспариваемое представление.

Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 26 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказано.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области просит решение отменить и принять по делу новое судебное постановление. В качестве оснований к отмене приводит доводы, аналогичные изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Не оспаривая вывод суда в части отсутствия у сотрудников права уходить из караульного помещения для приема пищи, настаивает на том, что фактически сотрудникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов.

Указывает, что сотрудникам подразделений охраны исправительных учреждений выплачивается ежемесячная надбавка в процентах к должностному окладу за особые условия службы, компенсирующая установленные законом ограничения в части реализации гражданских прав и свобод.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу заинтересованные лица полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав представителей административного ответчика, явившихся заинтересованных лиц, изучив материалы настоящего дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в том числе с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

Согласно материалам дела и установлено судом, 16 ноября 2015 года в прокуратуру г. Магадана поступило коллективное обращение сотрудников отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области о нарушении законодательства о службе в органах уголовно-исполнительной системы в части неверного ведения табеля учета использования рабочего времени и невключения указанным сотрудникам перерыва для отдыха и питания в рабочее время.

По результатам проверки 15 декабря 2015 года прокуратурой г. Магадана в адрес ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области внесено представление № 3444ж-15 об устранении нарушений законодательства о службе в органах уголовно-исполнительной системы.

Прокурором установлено, что Учреждением нарушаются права сотрудников отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области на достоверный учет рабочего времени и компенсацию времени, отработанного сверхурочно.

На ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области возложена обязанность по внесению изменений в табели учета использования рабочего времени сотрудников отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области и произведению в связи с этим перерасчета либо предоставлению дополнительного времени отдыха; внесению изменений в Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников, рабочих и служащих Учреждения, определив, что на участках службы (работы), где по ее условиям предоставлением перерыва для отдыха и питания невозможно, сотрудникам обеспечивается возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.

Статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Трудовое законодательство определяет рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (часть 1 статьи 91 ТК РФ), а время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Одним из видов времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены) ( статьи 106, 107 ТК РФ).

В силу статьи 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно пункту 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 г. № 533, в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается (пункт 9 Положения).

Приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области от 21 апреля 2011 года утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников, работников и служащих (далее - Правила).

Пунктом 5.5 Правил установлено, что для должностных лиц дежурной смены, сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурств, начало и окончание служебного времени определяется приказом начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области и графиком дежурств, утверждаемым начальником Учреждения.

На тех работах, где перерыв для питания и отдыха установить нельзя, сотруднику, рабочему должна быть представлена возможность приема пищи в течение рабочего времени.

Из указанных выше норм также следует, что перерывы в течение служебного дня, являясь временем отдыха сотрудника, не включаются в служебное время, поскольку в этот период времени сотрудник свободен от выполнения служебных обязанностей.

Вместе с тем, согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 21 дсп личному составу караула категорически запрещается уходить для приема пищи за пределы караульного помещения. Никто из состава караула не имеет право оставлять караульное помещение и площадку без разрешения начальника караула.

Приготовление (подогрев) и прием пищи сотрудниками осуществляется в карауле по охране постоянных объектов, как правило, в отдельных комнатах караульных помещений, а в других караулах - в специально отведенных для этого местах (помещениях), которые обеспечиваются необходимым имуществом и инвентарем по существующим нормам положенности.

Согласно пункту 4 приказа ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области от 28 февраля 2014 года № 48 «О внесении изменений в приказ ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области от 21 апреля 2011 года» № 99 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для сотрудников, работников и служащих» сотрудники, заступающие на службу в составе караула и дежурной смены, принимают пищу в специально отведенных для этого местах без отрыва от службы.

Регламентом работы Учреждения на 2015 год, утвержденным приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области от 26 декабря 2014 года № 282, перерыв на обед сотрудников караула не предусмотрен.

Судом установлено, что приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области от 02 апреля 2014 года № 7 Правила дополнены положением о том, что с 01 апреля 2014 года в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 30 минут, который в рабочее время не включается.

С 01 февраля 2015 года сотрудникам отдела охраны, несущим службу по скользящему графику, приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области от 30 апреля 2015 года № 32 установлен обед с 13 до 15 часов и с 06 до 08 часов, который в рабочее время не входит.

Приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области от 15 октября 2015 года № 314 в Правила внесены изменения, на основании которых в рабочее время сотрудников охраны с 01 октября 2015 года не включается 1 час рабочего времени, предусмотренный для отдыха и питания.

Таким образом, в рабочее время сотрудников отдела охраны с 01 апреля 2014 года не включалось 30 минут каждого дежурства в дневное и ночное время, предназначенное для приема пищи, с 01 февраля 2015 года - 2 часа, с 01 октября 2015 года - 1 час.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перерыв для отдыха и питания сотрудников отдела охраны должен включаться в рабочее время, поскольку сотрудники отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области использовать его по своему усмотрению не могут, на время перерыва от выполнения служебных обязанностей не освобождаются, что должно найти отражение в Правилах внутреннего трудового распорядка для сотрудников, работников и служащих, утвержденных приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области от 21 апреля 2011 года.

Указанные обстоятельства приведены в оспариваемом представлении прокурора от 15 декабря 2015 года № 3444ж-15.

Принимая решение об отказе в заявленных требованиях, суд первой инстанции также исходил из того, что оспариваемое представление внесено уполномоченным лицом, с соблюдением порядка его принятия, его содержание соответствует требованиям закона.

С выводами суда, в части законности требования прокурора в представлении о необходимости внесения изменений Учреждением в Правила внутреннего распорядка положений о включении в рабочее время перерыва для отдыха и питания сотрудников отдела охраны, судебная коллегия соглашается, поскольку данный вывод сделан при правильном применении норм материального права, основаны на имеющихся и исследованных при разбирательстве дела доказательствах.

Доводы апелляционной жалобы Учреждения со ссылками на отсутствие правовых оснований для применения к спорным правоотношениям положений Трудового кодекса Российской Федерации судебной коллегией не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании административным истцом норм материального права.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что сотрудникам отдела охраны установлен и фактически предоставляется перерыв для отдыха и питания в рабочее время опровергается материалами дела, пояснениями заинтересованных лиц, данных в судебном заседании суда первой инстанции.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела.

Обстоятельства дела верно установлены судом, нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого представления прокурора в той части, в которой он требует от административного истца внести изменения в табели учета использования рабочего времени обратившихся в прокуратуру сотрудников отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области и произведению в связи с этим перерасчета оплаты их труда либо предоставлению им дополнительного времени отдыха.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу положений статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам и суды.

Согласно статье 381 указанного Кодекса индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда).

Как следует из полномочий прокуратуры, она не наделена правом по разрешению трудовых споров, не является органом по их рассмотрению и не может их подменять.

Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, разногласия, возникшие между Учреждением и его сотрудниками (работниками) по вопросу включения в рабочее время перерывов для отдыха и питания, отражения таких перерывов в табелях учета использования рабочего времени и оплаты этого времени содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 Кодекса.

Таким образом, указанное в представлении требование прокурора не соответствует приведенным положениям трудового законодательства и является незаконным.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции в указанной части о законности представления прокурора города Магадана от 15 декабря 2015 года № 3444ж-15 об устранении нарушений законодательства о службе в органах уголовно-исполнительной системы сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 февраля 2016 года, которым отказано в признании незаконным представления прокурорагорода Магадана от 15 декабря 2015 года № 3444ж-15 в части требования прокурора об устранении нарушений законодательства путем внесения изменений в табели учета использования рабочего времени сотрудников отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области, произведению перерасчета либо, по желанию сотрудников, компенсации отработанного времени предоставлением дополнительного времени отдыха, - отменить.

Принять в этой части новое решение, которым признать незаконным представление прокурорагорода Магадана от 15 декабря 2015 года № 3444ж-15 в части требования прокурора об устранении нарушений законодательства путем внесения изменений в табели учета использования рабочего времени сотрудников отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области, произведению перерасчета либо, по желанию сотрудников, компенсации отработанного времени предоставлением дополнительного времени отдыха.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.

Председательствующий А.А. Ечин

судьи А.А. Кречетов

И.А. Адаркин