УИД 68RS0001-01-2020-003932-97
Дело №2а-70/2021; № 33а-1105/2021
Судья Заболотникова О.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 31 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А.,
судей Корнеевой А.Е., Яковлевой М.В.,
при секретаре Абросимовой И.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Тамбову к Давыдову Юрию Вячеславовичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тамбову на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 18 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ИФНС России по г. Тамбову обратилась в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным иском к Давыдову Ю.В. о взыскании пени на страховые взносы на ОПС в сумме 908,21 руб., пени на страховые взносы на ОМС в сумме 2 646,82 руб.; пени по ЕНВД в размере 1317,28 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 532,00 руб.; пени по земельному налогу в сумме 72,53 руб.
В обоснование иска указано, что согласно выписке из ЕГРИП Давыдов Ю. В. был зарегистрирован в налоговом органе в качестве ИП с *** по ***
В соответствии со статьей 400 НК РФ Давыдов Ю.В. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку ему принадлежали следующие объекты недвижимости: жилой дом *** кадастровый *** с *** по *** по адресу: ***., ******; квартира (*** кадастровый *** с *** по ***: ***, *** гараж кадастровый *** с *** по ***: ***, ***
В соответствии со статьей 388 НК РФ Давыдов Ю.В. являлся плательщиком земельного налога, поскольку ему принадлежат земельные участки – кадастровый *** с *** по *** по адресу: ***., ****** (общая долевая собственность), земельный участок кадастровый *** с ***, адрес: *** (общая долевая собственность), земельный участок кадастровый *** с *** по ***. по адресу: ***, ***
В соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес ответчика были направлены налоговые уведомления:
- № 72870831 от 05.08.2016 г. на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме 7324,00 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 г.
- № 151913101 от 06.12.2016 г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме 3 338.00 руб., по сроку уплаты не позднее 20.02.2017 г.;
- № 3785956 от 12.10.2017 г. на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 г. в сумме 9 505.00 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 г.
В связи с тем, что ответчик уклонялся от уплаты налога, в соответствии с ст.ст. 69,70 НК РФ ему были направлены требования:
- № 29273 от 26.06.2019 г. по сроку уплаты до 20.08.2019 г., согласно которому за налогоплательщиком числятся пени по налогу на имущество физ.лиц в сумме - 527,98 руб., пени по ЕНВД в сумме -1317.28 руб., пени по земельному налогу в сумме - 72,53 руб., пени на ОПС в сумме - 908.21 руб., пени на ОМС в сумме - 2 646,82 руб.;
- №40254 от 02.07.2019 г. по сроку уплаты до 10.09.2019 г., согласно которому за налогоплательщиком числится задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4,04 руб., начисленные с 02.12.2017 г. по 01.07.2019 г.
В процессе рассмотрения административного иска налоговый орган уточнил заявленные требования в связи с добровольной уплатой задолженности и просил взыскать с Давыдова Ю.В. пени по страховым взносам на ОМС в сумме 178,14 руб., пени по страховым взносам на ОПС в сумме 908,21 руб., пени по ЕНВД в сумме 1317,28 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 359,65 руб., пени по земельному налогу в сумме 40,27 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 18 января 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Тамбову к Давыдову Ю.В. отказано.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тамбову просит решение районного суда отменить, как незаконное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что из представленных административным ответчиком платежных поручений по оплате пени по страховым взносам на ОПС и ОМС, пени по ЕНВД, пени по земельному налогу и налогу на имущество графа "106" имеет значение "0", в связи с чем идентифицировать выполненный платеж не представляется возможным. В связи с чем сумма по данным квитанциям зачислилась в хронологическом порядке в образовавшуюся ранее задолженность.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учётом положений ст.150 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца ИФНС России по г.Тамбову ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия пришла к данному выводу, исходя из следующего.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что она административным ответчиком уплачена в полном объеме, поскольку им представлены квитанции об уплате задолженности по налогам и пени с указанием назначения платежа: пени на страховые взносы на ОПС в сумме 908,21 руб. (чек-ордер от 25.11.2020 г, операция 138); пени на страховые взносы на ОМС в сумме 2646,82 руб. (чек-ордер от 25.11.2020 г, операция 140); пени по ЕНВД в размере 1317,28 руб. (чек-ордер от 25.11.2020 г, операция 142); пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 532,00 руб. (чек-ордер от 25.11.2020 г, операция 144); пени по земельному налогу в сумме 72,53 руб. (чек-ордер от 25.11.2020 г, операция 145), подтверждающие уплату задолженности по уточнённым административным исковым требованиям.
Однако, данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, исходя из нижеследующего.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом и материалами дела установлено, что в соответствии со статьей 400 НК РФ ФИО1 являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку ему принадлежали следующие объекты недвижимости: жилой дом (***) кадастровый ****** по адресу: ***., ***, квартира ***) кадастровый *********, *** гараж кадастровый *********, ***
В соответствии со статьей 388 НК РФ ФИО1 являлся плательщиком земельного налога, поскольку ему принадлежат следующие земельные участки – кадастровый *** с *** по *** по адресу: ***., *** п., *** (общая долевая собственность), земельный участок кадастровый *** с ***, адрес: *** (общая долевая собственность), земельный участок кадастровый *** с *** по ***. по адресу: ***, ***
В соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление:
- № 72870831 от 05.08.2016 г., на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015 г., в сумме 7324,00 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2016г.
- № 151913101 от 06.12.2016 г., на уплату налога на имущество физических лиц за 2015 г., в сумме 3 338, 00 руб., по сроку уплаты не позднее 20.02.2017 г.;
- № 3785956 от 12.10.2017 г., на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 г., в сумме 9 505,00 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 г.
В связи с тем, что ответчик уклонялся от уплаты налога, в соответствии с ст.ст. 69,70 НК РФ ему были направлены требования:
- согласно требованию №29273 от 26.06.2019 г., по сроку уплаты до 20.08.2019г., за налогоплательщиком числятся пени по налогу на имущество физических лиц в сумме - 527,98 руб., пени по ЕНВД в сумме - 1317.28 руб., пени по земельному налогу в сумме - 72,53 руб., пени на ОПС в сумме – 908, 21 руб., пени на ОМС в сумме - 2 646,82 руб.;
- согласно требованию №40254 от 02.07.2019 г. по сроку уплаты до 10.09.2019г., за налогоплательщиком числится задолженность пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4,04 руб., начисленные с 02.12.2017 по 01.07.2019г.
С выставлением требования № 29273 сумма задолженности превысила 3000 рублей, в связи с чем в соответствии с требованиями ст. 48 НК РФ налоговый орган был вправе в течение 6 месяцев со дня истечения срока для добровольного погашения задолженности обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа сохранялся до 20.02.2021 года. Судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 8 Октябрьского района г. Тамбова 26.12.2019 года, т.е. обращение налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа имело место в установленный законом срок.
Определением мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского района г. Тамбова от 03.02.2020 года данный судебный приказ был отменен в связи с возражениями должника.
В соответствии с ч.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, т.е. до 03.08.2020 года. В суд административное исковое заявление направлено 03.08.2020 года, т.е. в установленный законом срок.
Согласно Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н (ред. от 05.04.2017) "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2013 N 30913) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2017) в п. 2 приложения №2 в реквизите платежного поручения по графе "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
"ТП" - платежи текущего года;
"ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов). В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Исходя из предоставленных ФИО1 платежных поручений, по оплате пени по страховым взносам на ОПС и ОМС, пени по ЕНВД, пени по земельному налогу и налогу на имущество графа "106" имеет значение "0", что препятствует ИФНС России по г. Тамбову идентифицировать выполненный платеж. Согласно карточке расчета с бюджетом, указанные платежи имеют статус "ТП", что в свою очередь свидетельствует о зачете сумм в хронологическом порядке в имеющиеся раннее задолженности, по которым не производилось взыскание в исковом производстве.
Так согласно Приказу ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7- 1/9@ (ред. от 18.11.2020) "Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки "Расчетов с бюджетом", исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов, страховых взносов отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации. Информация о начисленных к уплате, уменьшению сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей отражается в карточках "РСБ" на основании данных информационных ресурсов налогового органа.
В соответствии с п. 8 Приложения №2 Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н в реквизите платежного поручения по графе 107 распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой ("."). Данный показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом:
"МС" - месячные платежи;
"КВ" - квартальные платежи;
"ПЛ" - полугодовые платежи;
"ГД" - годовые платежи.
Исходя из этого, усматривается неверное заполнения графы 107, а именно не указан налоговый период, за который выставлено требование об уплате задолженности, что препятствует ИФНС России по г. Тамбову идентифицировать выполненный платеж как погашение пени по страховым взносам на ОПС и ОМС, пени по ЕНВД, пени по земельному налогу и налогу на имущество.
В связи с невозможностью однозначно идентифицировать платеж, налоговый орган воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по налогу за предшествующий период в хронологическом порядке, что законодательству о налогах и сборах не противоречит.
Таким образом, в настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по пени по страховым взносам на ОМС в сумме 178,14 руб., пени по страховым взносам на ОПС в сумме 908,21 руб., пени по ЕНВД в сумме 1317,28 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 359,65 руб., пени по земельному налогу в сумме 40,27 руб., которая, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, подлежит взысканию с ФИО1
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости отмены решения Октябрьского районного суда г.Тамбова от 18.01.2021 г. с принятием по делу нового решения о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности.
Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 18 января 2021 г. отменить и принять по административному делу новое решение.
Взыскать с ФИО1 в бюджет Муниципального образования – г.Тамбов задолженность по пени по страховым взносам на ОМС в сумме 178,14 руб., пени по страховым взносам на ОПС в сумме 908,21 руб., пени по ЕНВД в сумме 1317,28 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 359,65 руб., пени по земельному налогу в сумме 40,27 руб.,
Взыскать с ФИО1 в бюджет Муниципального образования – г.Тамбов госпошлину в размере 400 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 6 месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г.Тамбова.
Председательствующий –
Судьи –
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.04 2021 года.
Председательствующий –
Судьи -