Судья: Моисеев С.Ю. Дело № 33а-11367/2020
(Дело 2а-730/2020)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 25 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи – Самарцевой В.В.
судей: Ворониной Т.А., Есыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания – Мословой В.А.
при участии прокурора отдела Нижегородской областной прокуратуры Гараниной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной Т.А в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица ФИО1 на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 01 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Володарского района Нижегородской области о признании бездействия избирательной комиссии незаконным,
установила:
ФИО2 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие ТИК Володарского района выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ч.5 ст. 29 Закона Нижегородской области №208-Закона Нижегородской области №108-З от 06.09.2020 года, ч.2 ст. 30 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что в 2020 году решил воспользоваться правом выдвинуть свою кандидатуру на выборы в Городскую Думу г. Володарск, своевременно подав необходимые документы. Однако, в установленный срок административный истец был лишен возможности представить подписные листы с подписями избирателей, поскольку на официальном сайте администрации Володарского района Нижегородской области, в разделе «муниципальные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления поселений Володарского муниципального района Нижегородской области 13.09.2020 г.», подразделе: «перечень и формы документов для регистрации кандидатов» в период сбора подписей в поддержку кандидата отсутствовал образец заполнения подписного листа, предусмотренный законом, в связи с чем, он не имел возможности его распечатывания на бумажный носитель, что создало затруднения при реализации его избирательных прав. Право на ознакомление с данным документом было нарушено.
Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 01 октября 2020 года ФИО2 отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФИО1 ставит вопрос об отмене решения Володарского районного суда Нижегородской области от 01 октября 2020 года, как незаконного и необоснованного, указывая на то, что судом неверно определены обстоятельства по делу, неправильно применены нормы материального права.
Помощником прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатовым С.С. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он проси оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, постановленного с нарушениями норм процессуального права, и принять по делу новое решение.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Прокурор, участвующий в рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции, просил оставить решение Володарского районного суда Нижегородской области от 01 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ФИО1, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав ФИО1, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (далее – Закон Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области»).
В силу ч. 51 ст. 29 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (введена Законом Нижегородской области от 04 июня 2020 года [номер]-З) на основании форм подписных листов, установленных настоящим Законом, избирательная комиссия муниципального образования утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования Нижегородской области, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании Постановления Избирательной комиссии Нижегородской области [номер] от 23 декабря 2014 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Володарск Володарского района Нижегородской области возложены на территориальную комиссию Володарского района (ТИК Володарского района).
Постановлением [номер] от 08 июля 2020 года избирательная комиссия утвердила образцы заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления городских и сельских поселений Володарского муниципального района Нижегородской области 13 сентября 2020 года согласно приложениям 1-7 к настоящему постановлению.
22 июля 2020 года административным истцом ФИО2, в Территориальную избирательную комиссию Володарского района Нижегородской области представлены документы, необходимые для уведомления Комиссии о выдвижении кандидата на выборах депутатов Городской Думы города Володарск Володарского муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу [номер], предусмотренные статьей 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 [номер]-З.
Однако, в установленный законом срок административным истцом не были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, сведения об изменении в ранее представленные сведения о кандидате, уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата.
03 августа 2020 года Постановлением Территориальной избирательной комиссии Володарского района Нижегородской области от 03 августа 2020 года [номер] ФИО3 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Володарск Володарского муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу [номер], выдвинутому в порядке самовыдвижения.
Оспаривая бездействие ТИК Володарского района Нижегородской области, административный истец ФИО2, указал на то, что административным ответчиком не размещен утвержденный образец заполнения подписного листа на официальном сайте администрации Володарского района в соответствии с ч. 51 ст. 29 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Разрешая заявленные административным истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что оспариваемого бездействия административным ответчиком допущено не было, поскольку положения ч. 51 ст. 29 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. [номер]-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» ТИК Володарского района Нижегородской области соблюдены в полном объеме.
Так, Постановлением [номер] от 08 июля 2020 года Территориальной избирательной комиссией утверждены образцы заполнения подписного листа, в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования Нижегородской области, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления городских и сельских поселений Володарского муниципального района Нижегородской области 13 сентября 2020 года; указанное постановление доведено до сведения участников выборов путем вывешивания этого постановления на стенде избирательной комиссии в здании администрации Володарского муниципального района Нижегородской области. Обязанность по размещению указанных образцов, в сети «Интернет» на официальных сайтах избирательных комиссий, законодательством не предусмотрена.
Следует также отметить, что оспариваемое бездействие прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку как указано выше, Постановление ТИК от 03.08.2020 года в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Володарск Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО2 отказано, сведений о том, что указанное решение было обжаловано и отменено, материалы дела не содержат. Таким образом, в конкретных обстоятельствах дела совокупность условий для удовлетворения административного иска, предусмотренная п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ не установлена.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Приходя к указанным выводам, судебная коллегия также учитывает, что решение Володарского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2020 года ФИО2 не обжалуется, а на права и интересы заинтересованного лица ФИО1 постановленное решение не влияет. Тем более, решением Володарского районного суда Нижегородской области о 24.08.2020 года, вступившим в законную силу 09 сентября 2020 года, было разрешено административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании бездействия ТИК Володарского района Нижегородской области.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что судом существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Володарского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать состоявшиеся по делу судебные акты в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: