ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-728/2021 от 18.08.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Чмыхова Т.Н. № 33а-7478

Докладчик: Бегунович В.Н. (№2а-728/2021)

(42RS0015-01-2021-000944-61)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«18» августа 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Бегуновича В.Н.,

судей Быковой С.В., Тройниной С.С.

при секретаре Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Кемеровскому региональному общественному движению «Общество коренного малочисленного народа шорцев «Алба (Соболь)» о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц

по апелляционной жалобе председателя Кемеровского регионального общественного движения «Общество коренного малочисленного народа шорцев «Алба (Соболь)» Роевой Л.Я. на решение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 04 мая 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее также – МИНЮСТ России по Кемеровской области, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кемеровскому региональному общественному движению «Общество коренного малочисленного народа шорцев «Алба (Соболь)» (далее также - Движение) о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что Движение зарегистрировано 29.10.2012 Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения МИНЮСТа России по Кемеровской области от 19.10.2012 (распоряжение № 945), ОГРН 1124200001837, учетный номер 4212020074.

В период с 01.02.2021 по 02.03.2021 Управлением проводилась плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Движения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, за период с 01.02.2018 по 31.01.2021, по итогам которой 02.03.2021 составлен акт проверки.

Наряду с иными нарушениями законодательства Российской Федерации в деятельности Движения по результатам проведенной проверки были выявлены следующие неоднократные нарушения ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В нарушение абз. 5, 7 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Движением для проведения проверки не представлены документы, перечень которых был указан в распоряжении Управления от 07.12.2020 № 767-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица».

О проведении проверки и о необходимости предоставления документов к проверке, а также об их перечне Движение было извещено Управлением надлежащим образом.

Однако, необходимые сведения и документы в требуемом полном объеме для проведения проверки в установленный Управлением срок (до 01.02.2021 включительно) и вплоть до окончания проверки (02.03.2021) Движением не были представлены.

Движением были допущены следующие неоднократные нарушения вышеуказанных норм федеральных законов, в том числе по результатам проведенной проверки деятельности Движения.

2.1. Согласно пп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании на русском языке.

Согласно материалам учетного дела 15.07.2020 в Управление Движением были представлены заявление и документы для государственной регистрации изменений в уставе Движения. Согласно представленному заявлению новое наименование Движения - Кемеровское региональное общественное движение шорского народа «Алба» (Соболь) «Центр шорской культуры», сокращенное наименование - КРОДИІН «Алба» (Соболь) «ЦШК». Решение об изменении устава, изменении наименования Движения приняты согласно протоколу на Общем собрании участников 29.06.2020. По результатам рассмотрения представленных документов в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения (распоряжение № 525-р от 12.08.2020).

Движением повторно 25.11.2020 в Управление были представлены заявление и документы для государственной регистрации изменений в уставе Движения, в том числе также в связи с изменением наименования Движения, решение об изменении, которого повторно согласно протоколу принято на Общем собрании участников 12.11.2020. По результатам рассмотрения представленных документов в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением также было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения (распоряжение № 827-р от 24.12.2020).

В нарушение пп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» после принятия Управлением решения об отказе в государственной регистрации Движением не устранены нарушения, явившиеся основаниями для отказа в государственной регистрации, и до настоящего времени в Управление Движением не представлены документы, необходимые для государственной регистрации изменений в уставе Движения и для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц обновленных сведений о полном и сокращенном наименованиях Движения.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Сведения об адресе (месте нахождения) Движения, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес>

Согласно материалам учетного дела, 15.07.2020 в Управление Движением были представлены заявление и документы для государственной регистрации изменений в уставе Движения. Согласно представленному заявлению новый адрес места нахождения Движения - <адрес>. Решение об изменении адрес места нахождения Движения приняты согласно протоколу на Общем собрании участников 29.06.2020. По результатам рассмотрения представленных документов в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения (распоряжение № 525-р от 12.08.2020).

Движением повторно 25.11.2020 в Управление были представлены заявление и документы для государственной регистрации изменений в уставе Движения. В заявлении также содержались сведения о новом вышеуказанном адресе места нахождения Движения, решение об изменении, которого повторно согласно протоколу принято на Общем собрании участников 12.11.2020. По результатам рассмотрения представленных документов в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением также было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения (распоряжение № 827-р от 24.12.2020).

Кроме того, изменение адреса места нахождения Движения подтверждается представленными для проверки следующими договорами, заключенными Движением (Ссудополучатель) с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (Ссудодатель):

- договор № 908/1 о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от 24.04.2018, согласно которому на основании решения постоянно действующей комиссии по предоставлению муниципального имущества в безвозмездное пользование (протокол ПДК № 114 ото 24.04.2018) Ссудодатель передает Движению в безвозмездное временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>) общей площадью 153,5 кв. м, для осуществления уставной деятельности: договор заключен на срок до 28.03.2021 и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 28.03.2018;

- договор № 908/2 о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от 01.11.2019, согласно которому на основании решения постоянно действующей комиссии по предоставлению муниципального имущества в безвозмездное пользование (протокол ПДК № 126 от 24.09.2019) Ссудодатель передает Движению в безвозмездное временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 10,5 кв. м, для осуществления уставной деятельности: договор заключен на срок с 01.11.2019 по 28.03.2021.

Однако, в нарушение подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» после принятия Управлением решения об отказе в государственной регистрации Движением не устранены нарушения, явившиеся основаниями для отказа в государственной регистрации, и до настоящего времени в Управление не представлены документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о новом адресе места нахождения Движения.

В соответствии с п. 6.16 устава Заместитель Председателя Правления является одним из лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени Движения; в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о Заместителе Председателя Правления ФИО24.

Согласно имеющейся в материалах учетного дела информации о продолжении деятельности Движения за 2018 год, Заместителем Председателя Правления в данном документе указана ФИО23 избранная 03.12.2017, однако, в нарушение пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в установленный законодательством срок в Управление не были представлены документы для внесения обновленных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о Заместителе Председателя Правления ФИО25.

Согласно имеющемуся в материалах учетного дела Движения протоколу Заместителем Председателя Правления Движения на Общем собрании участников 12.11.2020 была избрана ФИО28., однако, в нарушение пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены документы для внесения обновленных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о Заместителе Председателя Правления ФИО27

В нарушение абз. 7 ст. 29 «Об общественных объединениях» Движением не оказано содействие Управлению в ознакомлении с его деятельностью в связи с предоставлением недостоверных сведений, а именно:

- при проведении проверки установлено, что в ранее представленной Движением ежегодной информации о продолжении деятельности за 2020 год содержатся недостоверные сведения о персональном составе Правления и Ревизионной комиссии, датах их избрания; кроме того, указано количество участников Движения - 57 на 31.12.2019, тогда как информация о продолжении деятельности представлена за 2020 год;

- в ранее представленной информации о продолжении деятельности за 2018 год указана дата избрания Правления - 03.12.2017, тогда как в представленной на следующий год информации о продолжении деятельности за 2019 год указана более ранняя дата избрания Правления - 30.10.2017;

- в протоколе Общего собрания участников от 30.12.2019 приняты решения заслушать отчет Председателя Правления за 2019 год «согласно протоколу заседания Правления за 2020 год»; заслушать отчет Председателя Ревизионной комиссии «согласно Акту за 2020 год»; наметить план мероприятий Правлению на 2021 год;

- в акте Ревизионной комиссии за 2020 год от 30.12.2020 о проведении проверки финансовой деятельности Движения указаны сведения о членах Ревизионной комиссии, которые не соответствуют сведениям о персональном составе избранной на Общем собрании участников 12.11.2020 Ревизионной комиссии;

- в протоколе заседания Правления от 25.12.2020 указаны сведения о членах Правления, которые не соответствуют сведениям о персональном и количественном составе избранного на Общем собрании участников 12.11.2020 Правления;

- в протоколах Общего собрания участников от 30.12.2019 и от 30.12.2020 указано, что принято решение об избрании секретарем Общего собрания участников ФИО13, однако, в месте заверения протокола председателем и секретарем собрания указаны иные сведения о секретаре собрания - ФИО29

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Движением неоднократно нарушены требования ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Неоднократность нарушений Движением ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» выражается в непредставлении следующих сведений и документов:

1. В неоказании содействия Управлению, выразившемся в непредставлении в полном объеме сведений и документов для проведения плановой проверки Движения, перечень которых был указан в распоряжении Управления от 07.12.2020 № 767-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица».

2. В непредставлении документов, необходимых для государственной регистрации изменений в уставе Движения и для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц обновленных сведений о полном и сокращенном наименованиях Движения.

3. В непредставлении документов, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в сведения об адресе Движения в пределах его места нахождения.

4. В непредставлении документов, необходимых для внесения обновленных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц об одном из лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица - о Заместителе Председателя Правления ФИО30.

5. В неоднократном непредставлении документов, необходимых для внесения обновленных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц об одном из лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица - о Заместителе Председателя Правления ФИО32

Кроме того, в результате проведения плановой документарной проверки Управлением установлено отсутствие фактической деятельности Движения по выполнению уставных целей, отсутствие конкретной деятельности в рамках Движения, в том числе отсутствуют такие сведения и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; неосуществление Движением уставной деятельности подтверждается непредставлением к проверке документов о проведенных мероприятиях, об осуществлении Движением уставной деятельности, что доказывает их отсутствие, об отсутствии уставной деятельности Движения свидетельствует также отсутствие расходов Движения на ее осуществление, что следует из представленной к проверке банковской выписки с расчетного счета Движения.

Из содержания представленных к проверке протоколов заседаний Правления следует, что принимались решения только об участии в будущем, в перспективе или о подготовке к каким-либо мероприятиям, тогда как о фактическом проведении указанных мероприятий или участии в них Движения информация отсутствует и документально не была подтверждена.

Отсутствие деятельности Движения по реализации уставных целей подтверждается, в том числе информацией Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, представленной в ответ на запрос Управления, направленный в рамках подготовки к проверке, о том, что Движение не реализует социально-значимых проектов, не является активным с точки зрения участия в региональных мероприятиях; руководитель Движения ограничивается написанием жалоб в различные инстанции, в Движении отсутствует позитивный настрой и конструктивное взаимодействие с местными органами власти.

Также, при проведении проверки установлено, что направления расходования средств и имущества Движения осуществляются не на основании принятых Правлением решений в порядке, установленном уставом (в соответствии с утвержденным Общим собранием участников финансовым планом и по смете, утвержденной Правлением), а факты хозяйственной жизни Движения не оформляются в рамках Движения бухгалтерскими первичными документами, таким образом, Движением при осуществлении деятельности нарушается п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Наряду с вышеуказанными выявленными нарушениями, послужившими основаниями к иску Управления, при проведении проверки Управлением также выявлены иные следующие нарушения обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации.

В нарушение абз. 2 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом, Движением не соблюдаются п. 2.1, п. 6.3, пп. 6.3.2, пп. 6.3.3, пп. 6.3.8 устава, пп. 6.3.9, пп. 6.3.10, п. 6.10 п. 6.18, 6.19, 6.20, п. 6.13, пп. 6.3.2, 6.3.10 п. 6.3, п. 6.10, п. 6.6, пп. 6.3.7 п. 6.3, п.п. 6.8, 6.9, 6.12, п. 6.20.

Кроме того, ревизию финансово-хозяйственной деятельности согласно п. 6.20 устава проводит Ревизионная комиссия в целом, то есть в полном избранном составе, а не только Председатель Ревизионной комиссии, единственной подписью которой заверены акты, при том, что в самих актах указано «Мы, нижеподписавшиеся провели контрольно-ревизионную комиссию в составе 3 человек: Председатель Ревизионной комиссии ФИО14, член Ревизионной комиссии - ФИО15, член Ревизионной комиссии - ФИО16 провели контрольно-ревизионную проверку Движения...».

Отдельные нормы устава Организации содержат несоответствия действующему законодательству Российской Федерации, в частности п. 4.1 устава, противоречит п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которым единственным учредительным документом общественного объединения (в т.ч. общественного движения) является устав; п. 5.3 устава противоречат абз. 5 ст. 6 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности; в нарушение п. 1 ст. 65.2 ГК РФ п. 5.4 устава не предусматривает право на ознакомление участников с бухгалтерской и иной документацией Движения; пп. 6.3.3 п. 6.3 устава нарушает ст. 9 Федерального закона «Об общественных объединениях», поскольку в общественном движении, к которым относится Движение, предусмотрено участие, а не членство; в наименовании подраздела «Правление Движения, Председатель Движения» 6 раздела устава, содержащего нормы о Правлении и единоличном исполнительном органе, указано неверное наименование единоличного исполнительного органа Движения - «Председатель Движения», тогда как согласно п. 6.14 устава наименование данного органа - Председатель Правления; в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе Движения (п. 6.16) отсутствуют сведения о сроке полномочий Заместителя Председателя Правления Движения.

Кроме того, согласно п. 6.15, п. 6.16 устава к компетенции Председателя Правления и компетенции Заместителя Председателя Правления относится решение одних и тех же вопросов, таким образом, невозможно достоверно установить компетенцию данных органов Движения.

Абзац 6 п. 6.16 устава противоречит п. 2 ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому к компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом некоммерческой организации.

Пункты 7.3, 7.5, 7.7 устава относительно осуществления предпринимательской деятельности противоречат п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предоставляющему возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии ее указания в уставе, тогда как в уставе Движения перечень видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отсутствует.

Представленные протоколы Общего собрания участников, заседаний Правления Движения оформлены не в соответствии с требованиями ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно:

- в нарушение п. 3 ст. 181.2 ГК РФ протоколы Общего собрания участников от 30.12.2018, 30.12.2019, 30.12.2020, представленные протоколы заседания Правления (кроме протокола от 10.01.2018) не заверены подписью секретаря собрания (заседания); протокол заседания Правления от 10.01.2018 не заверены подписью председательствующего на заседании и секретаря;

- в нарушение п. 2 ст. 181.2 ГК РФ в представленном протоколе заседания Правления от 25.12.2018 отсутствует обсуждение и принятие решения по вопросу повестки дня о подготовке к Новогоднему балу для детей.

Кроме того, согласно протоколам на заседаниях Правления избиралась счетная комиссия в составе 1 члена, тогда как комиссия подразумевает коллегиальность данного органа (то есть не менее 2 человек; в случае избрания одного человека ответственного за подсчет голосов, в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе указываются соответствующие сведения).

Решением Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 04 мая 2021 года постановлено:

« Признать Кемеровское региональное общественное движение «Общество коренного малочисленного народа шорцев «Алба (Соболь)» (ОГРН № 1124200001837) прекратившей свою деятельность с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц».

В апелляционной жалобе председатель Движения Роева Л.Я. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считает, что суд в своем решении не сослался на конкретную норму права, согласно которой организацию можно признать прекратившей свою деятельность. Утверждает, что в ходе проверки Движением были предоставлены все необходимые документы. Вместе с тем считает, что отсутствие движения денежных средств по счету не является безусловным доказательством отсутствия деятельности организации.

На апелляционную жалобу и.о. начальника Управления принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Куликова В.Н. возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик допустил и продолжает допускать нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности общественных объединений, при этом не представил доказательств устранения выявленных Управлением недостатков.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением ФНС по Кемеровской области 29.10.2012 принято решение о государственной регистрации Движения. Запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером № 112420001837. МИНЮСТ России по Кемеровской области внес запись о Движении в ведомственный реестр регистрированных некоммерческих организаций за учетным номером № 945 (л.д.18-22).

В соответствии с Уставом Движение является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Свою деятельность Движение осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (л.д. 9-16).

В соответствии с гл.4 Устава Движение обязано соблюдать законодательство РФ, принципы и нормы международного права, касающиеся его деятельности, а также нормы, предусмотренные настоящим Уставом и иными учредительными документами, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества (в том числе за рубежом), или обеспечивать доступность ознакомления с указанными отчетами, ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации движения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения, предоставлять по запросу годовые и ежеквартальные отчеты о своей деятельности, допускать представителей органа, принимающего решение о государственной регистрации, на проводимые Движением мероприятия и др. (л.д. 10 обратная сторона).

Пунктом 9.3 Устава Движение может быть ликвидировано либо в порядке, установленном федеральным законодательством, по решению Общего собрания участников, либо по решению суда.

07.12.2020 в адрес Движения Управлением направлено уведомление о проведении проверки. Уведомление получено Роевой Л.Я. 21.12.2020 (л.д. 26-27, 28).

В период с 01.02.2021 по 02.03.2021 Управлением проводилась плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Движения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, за период с 01.02.2018 по 31.01.2021, по итогам которой 02.03.2020 составлен акт проверки № 422104818165 от 02.03.2021 (л.д. 30-39), из которого следует, что по результатам проведенной проверки были выявлены следующие неоднократные нарушения ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В нарушение абз. 5, 7 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Движением для проведения проверки не представлены документы, перечень которых был указан в распоряжении Управления от 07.12.2020 № 767-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица, а именно:

1) сведения и документы о конкретной деятельности Движения, фактической деятельности по выполнению уставных целей и задач;

2) сведения об участниках Движения и изменении их состава в проверяемом периоде;

3) сведения о штатном расписании и штатных работниках (кроме представленных сведений об отсутствии штатной единицы - бухгалтера);

4) сведений о собственном сайте Движения;

5) сведения о переписке Движения с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления уставной деятельности;

6) сведения о договорах, заключенных Движением (кроме представленных по дополнительному устному запросу специалистов Управления в период проведения проверки договоров с КУМИ г. Новокузнецка);

7) сведения об организационной структуре Движения (филиалах и представительствах);

8) сведения об участии Движения в других организациях.

Уведомление о проведении проверки от 07.12.2020 № 42/03-7780 с приложением копии распоряжения Управления от 07.12.2020 № 767-р, содержащего перечень документов, необходимых для проверки, было направлено Движению заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу (месту нахождения) Движения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (а также дополнительно направлено по имеющемуся в материалах учетного дела Движения адресу электронной почты: albafest@mail.ru).

Указанное уведомление с копией распоряжения, направленное Движению, было получено адресатом 21.12.2020, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении, при этом необходимые сведения и документы в требуемом полном объеме для проведения проверки в установленный Управлением срок вплоть до окончания проверки (02.03.2021) Движением не были представлены.

Согласно пп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании на русском языке.

Согласно материалам учетного дела Движением 15.07.2020 в Управление были представлены заявление и документы для государственной регистрации изменений в уставе. Согласно представленному заявлению новое наименование Движения - Кемеровское региональное общественное движение шорского народа «Алба» (Соболь) «Центр шорской культуры», сокращенное наименование - КРОДИІН «Алба» (Соболь) «ЦШК». Решения об изменении устава, изменении наименования Движения приняты согласно протоколу на Общем собрании участников 29.06.2020. По результатам рассмотрения представленных документов в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения (распоряжение № 525-р от 12.08.2020).

Движением повторно 25.11.2020 в Управление были представлены заявление и документы для государственной регистрации изменений в уставе, в том числе, в связи с изменением наименования Движения, решение об изменении, которое повторно согласно протоколу принято на Общем собрании участников 12.11.2020. По результатам рассмотрения представленных документов в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением также было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения (распоряжение № 827-р от 24.12.2020).

В нарушение пп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» после принятия Управлением решения об отказе в государственной регистрации Движением не устранены нарушения, явившиеся основаниями для отказа в государственной регистрации, и до настоящего времени в Управление не представлены документы, необходимые для государственной регистрации изменений в уставе Движения и для внесения в ЕГРЮЛ обновленных сведений о полном и сокращенном наименованиях Движения.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Сведения об адресе (месте нахождения) Движения, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес>

Согласно материалам учетного дела 15.07.2020 в Управление Движением были представлены заявление и документы для государственной регистрации изменений в уставе Движения. Согласно представленному заявлению новый адрес места нахождения Движения: <адрес>. Также было предоставлено решение об изменении адрес места нахождения Движения, которое принято согласно протоколу на Общем собрании участников 29.06.2020. По результатам рассмотрения представленных документов в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения (распоряжение № 525-р от 12.08.2020).

Движением повторно 25.11.2020 в Управление были представлены заявление и документы для государственной регистрации изменений в уставе Движения. В заявлении также содержались сведения о новом вышеуказанном адресе места нахождения Движения, решение об изменении которого повторно согласно протоколу принято на Общем собрании участников 12.11.2020, по результатам рассмотрения которых в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением также было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения (распоряжение № 827-р от 24.12.2020).

Кроме того, изменение адреса места нахождения Движения подтверждается представленными для проверки следующими договорами, заключенными Движением (Ссудополучатель) с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (Ссудодатель):

- договор № 908/1 о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от 24.04.2018, согласно которому на основании решения постоянно действующей комиссии по предоставлению муниципального имущества в безвозмездное пользование (протокол ПДК № 114 ото 24.04.2018) Ссудодатель передает Движению в безвозмездное временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 153,5 кв. м, для осуществления уставной деятельности: договор заключен на срок до 28.03.2021 и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 28.03.2018;

- договор № 908/2 о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от 01.11.2019, согласно которому на основании решения постоянно действующей комиссии по предоставлению муниципального имущества в безвозмездное пользование (протокол ПДК № 126 от 24.09.2019) Ссудодатель передает Движению в безвозмездное временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 10,5 кв. м, для осуществления уставной деятельности: договор заключен на срок с 01.11.2019 по 28.03.2021.

Однако, в нарушение п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» после принятия Управлением решения об отказе в государственной регистрации Движением не устранены нарушения, явившиеся основаниями для отказа в государственной регистрации, и до настоящего времени в Управление не представлены документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе места нахождения Движения.

Согласно пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с п. 6.16 устава Заместитель Председателя Правления является одним из лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени Движения. В ЕГРЮЛ содержатся сведения о Заместителе Председателя Правления ФИО34

Согласно имеющейся в материалах учетного дела информации о продолжении деятельности Движения за 2018 год, Заместителем Председателя Правления в данном документе указана ФИО35., избранная 03.12.2017, однако, в нарушение пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в установленный законодательством срок в Управление не были представлены документы для внесения обновленных сведений в ЕГРЮЛ о Заместителе Председателя Правления ФИО36.

Согласно имеющемуся в материалах учетного дела Движения протоколу Заместителем Председателя Правления Движения на Общем собрании участников 12.11.2020 была избрана ФИО38 однако, в нарушение пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены документы для внесения обновленных сведений в ЕГРЮЛ о Заместителе Председателя Правления ФИО39

Кроме того, согласно абз. 7 ст. 29 «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации, однако, в нарушении указанной нормы закона Движением не оказано содействие Управлению в ознакомлении с его деятельностью в связи с предоставлением недостоверных сведений, а именно:

- при проведении проверки установлено, что в ранее представленной Движением ежегодной информации о продолжении деятельности за 2020 год содержатся недостоверные сведения о персональном составе Правления и Ревизионной комиссии, датах их избрания; кроме того, указано количество участников Движения - 57 на 31.12.2019, тогда как информация о продолжении деятельности представлена за 2020 год;

- в ранее представленной информации о продолжении деятельности за 2018 год указана дата избрания Правления - 03.12.2017, тогда как в представленной на следующий год информации о продолжении деятельности за 2019 год указана более ранняя дата избрания Правления - 30.10.2017;

- в протоколе Общего собрания участников от 30.12.2019 приняты решения заслушать отчет Председателя Правления за 2019 год «согласно протоколу заседания Правления за 2020 год»; заслушать отчет Председателя Ревизионной комиссии «согласно Акту за 2020 год»; наметить план мероприятий Правлению на 2021 год;

- в акте Ревизионной комиссии за 2020 год от 30.12.2020 о проведении проверки финансовой деятельности Движения указаны сведения о членах Ревизионной комиссии, которые не соответствуют сведениям о персональном составе избранной на Общем собрании участников 12.11.2020 Ревизионной комиссии;

- в протоколе заседания Правления от 25.12.2020 указаны сведения о членах Правления, которые не соответствуют сведениям о персональном и количественном составе избранного на Общем собрании участников 12.11.2020 Правления;

- в протоколах Общего собрания участников от 30.12.2019 и от 30.12.2020 указано, что принято решение об избрании секретарем Общего собрания участников ФИО40 однако, в месте заверения протокола председателем и секретарем собрания указаны иные сведения о секретаре собрания - ФИО41 (л.д. 72 – 75).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, административным ответчиком неоднократно нарушены требования ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», выразившиеся в непредставлении следующих сведений и документов:

1. В неоказании содействия Управлению, выразившемся в непредставлении в полном объеме сведений и документов для проведения плановой проверки Движения, перечень которых был указан в распоряжении Управления от 07.12.2020 № 767-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица».

2. В непредставлении документов, необходимых для государственной регистрации изменений в уставе Движения и для внесения в ЕГРЮЛ обновленных сведений о полном и сокращенном наименованиях Движения.

3. В непредставлении документов, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ в сведения об адресе Движения в пределах его места нахождения.

4. В непредставлении документов, необходимых для внесения обновленных сведений в ЕГРЮЛ об одном из лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, - о Заместителе Председателя Правления ФИО42.

5. В неоднократном непредставлении документов, необходимых для внесения обновленных сведений в ЕГРЮЛ об одном из лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, - о Заместителе Председателя Правления ФИО43

В нарушение абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом, Движением не соблюдаются следующие нормы устава:

- В нарушение п. 2.1 устава деятельность Движения по реализации уставных целей в проверяемом периоде не осуществлялась, что подтверждается отсутствием сведений и документов, свидетельствующих об ее осуществлении, представленной органами власти информацией о Движении; также об отсутствии деятельности Движения свидетельствует отсутствие расходов Движения на осуществление уставной деятельности и отсутствие решений руководящих органов Движения по вопросам их компетенции, закрепленной уставом.

- В нарушение п. 6.3 устава Общим собранием участников не решались вопросы, относящиеся к его исключительной компетенции: определение приоритетных направлений деятельности Движения, принципов формирования и использования его имущества (пп. 6.3.2 устава); определение порядка приема в состав участников (пп. 6.3.3 устава); рассмотрение и утверждение отчетов Правления, Ревизионной комиссии об их работе (пп. 6.3.8 устава), поскольку на Общих собраниях участников и на заседаниях Правления согласно представленным протоколам принимались решения только о заслушивании отчетов указанных органов; утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности (пп. 6.3.9 устава); утверждение финансового плана (пп. 6.3.10).

- В нарушение п. 6.10 устава Правлением не решались следующие вопросы, относящиеся к его компетенции: подготовка к проведению Общего собрания участников; обобщение предложений участников Движения об изменении и дополнении устава (поскольку в проверяемом периоде дважды Общим собранием участников принимались решения об изменении устава, тогда как протоколы заседаний Правления, отражающие принятые решения об обсуждении предложений участников Движения по изменениям в устав для последующего утверждения их на Общем собрании участников, отсутствуют); утверждение документов, регламентирующих наиболее важные вопросы деятельности Движения; утверждение Положения о Ревизионной комиссии (для проведения проверки не представлено, что свидетельствует о его отсутствии и одновременно о нарушении п. 6.18 устава); учет участников Движения (актуальный список участников Движения и сведения об изменении состава участников в проверяемом периоде для проверки не представлены, тогда как в представленных протоколах указан их различный персональный состав; данный факт свидетельствует об отсутствии учета участников Правлением); утверждение годовой сметы расходов.

- В нарушение п. 6.13, пп. 6.3.2, 6.3.10 п. 6.3, п. 6.10 устава расходования средств и имущества Движения осуществляются не на основании принятых Правлением решений в порядке, установленном уставом: в соответствии с определенными Общим собранием участников приоритетными направлениями деятельности Движения, принципами формирования и использования его имущества, утвержденным Общим собранием участников финансовым планом и по смете, утвержденной Правлением, а по единоличному решению Председателя Правления Роевой Л.Я.

- В нарушение п. 6.6 устава не соблюдается периодичность проведения заседаний постоянно действующего руководящего органа Движения - Правления (не реже одного раза в квартал).

- В нарушение пп. 6.3.7 п. 6.3 устава Общим собранием участников не принимались решения о досрочном прекращении полномочий Правления, поскольку срок полномочий данного органа в соответствии с п. 6.6 устава 4 года, тогда как согласно информации о продолжении деятельности Движения за 2018 год Правление избрано 03.12.2017, согласно информации о продолжении деятельности за 2019 год и за 2020 год Правление избрано 03.10.2017, согласно протоколам Общего собрания участников Правление избиралось 29.06.2020 и 12.11.2020.

- В нарушение п.п. 6.8, 6.9, 6.12 устава согласно протоколу в заседании Правления 25.12.2020 участвовали лица, указанные как члены Правления в составе 9 человек, семеро из которых членами Правления не являются, поскольку в соответствии с имеющимся в материалах учетного дела Движения протоколом на Общем собрании участников 12.11.2020 Правление было избрано в составе 5 человек в ином персональном составе. Таким образом, заседание Правления 25.12.2020 проводилась неуполномоченным органом.

- В нарушение п. 6.20 устава Ревизионной комиссией не проводится достоверная ревизия финансовой деятельности Движения, поскольку в представленных актах Ревизионной комиссии за 2018, 2019, 2020 год содержатся сведения не соответствующие действительности, в частности в актах указано, что какие-либо нарушения отсутствуют; в актах за 2018, 2019 год указано, что «баланс за 2018 год - 0:0», «баланс за 2019 год - 0:0», тогда как по расчетному счету Движения в 2018, 2019 годы имелись поступления и расходования денежных средств, в том числе Роевой Л.Я. с расчетного счета Движения были получены наличные денежные средства в сумме 2600 руб. в 2018 году и в сумме 13000 руб. в 2019 году без соответствующего решения руководящих органов Движения (направления расходования указанных средств при проведении данной проверки Управлением не установлены); кроме того, факты хозяйственной жизни Движения не оформляются бухгалтерскими первичными документами; однако, данные факты не отражены в актах проверки Ревизионной комиссии.

Кроме того, ревизию финансово-хозяйственной деятельности согласно п. 6.20 устава проводит Ревизионная комиссия в целом, то есть в полном избранном составе, а не только Председатель Ревизионной комиссии, единственной подписью которой заверены акты, при том, что в самих актах указана комиссия в составе 3 человек.

- В нарушение п.п. 6.18, 6.19, 6.20 устава согласно акту Ревизионной комиссии за 2020 год от 30.12.2020 в проведении проверки финансовой деятельности Движения участвовали лица, указанные как члены Ревизионной комиссии, включая Председателя Ревизионной комиссии, в составе 3 человек, которые членами Ревизионной комиссии не являются, поскольку в соответствии с имеющимся в материалах учетного дела Движения протоколом на Общем собрании участников 12.11.2020 Ревизионная комиссия была избрана в количестве 3 человек в ином персональном составе. Таким образом, проверки финансовой деятельности Движения за 2020 год проводилась неуполномоченным органом.

При этом отдельные нормы устава административного ответчика содержат несоответствия действующему законодательству Российской Федерации, а именно, п. 4.1 устава, согласно которому Движение обязано соблюдать нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами, противоречит п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которым единственным учредительным документом общественного объединения (в т.ч. общественного движения) является устав; согласно п. 5.3 устава решение об исключении из Движения участников - юридических лиц - общественных объединений принимается Общим собранием участников; решение об исключении из Движения физических лиц принимается Правлением; указанные нормы устава, предусматривающие различный порядок исключения участников из членов Движения противоречат абз. 5 ст. 6 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности; в нарушение п. 1 ст. 65.2 ГК РФ п. 5.4 устава не предусматривает право на ознакомление участников с бухгалтерской и иной документацией Движения; согласно пп. 6.3.3 п. 6.3 устава к исключительной компетенции Общего собрания участников относится, в том числе определение порядка приема в состав членов Движения и исключения из состава его членов, что является нарушением ст. 9 Федерального закона «Об общественных объединениях», поскольку в общественном движении, к которым относится Движение, предусмотрено участие, а не членство; в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации, в уставе Движения (п. 6.16) отсутствуют сведения о сроке полномочий Заместителя Председателя Правления Движения.

Кроме того, согласно п. 6.15, п. 6.16 устава к компетенции Председателя Правления и компетенции Заместителя Председателя Правления относится решение одних и тех же вопросов, таким образом, невозможно достоверно установить компетенцию данных органов Движения.

Пункт 7.5 устава относительно осуществления предпринимательской деятельности, пункты 7.3, 7.7 устава, касающиеся доходов от предпринимательской деятельности Движения как одного из источников формирования его имущества, противоречат п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предоставляющему возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии ее указания в уставе, тогда как в уставе Движения перечень видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отсутствует.

Представленные протоколы Общего собрания участников, заседаний Правления Движения оформлены не в соответствии с требованиями ст. 181.2 ГК РФ, а именно:

- в нарушение п. 3 ст. 181.2 ГК РФ протоколы Общего собрания участников от 30.12.2018, 30.12.2019, 30.12.2020 не заверены подписью секретаря собрания (заседания).

Кроме того, в результате проведения плановой документарной проверки Управлением установлено отсутствие фактической деятельности Движения по выполнению уставных целей, отсутствие конкретной деятельности в рамках Движения, в том числе отсутствуют такие сведения и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; неосуществление Движением уставной деятельности подтверждается непредставлением к проверке документов о проведенных мероприятиях, об осуществлении Движением уставной деятельности, что доказывает их отсутствие, об отсутствии уставной деятельности Движения свидетельствует также отсутствие расходов Движения на ее осуществление, что следует из представленной к проверке банковской выписки с расчетного счета Движения.

Из содержания представленных к проверке протоколов заседаний Правления следует, что принимались решения только об участии в будущем, в перспективе или о подготовке к каким-либо мероприятиям, тогда как о фактическом проведении указанных мероприятий или участии в них Движения информация отсутствует и документально не была подтверждена.

Отсутствие деятельности Движения по реализации уставных целей подтверждается, в том числе, информацией Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, представленной в ответ на запрос Управления, направленный в рамках подготовки к проверке, о том, что «Движение не реализует социально-значимых проектов, не является активным с точки зрения участия в региональных мероприятиях; руководитель Движения ограничивается написанием жалоб в различные инстанции, в Движении отсутствует позитивный настрой и конструктивное взаимодействие с местными органами власти.»

Также, при проведении проверки установлено, что направления расходования средств и имущества Движения осуществляются не на основании принятых Правлением решений в порядке, установленном уставом (в соответствии с утвержденным Общим собранием участников финансовым планом и по смете, утвержденной Правлением), а факты хозяйственной жизни Движения не оформляются в рамках Движения бухгалтерскими первичными документами, таким образом, Движением при осуществлении деятельности нарушается п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», поскольку Движение не ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что подтверждается отсутствием кассовых документов Движения, в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которому каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, Движением получение и расходование денежных средств первичными бухгалтерскими документами по кассе не оформлялись, не оформляются кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера и авансовые отчеты.

В силу п.п.1,2 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая целью извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». Согласно данной норме общественные объединения обязаны, в том числе ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчётом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчёты о своей деятельности в объёме сведений, представляемых в налоговые органы; общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трёх дней с момента таких изменений. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок таких сведений является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (п. 1.1 ст.18 ФЗ "О некоммерческих организациях").

Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

Согласно положениям п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

По смыслу п.10 ст.32 ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

О возможности вынесения судом решения о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, а также об условиях принятия такого решения говорится в определении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 1246-О. Исходя из выраженной в этом определении правовой позиции, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением её из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

В соответствии с абз. 10 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с абз. 11 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, также является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

Исходя из анализа приведенных выше норм и фактических обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному заключению об обоснованности заявленных Управлением исковых требованиях.

Как верно указал суд первой инстанции, в ходе рассмотрения настоящего дела нашли свое подтверждение факты неоднократного нарушения Движением требований действующего законодательства, которые и послужили основанием для обращения в суд с иском.

Так, в ходе рассмотрения настоящего дела были установлены факты неоднократного непредоставления документов Управлению для проведения проверки; непредоставление документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРЮЛ; невнесение обновленных сведений в ЕГРЮЛ; отсутствие оформленной первичной бухгалтерской документации; отсутствие фактической деятельности Движения, соответствующей Уставу.

При наличии таких нарушений суд пришел к законному и обоснованному выводу о признании Движения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении Движения из ЕГРЮЛ, что само по себе не препятствует деятельности Движения при отсутствии статуса юридического лица.

Доводы жалобы установленных судом обстоятельств и правильных выводов суда не опровергают, и не могут служить основанием к отмене судебного акта.

На основании изложенного судебная коллегия не находит причин для отмены или изменения верного решения суда.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 04 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «20» августа 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: