ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-72/2023 от 01.09.2023 Южного окружного военного суда

Председательствующий Меняйло А.Н.

Дело № 2а-72/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-859/2023

1 сентября 2023 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего Шендрикова И.В.,

судей Коробенко Э.В. и Килярова М.Х.,

при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 5 июня 2023 г., которым удовлетворено административное исковое заявление капитана юстиции Смолинского Михаила Викторовича о признании незаконными действий командира войсковой части , связанных с порядком выплаты дополнительного материального стимулирования.

Заслушав доклад судьи Килярова М.Х., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Смолинский М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконными действия командира войсковой части , связанные с установлением и выплатой ему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации № 1010), за 2022 год в размере 3000руб.;

- обязать названное должностное лицо издать приказ о выплате ему дополнительного материального стимулирования в размере 94000 руб.

- возместить ему уплаченную государственную пошлину на сумму 300 руб.

Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование указывается, что суд первой инстанции неверно и произвольно истолковал заявленные им требования, в результате чего вышел за их пределы. Им заявлено требование о возложении на административного ответчика обязанности издать приказ о выплате ему дополнительного материального стимулирования в конкретном размере - на сумму 94000 руб. Однако, несмотря на решение об удовлетворении административного иска, в резолютивной части решения суда первой инстанции сформулирован иной вывод - о возложении обязанности на командира войсковой части издать приказ о доплате ему материального стимулирования с учетом расчетного размера в 2022 году.

Автор жалобы полагает, что судебное разбирательство проведено неполно, суд не истребовал приказ об установлении дополнительного материального стимулирования военнослужащим подразделения, в котором он проходит военную службу, с целью сопоставления размера выплаченных ему средств с размером материального стимулирования, установленного иным военнослужащим равной штатно-должностной категории.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции не связан с основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, и рассматривает административное дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 178 КАС РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

По смыслу приведенных норм в их системном единстве у суда отсутствуют процессуальные основания для принятия решения по не заявленным административным истцом требованиям.

Такое толкование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства (Определение от 30 января 2020 г. № 25-О).

Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

Резолютивная часть обжалуемого решения суда содержит выводы гарнизонного военного суда об удовлетворении административного иска. Действия командира войсковой части по снижению Смолинскому М.В. размера дополнительного материального стимулирования за 2022 признаны незаконными. На административного ответчика возложена обязанность издать приказ о доплате административному истцу дополнительного материального стимулирования по итогам 2022 года с учетом расчетного размера.

Из этого следует, что, суд первой инстанции самостоятельно переформулировал заявленные административные исковые требования и принял противоречивое решение об удовлетворении полностью заявленных требований.

В связи с этим решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 5 июня 2023 г. об удовлетворении административного искового заявления законным и обоснованным быть признано не может. Поэтому на основании пункта 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решение о частичном удовлетворении заявленных требований последующим основаниям.

В пунктах 4 и 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплена обязанность командиров по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также содержится запрет на ограничение в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом.

Согласно статье 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации в составе денежного довольствия могут устанавливаться иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющуюся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты.

В связи с этим приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 установлено дополнительное материальное стимулирование по результатам службы (работы) и утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - Порядок).

Названным Порядком определено, что:

- пункт 1 - дополнительные выплаты военнослужащим выплачиваются в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;

- пункт 4 - объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил устанавливаются командующими объединениями, командирами соединений;

- пункт 6 - дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 данного Порядка, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - производится на основании приказов командиров (начальников, руководителей);

- пункт 7 - конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование;

- пункт 11 - не представляются к дополнительному материальному стимулированию: военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке; военнослужащие, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование является выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, а также является частью денежного довольствия военнослужащих.

При этом само по себе отнесение в вышеперечисленных правовых актах вопроса по установлению конкретного размера материального стимулирования к компетенции командира воинской части не свидетельствует о допустимости его разрешения должностным лицом произвольно, то есть без оценки конкретных результатов служебной деятельности соответствующих категорий военнослужащих в период, за который производится выплата, а условия, при которых материальное стимулирование не выплачивается военнослужащим, либо его размер уменьшается, не должны носить дискриминационный характер.

Из материалов дела усматривается, что капитан юстиции Смолинский М.В. с13октября 2022 г. проходит военную службу в войсковой части в должности помощника командира воинской части по правовой работе.

В декабре 2022 года в войсковую часть поступили указания командира вышестоящей воинской части № 31/381, которыми командиру воинской части предписывалось издать приказ об установлении военнослужащим дополнительного материального стимулирования по итогам 2022 года исходя из расчетной суммы 45 000 рублей - для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (л.д.52-53).

В соответствии с сообщением врио начальника штаба Южного военного округа 29ноября 2022 г. № 28/1531 командирам воинских частей доведено, что исходя из объемов высвобожденных денежных средств из фонда денежного содержания, выделенного на дополнительное материальное стимулирование личного состава, в зависимости от штатного воинского звания по занимаемой должности, применяется коэффициент к расчетной сумме, который составляет для капитанов, капитан-лейтенантов – до 3-х.

Этим же сообщением предписывалось при установлении дополнительной выплаты учесть: принятие действенных мер по возмещению (списанию) ущерба причиненному государству, мер по возмещению переплат денежного довольствия; соблюдение режима секретности; организацию сохранности и исправности материальных средств и техники; результаты годовой инвентаризации материальных средств, техники и обязательств; наличия фактов сокрытия преступлений; наличия допущенных преступлений коррупционной направленности, гибели подчиненного личного состава, правонарушений, допущенных подчиненным личным составом, нарушений и недостатков, изложенных в информации подразделения ФСБ России; состояние периметрового ограждения.

Иных категорий военнослужащих, которым размер дополнительного материального стимулирования был ограничен до 3 000 руб., данное сообщение не содержит.

Приказом командира войсковой части от 7 декабря 2021 г. № 245 административному истцу установлен размер дополнительного материального стимулирования в размере 3 000 руб. без указания обоснования снижения размера данной выплаты.

В соответствии с частью 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая, что в распоряжении судебной коллегии имеется копия названного приказа от 7 декабря 2021 г. № 245, которым дополнительное материальное стимулирование установлено личному составу войсковой части (л.д. 81-98), оснований для дополнительного истребования выписки из этого же приказа с указанием военнослужащих подразделения воинской части, в котором проходит военную службу административный истец, с точки зрения достаточности доказательств, не имеется.

Из письменных возражений врио командира войсковой части от 10 мая 2023 г. № 1096 следует, что при определении Смолинскому М.В. размера дополнительного материального стимулирования административный ответчик учитывал результаты исполнения военнослужащим должностных обязанностей.

Однако каких-либо данных, которые бы могли свидетельствовать о ненадлежащем исполнении Смолинским М.В. своих служебных обязанностей в 2022 году, и являющимися основанием для снижения размера дополнительного материального стимулирования, командованием суду не представлено.

Напротив, как следует из представления врио командира войсковой части от 22 августа 2022 г. к назначению Смолинского М.В. на высшую воинскую должность помощника командира войсковой части по правовой работе, административный истец характеризуется положительно, достиг высоких результатов в служебной деятельности, у офицера прослеживается положительная динамика профессионально-должностных качеств и навыков, к материальной и уголовной ответственности не привлекался, финансовых нарушений им не допущено.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 18 постановления от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществление усмотрения, включая выбор возможного варианта поведения, вопреки предусмотренным законом целям либо в нарушение требований соразмерности является основанием для вывода о нарушении пределов усмотрения и для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 1 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

При таких данных произвольное уменьшение командиром воинской части расчетного размера дополнительного материального стимулирования, являющегося составной частью денежного довольствия, нарушает его право на справедливое вознаграждение за труд, в связи с чем является незаконным.

Данные выводы согласуются с правовой позицией изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № 226-КАД21-1-К10.

Требование Смолинского М.В. о возложении на командира воинской части обязанности по изданию приказа о выплате ему дополнительного материального стимулирования за 2022 год, в конкретном размере - на сумму 94000 руб., удовлетворению не подлежит, поскольку разрешение данного вопроса, в соответствии с пунктом 7 Порядка, относится к компетенции командования.

Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 6 июня 1995 г. № 7-П, от 13 июня 1996 г. № 14-П, от 28 октября 1999 г. № 14-П, от 22 ноября 2000 г. № 14-П, от 14 июля 2003 г. № 12-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, определение от 5 марта 2004 г. № 82-О).

Принимая во внимание вышеприведенные требования части 3 ст. 227 КАС РФ, для восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия считает необходимым возложить на командира войсковой части обязанность издать приказ об установлении Смолинскому М.В. дополнительного материального стимулирования в размере не ниже расчетной суммы, установленной для штатного воинского звания по занимаемой истцом воинской должности, за вычетом ранее выплаченной ему суммы в размере 3 000 руб.

Таким образом, решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм процессуального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 3 ст. 111 КАС РФ в случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных этой статьей.

Согласно материалам дела, в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика к участию в деле привлечен довольствующий орган войсковой части - Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» (далее – управление финансового обеспечения).

В связи с этим понесенные административным истцом судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 450 руб. в соответствии с частью 1 ст. 111 КАС РФ подлежат взысканию в пользу него с управления финансового обеспечения.

Руководствуясь статьями 111, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 5 июня 2023 г. по административному исковому заявлению Смолинского Михаила Викторовича отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Смолинского Михаила Викторовича удовлетворить частично.

Признать незаконными действия командира войсковой части , связанные с установлением и выплатой Смолинскому М.В. дополнительного материального стимулирования за 2022 год, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», в размере3000руб.

Обязать командира войсковой части течение месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления в установленном порядке издать приказ об установлении и выплате Смолинскому М.В. дополнительного материального стимулирования за 2022 год, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, в размере не ниже установленной на 2022 год расчетной суммы, за вычетом ранее выплаченного административному истцу дополнительного материального стимулирования в размере 3 000 руб., который направить для реализации в финансовой орган, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.

В удовлетворении требования о возложении на упомянутое должностное лицо обязанности по изданию приказа о выплате Смолинскому М.В. дополнительного материального стимулирования за 2022 год, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, в конкретном размере - на сумму 94000 руб., отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» в пользу Смолинского Михаила Викторовича 450 (четыреста пятьдесят) рублей в счёт в счет возмещения судебных расходов.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи