ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-735/20 от 22.09.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: Глухова И.С.

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-735/2020

Дело №33а-7317/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей - Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Феодосии в интересах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованные лица – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии», МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», Феодосийский городской совет Республики Крым, МКУ «Управление городского развития Администрации города Феодосии Республики Крым, о признании незаконными бездействия и понуждении совершить определенные действия,

по апелляционному представлению прокурора города Феодосии Простокишина С.М. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления,

заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., представителя административного ответчика Французову Д.А., представителя заинтересованного лица Ляховича В.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

прокурор города Феодосии в интересах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом заявления от 13 апреля 2020 года, просит:

- признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым по непринятию мер, направленных на охрану объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук - Аджиголь.

- обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры, направленные на охрану объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с.Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук-Аджиголь, а именно:

- создать комиссию по отнесению земель муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к землям особо охраняемых территорий местного значения;

- утвердить Положение о порядке работы комиссии по отнесению земель муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к землям особо охраняемых территорий местного значения, а также состав комиссии, ее председателя и общее количество членов;

- после подготовки комиссией проекта решения осуществить процедуру его внесения к землям особо охраняемых территорий местного значения в Феодосийский городской совет Республики Крым для принятия;

- после принятия решения назначить проведение обследования земель, которые отнесены к землям особо охраняемых территорий местного значения, организовывать проведение работ по землеустройству, постановке земель, которые отнесены к землям особо охраняемых территорий местного значения, на государственный кадастровый учет;

- после отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий местного значения предоставить в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Республики Крым, сведения об особо охраняемых природных территориях местного значения для ведения государственного кадастра особо охраняемых территорий регионального и местного значения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Феодосии проведена проверка по вопросу нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива, расположенной между с. Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук - Аджиголь. В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что в нарушение требований законодательства, Администрацией города Феодосии Республики Крым не рассматривался вопрос о создании особо охраняемой территории местного значения на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук - Аджиголь

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 июня 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Прокурор города Феодосии Республики Крым Простокишин С.М., не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционное представление, в котором просит решение суда от 04 июня 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование представления указывает, что решение 12 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 28.02.2020 №84 о выделении в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды в городском округе Феодосия на 2016-2020» денежных средств в сумме 800000,00 руб. принято только спустя более 6 месяцев после предъявления настоящего административного искового заявления и 9 месяцев после внесения прокурором представления об устранении нарушений законодательства от 24.04.2019 года в адрес Администрации города Феодосии. Кроме того, указанное решение принято заинтересованным лицом и не опровергает бездействия административного ответчика. При этом комплекс вышеуказанных работ должен был проведён до марта 2020 года, однако на момент вынесения решения указанные действия не были совершены. Направление Администрацией города Феодосии запросов в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Карадагскую научную станцию не свидетельствует о принятых административным ответчиком мерах. Также вопреки выводам суда, прокурором в уточнённом административном исковом заявлении указан перечень всех предусмотренных законодательством и муниципальными правовыми актами мер, которые должна принять Администрация города Феодосии. Учитывая, что растения, в отношении которых необходимо установить режим особой охраны, расположены на территории муниципального образования городской округ Феодосия, прокурор обратился в суд в интересах муниципального образования. Считает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание постановление о привлечении к административной ответственности по ст.8.35 КоАП РФ генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО7 и ООО «<данные изъяты>».

В возражениях, подданных на апелляционное представление, Глава Администрации г. Феодосия Республики Крым Бовтуненко С.Н. просил оставить решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 июня 2020 года без изменения.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. и представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Ляхович В.В. поддержали доводы апелляционного представления, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении искового заявления.

Представитель Администрации г. Феодосии Республики Крым Французова Д.А. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Директор КНС-ПЗ РАН – филиала ФИЦ ИнБЮМ Литвин В.А. в судебное заседание не явился, подал заявление о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не уведомили.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение поручения прокуратуры Республики Крым проведена проверка по вопросу нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива, расположенной между с. Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук - Аджиголь, в связи с поступившим 07 марта 2019 года в Администрацию города Феодосия обращением ФИО12 по вопросу инициирования со стороны администрации города вопроса о создании особо охраняемой территории местного значения на основании экспертного заключения Минобрнауки России Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского - природный заповедник РАН».

В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что в нарушение требований законодательства, Администрацией города Феодосии Республики Крым не рассматривался вопрос о создании особо охраняемой территории местного значения на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук - Аджиголь.

Согласно экспертному заключению Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Карадагская научная станция им. Т.И.Вяземского - природный заповедник РАН» от 05 апреля 2019 года №01.01-05/173, проведенного по обращению Крымской региональной общественной организации водного туризма, спорта и рыбалки «Берег», на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук - Аджиголь произрастают около 120 видов высших сосудистых растений, в их числе 9 особо охраняемых растений: занесенных в Красную книгу Республики Крым - 9, в Красную книгу Российской Федерации - 3, в Красную книгу Черного моря - 3, в Европейский красный список - 2.

По указанному факту прокурором города 24 мая 2019 года в адрес главы Администрации города Феодосии внесено представление №7-01-2018 об устранении нарушений законодательства, в том числе в части не рассмотрения администрацией вопроса о создании особо охраняемой территории местного значения.

Из пункта 4 ответа Администрации города Феодосии Республики Крым по результатам рассмотрения представления прокурора от 21 июня 2019 года №7-01-2018 следует, что между Администрации города Феодосии Республики Крым и ООО «АНК» заключен договор о благоустройстве пляжной территории № 2 от 07 февраля 2019 года. В целях защиты природных комплексов и объектов в границах ООПТ местного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках, водных поверхностях необходимо создание охранных зон с регулируемым режимом хозяйственности. Создание особо охраняемой природной территории регионального значения рассматривается Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности бездействия со стороны административного ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, охрана особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14 марта 1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Пунктом 4 вышеуказанной статьи закреплено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

При этом пунктом 12 вышеназванной статьи установлено, что обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Республики Крым в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Законом Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым».

Частью 1 статьи 10 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся: 1) осуществление организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения; 2) участие в организации сбора информации об особо охраняемых природных территориях местного значения для государственного кадастра; 3) организация охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; 4) решение вопросов о финансировании мероприятий, отнесенных к вопросам местного значения, по охране особо охраняемых природных территорий местного значения из местных бюджетов; 5) осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, принятого решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17 ноября 2014 года №65, структуру органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым составляют: представительный орган муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым - Феодосийский городской совет Республики Крым; глава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым - Председатель Феодосийского городского совета; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым - Администрация города Феодосии Республики Крым; контрольно-счетный орган муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым - Контрольно-счетная палата муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Согласно пункту 1 статьи 27 Устава к исключительной компетенции Городского совета в соответствии с законодательством относятся, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих экологическую, историческую, культурную ценность, особо охраняемыми природными территориями, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования; определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия муниципальных земельных участков, а также управления и распоряжения муниципальными земельными участками на территории городского округа Феодосия; принятие решения об инициировании изъятия земельных участков тля муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым 5 сессии 1 созыва от 17 ноября 2014 года №65, к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым отнесено в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Феодосия (пункт 11); внесение предложений Городскому совету по созданию лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа Феодосия, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (пункт 28); иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Крым, муниципальными правовыми актами Городского совета (пункт 50).

Решением 85 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва 10 ноября 2017 года №874 утверждён Порядок отнесения земель муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к землям особо охраняемых территорий местного значения (действовавший на момент принятия решения суда) (далее – Порядок).

Пунктом 2.1 данного Порядка установлено, что основанием отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения является нахождение на данных землях объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Для осуществления компетентной научно-обоснованной работы в области определения земель особо охраняемых территорий местного значения создается комиссия по отнесению земель муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к землям особо охраняемых территорий местного значения.

Особо охраняемые природные территории местного значения создаются органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в соответствии с порядком, установленным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (п.1.3 Порядка).

Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым утверждает границы особо охраняемых природных территорий местного значения и Положения о них.

Согласно пункту 1.4 Порядка особо охраняемые природные территории местного значения создаются на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ. В случае если создаваемая особо охраняемые природные территории местного значения будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения, решение о создании особо охраняемой природной территории согласовывается с Министерством экологии и природных ресурсов, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Основанием отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения является нахождение на данных землях объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Для осуществления компетентной научно-обоснованной работы в области определения земель особо охраняемой территории местного значения создается Комиссия (п.2.1 Порядка).

Работа Комиссии осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым (п.2.3 Порядка).

Согласно пункту 2.4 Порядка особо охраняемая территория местного значения может организовываться по предложению органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений Республики Крым, общественных организаций, должностных лиц Администрации города Феодосии Республики Крым, депутатов Феодосийского городского совета Республики Крым, в том числе членов самой комиссии в письменном виде.

В соответствии с пунктом 2.13 указанного Порядка, после подготовки комиссией проекта Решения, Администрация города Феодосии Республики Крым осуществляет процедуру его внесения в Феодосийский городской совет Республики Крым для принятия.

Пунктом 2.14 Порядка предусмотрено, что после принятия Решения Администрация города Феодосии Республики Крым: назначает проведение обследования земель, которые отнесены к землям особо охраняемых территорий местного значения; организует проведение работ по землеустройству, постановке земель, которые отнесены к землям особо охраняемых территорий местного значения, на государственный кадастровый учет.

Согласно п. 2.16 Порядка после отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий местного значения Администрация города Феодосии Республики Крым предоставляет в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Республики Крым, сведения об особо охраняемых природных территориях местного значения для ведения государственного кадастра особо охраняемых территорий регионального и местного значения.

Решением 85 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва №875 от 10 ноября 2017 года утверждён Порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Указанные Положения обнародованы на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном портале Правительства Республики Крым и опубликованы в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым.

Принимая во внимание установленные судом первой инстанции обстоятельства и учитывая вышеизложенные положения законов, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводами районного суда о том, что оспариваемое бездействие со стороны административного ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым отсутствует.

Так, Администрацией города Феодосии Республики Крым с целью урегулирования вопросов по порядку создания особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) приняты следующие меры.

Решениями 85 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва №874, №875 от 10 ноября 2017 года утверждены Порядок отнесения земель муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к землям особо охраняемых территорий местного значения и Порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 29.12.2017г. №3734 утверждена муниципальная программа «Охраны окружающей среды в городском округе Феодосия на 2018 – 2020 года», которой с целью решения вопросов организации использования, охраны и защиты участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, расположенных на территории городского округа Феодосия, запланировано создание особо охраняемой природной территории местного значения вдоль акватории Черного моря в районе с. Береговое.

Администрацией города Феодосии Республики Крым 17 апреля 2019 года в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Карадагская научная станция им.Вяземского - природный заповедник РАН» направлен запрос №2-45-2599 об уточнении месторасположения, где был произведен осмотр растений и животных по его заключению от 05 апреля 2019 года №01.01-05/173, и о предоставлении картографического изображения для дальнейшего благоустройства пляжных территорий в районе с.Береговое и пгт.Приморский.

Как следует из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Карадагская научная станция им.Вяземского - природный заповедник РАН» в адрес администрации от 05 июня 2019 года, а также от 26 декабря 2019 года №01.01.-05/219 по вопросу уточнения месторасположения растений и животных, осмотр которых был произведен в соответствии с экспертным заключением №01.01-05/173 от 05 апреля 2019 года, в графе «Географическое положение исследуемой территории» была указана географическая привязка (месторасположение) территории, на которой выполнялись исследования. Для подробного картографирования, то есть нанесению растительных объектов, включая редкие виды Красной книги Республики Крым, на карту местности требует доведения дополнительных работ длительностью не менее двух месяцев при наличии крупномасштабных карт.

При этом с аналогичным запросом от 29 июля 2019 года №752/02-19 в адрес КНС - ПЗ РАН - филиал ФИЦ ИнБЮМ обратилось МКУ «Приморская поселковая администрация администрации города Феодосии Республики Крым», на который также был направлен ответ от 07 августа 2019 года, что для уточнения территории произрастания и площади исчезающих видов растений необходимо проведение дополнительных исследований, а именно полевых работ длительностью не менее двух месяцев при наличии крупномасштабных карт. Данные исследования могут быть выполнены специализированными организациями, у которых в наличии имеются указанные карты и специалисты.

Решением 12 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 28 февраля 2020 года №84 в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды в городском округе Феодосия на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 23 марта 2020 года №719, до МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» доведены денежные средства в сумме 800000,00 рублей на выполнение работ по научному обследованию, функциональному зонированию, геодезии, общему зоологическому обследованию территории, планируемой к созданию особо охраняемой природной территории местного значения.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции также установлено, что 31 августа 2020 года между Муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» (Заказчик) и ООО «Биосфера» заключен муниципальный контракт №117/2020 «О выполнении работ по подготовке материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемой природной территории местного значения в муниципальном образовании городской округ Феодосия Республики Крым – природный рекреационный комплекс «Золотой пляж» в с. Береговое». В соответствии с п.3.1 настоящего контракта, работы по указанному контакту проводятся с момента заключения и до 01 ноября 2020 года.

На основании постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 июня 2020 года №1430 создана Рабочая группа по созданию и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Также решением 16 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 июля 2020 года №136 утверждён Порядок создания особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено и материалами дела подтверждено совершение административным ответчиком действий в соответствии с действующим законодательством в рамках его полномочий, тогда как бездействие, само по себе, предполагает отсутствие совершения каких-либо действий.

Доводы апелляционного представления о том, что Администрацией города Феодосии Республики Крым длительное время не принимались и не принимаются меры, направленные на установление ООПТ, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Как установлено из пояснений прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., данных в судебном заседании апелляционной инстанции, бездействие административного ответчика выразилось в непринятии мер по созданию ООПТ местного значения на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук – Аджиголь. Для восстановления нарушенного права на административного ответчика необходимо возложить обязанность совершить конкретные действия, предусмотренные Порядком отнесения земель муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к землям особо охраняемых территорий местного значения, утвержденным решением 85 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва №874 от 10 ноября 2017 года.

Между тем, на сегодняшний день решением 16 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 июля 2020 года №136 утверждён новый Порядок создания особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, которым определена иная процедура создания (объявления) ООПТ местного значения.

На исполнение указанного Порядка постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 июня 2020 года №1430 создана Рабочая группа по созданию и ликвидации ООПТ местного значения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, а также утверждено Положение о данной Рабочей группе.

Из содержания указанного Порядка следует, что подготовке проекта решения о создании ООПТ местного значения предшествует проведение ряда мероприятий, в том числе подготовка материалов и обоснованных предложений по созданию ООПТ местного значения; согласование с исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения решения о создании ООПТ местного значения, в случае если площадь создаваемой ООПТ местного значения составляет 5 процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; обеспечение проведения экологического обследования территории и объектов для решения вопроса о создании ООПТ местного значения.

Таким образом, с учетом принятия нового Порядка и совершения административным ответчиком действий, направленных на создание ООПТ местного значения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу, что решение об удовлетворении заявленных требований в данном случае будет не исполнимым. Принятие мер, о которых указано в исковом заявлении прокурора, не основано на новом Порядке создания особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, и соответственно не приведет к восстановлению прав.

В соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Ссылка в апелляционном представлении на привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.35 КоАП РФ, генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО14 и ООО <данные изъяты> и на многочисленные обращения граждан и общественной организации «<данные изъяты>», в том числе и по вопросу создания особо охраняемой территории береговой полосы побережья Феодосийского залива, расположенной между с. Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук – Аджиголь, не является юридически значимым обстоятельством, на основании которого возможно было бы установить бездействие со стороны административного ответчика по непринятию вышеуказанных мер. Кроме того, указанные обращения были рассмотрены администрацией в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 чая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

По сути, доводы, изложенные в апелляционном представлении, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Феодосии Простокишина С.М. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: З.И. Курапова

Судья: Н.В. Кучеренко