ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-708/20 от 18.01.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-708/2020 (33а-826/2021 (33а-20372/2020)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2021 года город Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Портновой Л.В.,

судей Искандарова А.Ф.,

ФИО1,

при ведении протокола

помощником судьи Гильмутдиновой И.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о признании бездействия администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан по не включению ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением, незаконным,

по апелляционной жалобе администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия

установила:

прокурор Гафурийского района Республики Башкортостан обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что в 2018 году прокуратурой Гафурийского района Республики Башкортостан по обращению ФИО2, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о не постановке на учет для получения жилья проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан законодательства о несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что ФИО2, дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Гафурийского районного суда Республики Башкортостан от дата его отец ФИО2 лишен родительских прав, а мать ФИО3 скончалась дата.

2 ноября 2015 года ФИО2 обратился в администрацию муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, для предоставления жилья.

Основанием для отказа в постановке на учет в ответе административного ответчика указано наличие закрепленного жилья у заявителя ФИО2 в соответствии с пунктом 2 постановления администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от дата№... «Об учреждении опеки над малолетними ФИО2 ичем и попечительства над несовершеннолетними ФИО4 и ФИО5».

Вместе с тем своего жилья ФИО2 не имеет, поскольку жилье, в котором он зарегистрирован по адрес, согласно справке Гафурийского территориального участка Стерлитамакского филиала государственного унитарного предприятия Бюро техинвентаризации Республики Башкортостан от дата относится к совместной собственности ФИО6 (скончалась в №... году), ФИО2 (скончался в №... году), ФИО3 (скончалась в №... году), ФИО4, ФИО5.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата утверждено заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, муниципальный район адрес, непригодным для проживания. Однако постановлением главы администрации муниципального района от дата№... указанное выше постановление отменено без указания конкретных оснований. Вместе с тем проверка показала, что жилое помещение, которое закреплено за ФИО2, не может являться пригодным для проживания, поскольку внутри дома потолочные покрытия разрушены, пол отсутствует, тем самым проживание в таком помещении невозможно. Жилье по назначению не эксплуатируется длительное время. По итогам проверки дата прокуратурой адрес Республики Башкортостан в адрес главы муниципального района адрес Республики Башкортостан внесено представление с требованием устранить нарушения. дата данное представление было рассмотрено исполняющим обязанности заместителя главы администрации муниципального адрес Республики Башкортостан. Между тем, конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона не приняты, представление прокурора оставлено без удовлетворения. дата прокуратурой района зарегистрировано обращение ФИО2 о неисполнении представления прокурора администрацией муниципального района, поскольку жилье ему до сих пор не предоставлено. Согласно ответу администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата, представление прокурора фактически отклонено, указано, что постановление администрации района №... от дата, которым утверждено заключение межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, муниципальный район адрес, отменено в связи с исполнением ранее внесенного прокурором района представления об устранении нарушений жилищного законодательства от дата. Административный истец просил:

Признать действие (бездействие) администрации муниципального района адрес по не включению ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением, незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Гафурийский район устранить нарушения законодательства о несовершеннолетних, включив ФИО2 ича, дата года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением.

Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2020 года постановлено:

административные исковые требования прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Гафурийский район по не включению ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением.

Обязать администрацию муниципального района Гафурийский район устранить нарушения законодательства о несовершеннолетних, включив ФИО2 ича, дата г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан ФИО7 указывает, что у ФИО2 имеется закрепленное за ним жилье, и оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением, отсутствуют.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Сафина А.Р., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой Гафурийского района Республики Башкортостан по обращению ФИО2, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с не постановкой администрацией муниципального района Гафурийский район на учет для получения жилья, в 2018 году проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района Гафурийский район законодательства о несовершеннолетних.

Установлено, что ФИО2, дата года рождения, согласно справки сектора опеки и попечительства муниципального района адрес от дата№... относится к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Гафурийского районного суда от дата его отец ФИО2 лишен родительских прав, а мать ФИО3 скончалась дата.

датаФИО2 обратился с заявлением в администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан о включении в его список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, для предоставления жилья.

дата заместителем главы администрации муниципального района адресФИО8 заявителю направлен ответ об отказе в удовлетворении заявления, в котором указано на наличие закрепленного жилья у ФИО2 в соответствии с пунктом 2 постановления администрации муниципального района адрес от дата№... «Об учреждении опеки над малолетними ФИО2 ичем и попечительства над несовершеннолетними ФИО4 и ФИО5».

Согласно справке Гафурийского территориального участка Стерлитамакского филиала ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан от дата, квартира относится к совместной собственности ФИО6 (скончалась в №...)., ФИО2 (скончался в №... году), ФИО3 (скончалась в №... году.), ФИО4, ФИО5.

11.10.2018 прокуратурой Гафурийского района Республики Башкортостан в адрес главы муниципального района Гафурийский район внесено представление с требованием устранить нарушения, обеспечив неукоснительное исполнение Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

14.12.2018 данное представление было рассмотрено и.о. заместителя главы администрации муниципального района Гафурийский район. Конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона не принято, представление прокурора оставлено без удовлетворения.

20.05.2019 прокуратурой района зарегистрировано обращение ФИО2 о неисполнении представления прокурора администрацией муниципального района, поскольку жилье ему до сих пор не предоставлено.

Из ответа администрации муниципального района Гафурийский район от 14.12.2018 следует, что представление прокурора фактически отклонено, в ответе указано, что постановление администрации района №... от дата, которым утверждено заключение межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, муниципальный район адрес, отменено в силу исполнения ранее внесенного прокурором района представления об устранении нарушений жилищного законодательства от дата.

Разрешая административное дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что своего жилья ФИО2 не имеет, поскольку постановлением главы администрации муниципального района адрес№... от дата утверждено заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, муниципальный район адрес, непригодным для проживания.

Указанное постановление отменено постановлением главы администрации муниципального района от 02.11.2012 № 2569 без указания конкретных оснований.

Доказательств рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, административным ответчиком не представлено.

Отклоняя довод административного ответчика о том, что постановление от 30.11.2011 было отменено во исполнение представления прокурора, суд первой инстанции указал, что представление прокурора было внесено в связи с обращением иного лица, а не ФИО2

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, закрепленное за ФИО2 по постановлению администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 31.10.2006, расположенное по адресу: адрес, постановлением администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№..., утвердившим заключение межведомственной комиссии, признано непригодным для проживания.

Вместе с тем, в 2012 году прокурором района, выявившим в ходе проведения проверки по обращению ФИО9, что межведомственной комиссией вынесено решение, не соответствующее требованиям законодательства, в адрес администрации района внесено представление с требованием принять конкретные меры по устранению нарушений закона и к не допущению впредь подобных нарушений.

В связи с внесением представления постановлениями администрации района были отменены постановление об утверждении заключения межведомственной комиссии, признавшей жилое помещение, закрепленное за ФИО9, непригодным для проживания (постановлением №... от дата), а также аналогичное постановление в отношении ФИО2 (№... от дата).

Таким образом, учитывая, что постановление администрации района о признании непригодным для проживания жилого помещения, закрепленного за ФИО10, отменено, жилое помещение в настоящее время не признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2020 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Гафурийскойго района Республики Башкортостан о признании незаконными действий (бездействия) администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан по не включению. ФИО2, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением, обязании устранить допущенные нарушения путем включения ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилым помещением, отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий судья п/п Л.В. Портнова

Судьи п/п А.Ф. Искандаров

п/п ФИО1

Справка: судья Абдулов И.Я.