ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-738/20 от 30.09.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-5620/2020

В суде первой инстанции дело № 2а-738/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Унтевской Е.Л.,

судей: Коноплёвой И.А., Карбовского С.Р.,

при секретаре Цой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2020 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог», Администрации Князе-Волконского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края об обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 мая 2020 года,

заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., пояснения представителя административного ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление автомобильных дорог» ФИО2, представителя административного ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в Хабаровский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к КГКУ «Хабаровскуправтодор» и Администрации Князе-Волконского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с требованием о переносе автобусной остановки.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она 11 августа 2018 года обратилась к Заместителю Председателя Правительства Хабаровского края - Министру промышленности и транспорта края с заявлением о переносе остановки общественного транспорта "Магазин Пирамида", расположенной по адресу: <...>, в связи с отсутствием рядом с данной остановкой общественного туалета, в чем ей было отказано.

В декабре 2018 года Главой администрации Князе-Волконского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края к исполняющему обязанности начальника КГКУ "Хабаровскуправтодор" ФИО4 было отправлено ходатайство о переносе указанной автобусной остановки на место между домами №14 и №16 по ул. Никитенко. В марте 2019 года представителями КГКУ «Хабаровскуправтодор» был произведен выезд на место и осмотрен предложенный район размещения автобусной остановки, который не был согласован, так как остановочный павильон будет ограничивать видимость с правой стороны, а также по причине наличия на данном месте железобетонных опор воздушного электроснабжения.

Автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения «Подъезд к с. Князе-Волконское» находится в оперативном управлении КГКУ «Хабаровскуправтодор» и включена в перечень автомобильных дорог общего пользования региональных или межмуниципальных дорог, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2007г. №100-пр.

Административному истцу на приеме у Главы администрации Князе- Волконского сельского поселения было разъяснено, что размещение автобусной остановки напротив дома № 16 по ул. Никитенко было администрацией согласовано и все необходимые документы переданы Административному ответчику. Однако этот вариант до настоящего времени не согласован, что препятствует включению указанного объекта в программу дорожных работ по ремонту автодорог на 2020-2021 годы.

Спорная автобусная остановка установлена по ул. Никитенко рядом с жилым домом № 6. Общественная уборная рядом с остановкой отсутствует и поэтому ожидающим общественный транспорт пассажирам приходится ходить в туалет на территорию, расположенную около дома № 6, что нарушает экологические права жильцов данного дома и санитарно-эпидемиологические требования к объектам общего пользования.

Полномочиями по переносу спорной автобусной остановки наделено КГКУ «Хабаровскуправдор», а контролем за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования - администрация с. Князе-Волконское.

В качестве административного соответчика к участию в деле было привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 мая 2020 года в удовлетворении административных требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 с постановленным по делу решением не согласна, просит его отменить и вынести по делу новое решение которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в административном иске, указывает, что спорная автобусная остановка была по улице Никитенко установлена незаконно, представителем КГКУ «Хабаровскуправдор» не представлены документы подтверждающие законность установки спорного остановочного пункта.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик КГКУ «Хабаровскуправдор» против удовлетворения жалобы возражает, так как нарушение прав административного истца является мнимым и документально не подтверждено.

Административный ответчик Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края в возражениях считает апелляционную жалобу несостоятельной, так как она не содержит доводов опровергающих судебное решение.

Представитель административного ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление автомобильных дорог» ФИО2 и представитель административного ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края ФИО3 против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Административный истец ФИО1, административный ответчик Администрация Князе-Волконского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Гражданин, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

Как видно из материалов административного дела, автомобильная дорога, проходящая через улицу Никитенко в с. Князе-Волконское, является автомобильной дорогой «Подъезд к с. Князе-Волконское (от федеральной дороги «Восток») с расположением в 2,50 км от автодороги «Хабаровск-Находка» на запад до с. Князе-Волконское, характеризуется как дорога общего пользования регионального значения Хабаровского края, III категории с усовершенствованным (асфальтовым) покрытием, с идентификационным номером 08 ОП РЗ 08К-78, учётным номером (код дороги) 08К-78, протяжённостью 8,208 км. Находится в оперативном управлении КГКУ «Хабаровскуправтодор» и включена в перечень автомобильных дорог общего пользования региональных или муниципальных дорог, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края № 100-пр от 17.05.2007г.

На автобусной остановке «Магазин Пирамида» останавливается один межмуниципальный маршрутный автобус с № 118. По указанному маршруту осуществляется перевозка пассажиров одним автобусом, 4 рейса в сутки. Остановочный пункт не является конечным, автобус по маршруту двигается по расписанию, жалобы на невыполненные рейсы, опоздание по маршруту отсутствуют. Остановочный пункт «Магазин Пирамида» является предпоследним, далее следует конечная автобусная остановка в селе Благодатное Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Пассажиры автобуса № 118 межмуниципального маршрута двигаются в село Благодатное Хабаровского муниципального района Хабаровского края, пассажиры, следующие в село Князе-Волконское, используют межмуниципальные маршруты № № 101, 101П, 126. Остановочные пункты по указанным маршрутам располагаются в селе Князе-Волконское Хабаровского муниципального района Хабаровского края по улице Изотова.

Административными ответчиками установлено, что размещение туалета вблизи автобусной остановки, расположенной по ул. Никитенко в районе дома № 6 на автомобильной дороге «Подъезд к с. Князе-Волконское» не представляется возможным. В соответствии с п. 3.12.2 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» туалет размещают на расстоянии не менее 10 метров от автопавильонов. Фактическое расстояние от автопавильона до жилой застройки составляет 6,9 метра. Устройство автобусной остановки между домами по улице Никитенко № 14 и № 16 (магазин) не представляется возможным, так как данное место находится в лесополосе на землях с. Князе-Волконское. Также в указанном месте проходит линия электропередачи 0,4 кВ.

ФИО1 проживает по адресу: с. Князе-Волконское Хабаровского муниципального района Хабаровского края, ул. Никитенко, д.6, кв.1.

Согласно ответу Правительства Хабаровского края от 11.09.2018г. на обращение ФИО1 о переносе остановки общественного транспорта, она обустроена в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Расположение остановки на пересечении автомобильных дорог регионального и федерального значения обеспечивает оптимальные условия транспортного сообщения с. Князе-Волконское с населенными пунктами края. В связи с чем, перенос автобусной остановки не планируется

Согласно ответу Главы администрации Князе-Волконского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 24.12.2018г. в адрес КГКУ «Хабаровскуправдор» на обращение ФИО1 о переносе автобусной остановки, расположенной на ул. Никитенко в с. Князе-Волконское к МКУК ЦКДО с. Князе-Волконское, администрация возражает в связи с тем, что около учреждения расположена площадь, которая является общественным местом, где проводятся массовые мероприятия. Тогда как ул. Никитенко является дорогой краевого значения и администрация ходатайствует о переносе автобусной остановки между домами № 14 и № 16 по ул. Никитенко в с. Князе-Волконское не доезжая учреждения.

Согласно ответу от 23.08.2019 г. Прокуратуры Кировского района г. Хабаровска в адрес ФИО1, проведенной проверкой установлено, что автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения "Подъезд к с. Князе-Волконское (от федеральной дороги "Восток") находится в оперативном управлении КГКУ «Хабаровскуправтодор» и включена в перечень автомобильных дорог общего пользования региональных или муниципальных дорог, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края № 100-пр от 17.05.2007г. Согласно заключенного государственного контракта от 24.12.2018г. № 494 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или муниципального значения и исскуственных сооружений на них, расположенных на территории Бикинского, Вяземского, им. Лазо, Хабаровского, Нанайского, Советско-Гаванского, Ванинского муниципальных районов Хабаровского края, осуществляет подрядная организация АО «Региоснаб». Существующая автобусная остановка установлена до 2001 года. Вопрос о переносе автобусной остановки, расположенной по ул. Никитенко в с. Князе-Волконское Хабаровского района, рассматривался и не согласован по причине ограничения видимости дорожного движения остановочным павильоном и наличия в предложенном новом месте железобетонных опор воздушного электроснабжения. КГКУ «Хабаровскуправтодор» принимаются необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения по данным автомобильным дорогам с учетом предусмотренных объемов финансирования. В связи с изложенным, нарушения требований федерального закона со стороны КГКУ «Хабаровскуправтодор» прокуратурой не выявлено.

Суд первой инстанции, установив, что остановка общественного транспорта, расположенная на ул. Никитенко рядом с домом № 6 в с. Князе-Волконское Хабаровского района, размещена и обустроена на территории сельского поселения в соответствии с нормами действующего законодательства, приняв во внимание меры и мероприятия, которые были предприняты административными ответчиками по решению вопроса о переносе автобусной остановки и отсутствие иного способа для размещения указанной автобусной остановки, пришел к выводам об отсутствии нарушения действиями либо бездействием административных ответчиков прав административного истца и об отказе в удовлетворении исковых требований.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Как следует из статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1);

элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5);

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6);

объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (пункт 13);

государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог - действия должностных лиц органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, физическими лицами (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования автомобильных дорог (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также связанные с систематическим наблюдением за исполнением обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора (пункт 22);

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 части 1). Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (часть 2).

Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (статья 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Требования к обустройству остановочных пунктов определены отраслевым стандартом "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003", утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003г. N ИС-460-р, подлежащим применению в силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и активно использующимся в судебной практике.

Согласно толкованию приведенных норм действующего законодательства, на автомобильных дорогах I - III категорий в состав автобусной остановки входят, в частности, следующие элементы, имеющие значение для рассматриваемого вопроса: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания.

Категорирование автомобильных дорог осуществляется по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам в зависимости от количества и ширины полос движения; наличия центральной разделительной полосы; типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне (пункт 4.1 ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005г. N 296-ст).

Остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров, ширина и длина которой определяется пунктами 3.2.1, 3.2.2 ОСТ.

Посадочная площадка предназначена для посадки пассажиров в автобус и высадки из него, ширина, длина, поверхность и иные параметры которой определяются в соответствии с п.п. 3.3.1 - 3.3.3, 3.3.5 ОСТ.

Площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел/кв. м (пункт 3.4 ОСТ).

Контроль за соблюдением требований порядка посадки и высадки пассажиров осуществляется органом государственного транспортного контроля, если соответствующие полномочия не переданы на основании соглашения органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 1, части 2, 5 статьи 35 Закона о перевозках).

Административными ответчиками обращения ФИО1 были установленным порядком рассмотрены, само по себе несогласие ФИО1 с содержанием ответов должностных лиц не свидетельствует об их незаконном бездействии.

В административном исковом заявлении ФИО1 указывает, что нарушение ее прав обусловлено действиями пассажиров общественного транспорта, справляющих естественные надобности вблизи ее дома, при этом вопрос о незаконности действий указанных лиц, в рамках настоящего дела, не рассматривается.

Судебная коллегия учитывает, что даже в случае установления факта несоответствия спорной автобусной остановки требованиям руководящих документов, указанное обстоятельство не является безусловным основанием для ее переноса.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.

Правовых доводов, влекущих за собой, в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 мая 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

Е.Л. Унтевская

Судьи:

И.А. Коноплёва

С.Р. Карбовский