Судья Гумеров Ш.А. УИД 16RS0046-01-2019-009965-06 № дела в суде первой инстанции 2а-7121/2019 № дела в суде апелляционной инстанции 33а-8084/2020 учет 189а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 июня 2020 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Горшунова Д.Н., судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхутдиновой Р.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО8 на решение Вахитовского районного суда города Казани от 26 сентября 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Республике Татарстан к ФИО1 ФИО9 о взыскании обязательных платежей и санкций. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу, транспортному налогу и пени. В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 имеет в собственности транспортное средство, недвижимое имущество, указанное в налоговом уведомлении №4622799 от 28 сентября 2018 года, в связи с чем ФИО1 были начислены за 2015, 2016, 2017 года, земельный налог в размере 533 819 рублей и транспортный налог в размере 404 рублей. Направленное должнику требование об уплате налога административным ответчиком не исполнено. Поскольку ФИО1 не исполнила налоговую обязанность, МРИ ФНС №12 по Республике Татарстан просит взыскать с ФИО1 земельный налог в размере 533 819 рублей и транспортный налог в размере 404 рублей, а также пени в сумме 1 881,28 рублей и 1,41 рублей соответственно. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены. Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований. С решением суда не согласилась ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что налоговым органом при исчислении земельного налога необоснованно была применена налоговая ставка в 1,5%, которая не подлежит применению в силу того, что налогооблагаемые земельные участки фактически используются как земли сельскохозяйственного назначения, а в этом случае применяется налоговая ставка, которая составляет 0,5%. В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены. Судебная коллегия приходит к следующему. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. На основании пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В силу части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Частью 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. В соответствии с частью 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня. Отсчет начинается со следующего дня за днем уплаты налога, установленного законодательством. В соответствии с частью 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Плательщиками земельного налога в силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Согласно части 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для земельного налога признается календарный год. В соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Как установлено пунктом 3 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Решением Совета муниципального образования «Ахметовское сельское поселение» Нурлатского муниципального района от 27 октября 2017 года № 67 «О земельном налоге» установлены следующие налоговые ставки, применимые земельному налогу: 1) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, - 0,3%; 2) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, - 0,3%; 3) в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, - 0,03%; 4) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, - 0,18%; 5) в отношении земельных участков автономных учреждений, бюджетных учреждений, органов власти и управления, финансируемых из бюджета Республики Татарстан, местного бюджета, - 0,77%; 6) в отношении земельных участков под объектами образования, финансируемых из местного бюджета, - 0,59%; 7) в отношении прочих земельных участков - 1,5%. Из материалов дела следует, что ФИО1 являлась в период 2015 года плательщиком земельного налога, поскольку имела объекты налогообложения - земельные участки с кадастровыми номерами: ...., расположенный в <адрес>, ...., расположенные в <адрес> В период 2016 года ФИО1 являлась плательщиком земельного налога и транспортного налога, поскольку имела объекты налогообложения - земельные участки с кадастровыми номерами: ...., расположенной в Нурлатском районе Республики Татарстан, в селе Бурметьево, ...., расположенные в <адрес>, а также автомобиль ВАЗ 21703, государственный регистрационный знак .... ФИО1 являлась в период 2017 года плательщиком земельного налога, транспортного налога поскольку имела объекты налогообложения - земельные участки с кадастровыми номерами: 16.... расположенные в <адрес>, ...., расположенные в <адрес>, автомобиль ВАЗ 21703, государственный регистрационный знак .... В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление за №46227799 от 28 сентября 2018 года, в котором указано на необходимость уплаты земельного налога в размере 538 169 рублей, транспортного налога – 970 рублей в срок до 3 декабря 2018 года. МРИ ФНС № 12 было выставлено требование административному ответчику за № 25436 об уплате налога, сборов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 18 декабря 2018 года, в котором указано, что имеется общая задолженность в сумме 540 077,42 рубля, в том числе по налогам (сборам) 538 183,55 рубля, подлежащая уплате. Также указано на то, что в срок до 5 февраля 2019 года необходимо уплатить пени в размере 1 888,12 рубля. ФИО1 в установленные в требованиях сроки указанная налоговая задолженность не погашена. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался обоснованностью требований МРИ ФНС №12 по Республики Татарстан о взыскании налогов и пени, и неисполнением ФИО1 конституционной обязанности по уплате налогов и сборов, а административное исковое заявление подано в пределах срока обращения в суд за принудительным взысканием налогов. С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на применимых нормах налогового законодательства и подтверждаются материалами дела. Довод апелляционной жалобы о том, что МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан неправомерно применила налоговою ставку в 1,5%, поскольку налогооблагаемые земельные участки фактически использовались как сельскохозяйственные угодья, а к данной категории земель применяется налоговая ставка 0,3%, судебной коллегией отклоняется в силу того, что в соответствии с налоговом законодательством Российской Федерации налоговые органы не обладают компетенцией по установлению и выявлению категорий земельных участков. Сведения о недвижимом имуществе, которое подлежит налогообложению, и о их категории, а также о виде их разрешенного использования, предоставляются в налоговые органы Росреестром, а изменение категории земельных участков, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» происходит на основании акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земель или земельных участков, по ходатайству лиц, обладающих имущественными правами в отношении этих земельных участков. Таким образом, приведенный в апелляционной жалобе довод основан на ошибочном толковании действующего законодательства, а потому подлежит отклонению. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы быть основаниями к отмене решения суда, приведенные же доводы заявлены при неправильном толковании норм материального и процессуального права и без учета конкретных обстоятельств административного дела. Иных аргументов, способных повлиять на оценку законности и обоснованности решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда судебная коллегия считает правильным, а апелляционную жалобу – подлежащей отклонению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Вахитовского районного суда города Казани от 26 сентября 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ФИО10 – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи Мотивированное определение составлено «23» июня 2020 года. |