Судья Шлеверда Н.М.
Материал № 13а-120/2020 по делу № 2а-727/2016 (№ 33а-872/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2020 г. г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Токмачевой Н.И.
рассмотрел частную жалобу администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО на определение Облученского районного суда ЕАО от <...> об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства от <...>№ <...>,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кульдурского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от <...>№ <...>, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Облученским районным судом ЕАО по административному делу № <...> по административному иску прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц к администрации о признании бездействие незаконным, возложении определённых обязанностей.
Требования мотивированы тем, что в настоящее время объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не являются муниципальной собственностью муниципального образования «Кульдурское городское поселение» ЕАО и не могут быть объектами концессионных соглашений: объекты теплоснабжения, находившиеся в муниципальной собственности, на основании постановления правительства ЕАО от <...>№ <...> переданы в государственную собственность Еврейской автономной области; объекты водоотведения и водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, переданы <...> в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «<...>» (далее – МУП «<...>», созданное решением Собранием депутатов городского поселения от <...>.
<...> суд первой инстанции вынес определение, которым заявление администрации оставлено без удовлетворения.
В частной жалобе на данное определение суда от <...> законный представитель заявителя глава администрации Ч.Э.В. просит его отменить и принять новое.
Указывает, что судом необоснованно не приняты во внимание положения части 1.1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) и отсутствие возражений взыскателя прокурора Облученского района ЕАО относительно прекращения исполнительного производства.
Поскольку обстоятельств, установленных частью 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не установлено, частная жалоба рассмотрена в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ в апелляционном порядке без проведения судебного заседания судьёй единолично.
Изучив доводы частной жалобы и обжалуемый судебный акт, исследовав материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления, судья районного суда, ссылаясь на статью 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), исходил из того, что закрепление объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения за государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления при реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения не является основанием для прекращения исполнительного производства.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В силу положений части 1 статьи 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории России.
Между тем частью 1 статьи 359 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может прекратить исполнительное производство, возбуждённое судебным приставом-исполнителем.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве предусмотрен случай прекращения исполнительного производства судом - утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определённые действия.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, то есть для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа любыми способами.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Облученского районного суда ЕАО от <...> по административному делу № <...> требования прокурора Облученского района ЕАО, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворены. На администрацию возложена обязанность в срок до <...> обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в муниципальной собственности Кульдурского городского поселения, путём заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Закона о концессионных соглашениях.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Облученского районного ОСП УФССП России по ЕАО Т.Т.В. от <...> на основании исполнительного листа серии ФС № <...>, выданного <...> по делу № <...>, возбуждено исполнительное производство № <...> (затем присвоен № <...>) в отношении должника администрации, предмет исполнения: обязать в срок до <...> обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, путём заключения концессионного соглашения.
Определениями Облученского районного суда ЕАО от <...>, от <...>, от <...> должнику администрации предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от <...> по делу № <...> до <...>, до <...>, до <...>, соответственно.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.
Между тем, из материалов дела следует, что в связи с неготовностью котельной муниципального образования «Кульдурское городское поселение» к отопительному сезону <...> годов Собранием депутатов поселения <...> принято решение № <...>: направить правительству ЕАО предложение о передаче в государственную собственность Еврейской автономной области объектов теплоснабжения (центральную котельную <...> и тепловые сети от центральной котельной до <...>), находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением правительства ЕАО от <...>№ <...> в государственную собственность Еврейской автономной области из собственности муниципального образования «Кульдурское городское поселение» принято имущество: центральная котельная с оборудованием, площадью <...> кв.м, расположенная по адресу: <...>; тепловые сети от котельной до <...>, протяжённостью подземной прокладки <...> п.м. Принятое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием ЕАО «<...>».
Таким образом, суд апелляционной инстанции, учитывая требования части 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях, согласно которому объект концессионного соглашения должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения, приходит к выводу о том, что поскольку объекты теплоснабжения выбыли из собственности муниципального образования «Кульдурское городское поселение», следовательно, возможность исполнения должником администрацией исполнительного документа в части передачи прав на них путём заключения концессионного соглашения утрачена.
В отношении требований исполнительного документа о передаче прав на объекты водоснабжения и водоотведения путём заключения концессионного соглашения судьёй районного суда не учтено следующее.
Законом о концессионных соглашениях установлено, что целями названного Закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1 статьи 3).
К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3).
Объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (объекты коммунальной инфраструктуры) (пункт 11 части 1 статьи 4).
В соответствии со статьёй 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учётом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона (часть 1).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).
Наряду с указанным правилом, статьёй 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Как следует из вышеуказанных норм права, содержащиеся в них требования, регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передаётся на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
Статья 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действуя на основании статей 215, 216 ГК РФ, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения (часть 2 статьи 1).
К вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3 статьи 14); организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия (пункт 3 части 1 статьи 17).
Как следует из материалов дела, прокурор Облученского района ЕАО обращаясь в суд в интересах неопределённого круга лиц к администрации о возложении обязанности обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Кульдурского городского поселения, путём заключения концессионного соглашения, исходил из необходимости развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, а также бесперебойного предоставления жителям Кульдурского городского поселения коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению, водоотведению.
<...> в целях решения социальных задач по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и содержания муниципального жилищного фонда, Собранием депутатов Кульдурского городского поселения принято решение № <...> о создании МУП «<...>».
На основании решения Собрания депутатов Кульдурского городского поселения от <...>№ <...> за МУП «<...>» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество - объекты водоснабжения и водоотведения Кульдурского городского поселения, без права продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества администрации. Данное решение от <...>№ <...> не оспорено, вступило в действие.
В соответствии с Уставом МУП «<...>», утверждённого постановлением администрации от <...>№ <...>, предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли, а также в целях решения социальных задач, выполнение работ и услуг для нужд городского поселения - <...> (пункт 2.1.).
Для достижения целей, указанных в пункте 2.1. Устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе деятельность (предмет деятельности предприятия): оказание услуг водоснабжения и водоотведения; обеспечение надлежащей эксплуатации и функционирования систем водоснабжения, водоотведения потребителей; технический контроль и надзор за пользованием водой потребителями, учёт количества потреблённой воды и отведённой воды; приёмка в эксплуатацию новых и реконструированных сооружений, коммуникаций, оборудования водоснабжения, водоотведения; контроль качества и количества производственных сточных вод, отводимых в коммунальную систему водоотведения, а также качества предварительной очистки на локальных сооружениях; выполнение строительно-монтажных работ; строительство новых, капитальный ремонт, реконструкция действующих водопроводных, канализационных сетей и других объектов водоснабжения и водоотведения Кульдурского городского поселения; разработка перспективных планов развития водоснабжения и водоотведения; реализация инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации систем жизнеобеспечения Кульдурского городского поселения (пункт 2.2.).
Из изложенного следует, что администрация, как орган местного самоуправления, осуществляя полномочия по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения жителей поселения, учредила МУП «<...>» в целях полного удовлетворения потребностей населения.
При этом муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения) передано предприятию в хозяйственное ведение не только для осуществления уставной деятельности, но и для обеспечения его надлежащей эксплуатации и функционирования, капитального ремонта, реконструкции и модернизации, что свидетельствует, в том числе о достижении цели обращения прокурора Облученского района ЕАО в суд - бесперебойное предоставление жителям Кульдурского городского поселения коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению
Таким образом, поскольку объекты водоснабжения и водоотведения переданы в хозяйственное ведение МУП «<...>», учитывая требования части 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях, согласно которому объект концессионного соглашения на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц, следовательно, возможность исполнения должником администрацией исполнительного документа утрачена и в этой части.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение судьи от <...> нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового определения об удовлетворении заявления администрации о прекращении исполнительного производства на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определённые действия.
Руководствуясь статьями 310, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Облученского районного суда ЕАО от <...> отменить, заявление администрации Кульдурского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО о прекращении исполнительного производства удовлетворить.
Исполнительное производство от <...>№ <...> (№ <...>), возбуждённое постановлением судебного пристава-исполнителя Облученского районного ОСП УФССП России по ЕАО Т.Т.В. на основании исполнительного листа серии ФС № <...>, выданного <...> Облученским районным судом ЕАО по административному делу № <...>, в отношении должника администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определённые действия.
Частную жалобу администрации Кульдурского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО считать удовлетворённой.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Облученский районный суд ЕАО в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева