ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-7097/2023 от 22.12.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Турбина Т.А. адм. дело № 33а-15439/2023

№ 2а-7097/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

судей Роменской В.Н., Сивохина Д.А.,

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Барановой Н.П. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 декабря 2023 года № 2а-7097/2023 по административному исковому заявлению Барановой Н.П. к Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области об оспаривании действия органа государственной власти,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., объяснения Барановой Н.П., представителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области (по доверенности) Рязанцева С.А., представителя Губернатора Самарской области (по доверенности) Ларина И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Баранова Н.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия в форме митинга.

В обосновании заявленных требований, административный истец указал, что 11.12.2023 направила в адрес административного ответчика уведомление о проведении 23.12.2023 в г. Самара на площади Славы митинга с количеством участников не превышающим 300 человек, однако 12.12.2023 получила отказ в его согласовании. Из ответа врио заместителя председателя Правительства Самарской области – руководителя Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 11.12.2023 за исх. следует, что в соответствии с решением заседания оперативного штаба Самарской области по реализации мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 26.06.2023 № ОШ -18 в целях принятия мер по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности ограничено до особого распоряжения проведения на территории Самарской области публичных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, а также публичных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством о выборах и референдумах. На основании вышеизложенного, по мнению административного ответчика, согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным. Административный истец полагает отказ в согласовании публичного мероприятия не соответствующим законодательству Российской Федерации, нарушающим их право на проведение публичных мероприятий. Конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и времени, не представлено, более того, считает, что оперативный штаб не утвержден в установленном законом порядке, что ставит под сомнение его существование, нарушает Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 и выходит за его рамки. Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует о несоблюдении Департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области требований законодательства при рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец Баранова Н.П. просила суд признать незаконным не согласование Департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области публичного мероприятия 23 декабря на площади Славы, обязать административного ответчика не препятствовать проведению митинга с участием до 300 человек 23 декабря 2023 с 13.00 часов до 15.00 часов на площади Славы, обратить решение к немедленному исполнению.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 20 декабря 2023 года административное исковое заявление Барановой Н.П. оставлено без удовлетворения (л.д. 59-66).

В апелляционной жалобе Баранова Н.П. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 72-73).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Барановой Н.П. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила их удовлетворить решение отменить.

Представитель департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Рязанцев С.А., представитель Губернатора Самарской области Ларин И.Г., полагали, что решение суда законное, обоснованное.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон №54-ФЗ) проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

В силу пункта 7 статьи 2 Закона №54-ФЗ информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.

Статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).

Судом установлено и следует из материалов дела, что 11.12.2023 в Департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области представлено уведомление о проведения 23.12.2023 публичного мероприятия в форме митинга с использованием звукоусиливающей аппаратуры на территории г. Самары на верхней террасе площади Славы между улицей Молодогвардейской и ступенями на площадь Славы с 13:00 до 15:00 часов, предполагаемое количество участников: 300 человек.

Целью публичного мероприятия указано: «привлечь внимание к нарушению Конституционных прав граждан при изъятии жилья, а именно незаконные Распоряжения Правительства Самарской области об изъятии жилья под предлогом строительства сооружений метрополитена до утверждения проекта строительства, не согласие с условиями изъятия недвижимости при комплексном развитии территорий г.о. Самара, протест против необоснованного перевода домов в аварийный фонд».

Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан предполагается осуществлять совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел в соответствии с законодательством. У организатора мероприятия будут иметься в наличии медицинская аптечка, средства связи для оперативного оповещения скорой помощи и полиции в случае возникновения ситуаций, опасных для здоровья участников публичного мероприятия и нарушения общественного порядка.

Организаторы публичного мероприятия: Баранова Н.П., Двирник Т.В., Гончаренко И.А.

Согласно ответу врио заместителя председателя Правительства Самарской области – руководителя Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 11.12.2023 за исх. следует, что в соответствии с решением заседания оперативного штаба Самарской области по реализации мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 26.06.2023 № ОШ -18 в целях принятия мер по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности ограничено до особого распоряжения проведения на территории Самарской области публичных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, а также публичных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством о выборах и референдумах. В связи с изложенным согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным.

Административный истец, полагая, что вынесенный административным ответчиком ответ нарушает ее права и законные интересы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято, в связи с чем, пришел к выводу, что действия Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, выразившиеся в отказе в согласовании публичного мероприятия, соответствуют требованиям законодательства.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). К таким интересам могут быть, в частности, отнесено обеспечение безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, (часть 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). Судам необходимо учитывать, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, а также предположения органа публичной власти о возможности возникновения указанных неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

При этом в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях повышения эффективности деятельности высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов Российской Федерации в связи с введением военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей принят Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 № 756», согласно которому на территории Российской Федерации установлены четыре режима уровня реагирования: максимальный уровень реагирования; средний уровень реагирования; уровень повышенной готовности, уровень базовой готовности.

На территории Самарской области Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 № 757 с ноля часов 20 октября 2023 введен режим – уровень базовой готовности, при этом на территории Самарской области с 21 февраля 2022 действует режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (введен постановлением Губернатора Самарской области от 24 февраля 2022 № 46).

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 № 757 Постановлением Губернатора Самарской области от 20 октября 2022 № 314 создан оперативный штаб Самарской области по реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 № 757. Руководителем оперативного штаба является Губернатор Самарской области Азаров Д.И. , указанное выше постановление имеет гриф для служебного пользования в связи с чем, отсутствует в свободном доступе в сети «Интернет» и справочно-правовых системах.

Решением оперативного штаба № ОШ-18 о дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности на территории Самарской области, принятым на заседании 26 июня 2023 в соответствии с пунктами 5 - 8 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 № 757, в целях принятия мер по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, введено ограничение до особого распоряжения на проведение публичных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, а также публичных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством о выборах и референдумах (п. 2 протокола заседания).

Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области, Администрации Губернатора Самарской области предписано в установленном порядке довести до жителей Самарской области решение оперативного штаба Самарской области, указанное в пункте 2 настоящего раздела (п. 3 протокола заседания). Указанное выше решение имеет гриф для служебного пользования.

Выписка из протокола заседания оперативного штаба Самарской области от 26.06.2023 № ОШ-18 по реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 опубликована 26 июня 2023 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 № 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Установив обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проведения заявленного административным истцом публичного мероприятия, следует, что отказ административного ответчика основан на необходимости соблюдения прав и законных интересов как участников заявленного публичного мероприятия, так и иных граждан, в области охраны общественного порядка.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Из этих положений следует, что Закон связывает проведение публичных мероприятий с массовым присутствием или массовым прохождением граждан. Понятие «массовость» участников публичных мероприятий презюмирует невозможность точного (арифметического) подсчета возможного количества участников этих акций.

Таким образом, заявленное административными истцами количество участников публичного мероприятия предполагает массовое присутствие граждан, соответственно является публично-массовым мероприятием.

Согласно положениям действующего законодательства необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. Указанные требования по обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти и органам местного самоуправления, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.

Судом первой инстанции правомерно указано, что довод административного истца о том, что отказывая в согласовании публичного мероприятия в заявленном месте и времени, Департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области не предложен альтернативный способ реализации целей заявленного мероприятия, не может служить основанием для признания действий административного ответчика незаконными, поскольку невозможность согласования публичного мероприятия обусловлена установленным запретом на проведение массовых мероприятий на всей территории Самарской области до его отмены особым распоряжением, что объективно не позволяет предложить иное место или время проведения публичного мероприятия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Барановой Н.П. заявлены совсем другие основания, ни те, на которые установлены решением суда Самарского областного суда, судебной коллегией признаны несостоятельными.

Вступившим в законную силу решением Самарского областного суда от 31.08.2023, установлена правомерность вынесенного 26.06.2023 на заседании оперативного штаба Самарской области по реализации мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 19.10.2022 № 757 решения № ОШ-18 по установлению ограничений на проведение публичных мероприятий (за некоторыми исключениями) на территории Самарской области до особого распоряжения в целях принятия мер по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности подтверждена.

Доводы жалобы о нарушении порядка и правил официального опубликования и введения в действие указанного выше решения, в том числе в ввиду отсутствия государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации, противоречат установленным по делу обстоятельствам, поскольку выписка из протокола оперативного штаба опубликована на официальном сайте Правительства Самарской области, что соответствует официальному опубликованию нормативного правового акта.

С учетом установленных обстоятельств, доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барановой Н.П. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: