ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-21119/2021 (2а-741/2021)
15 декабря 2021 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Сафина Ф.Ф. Ситник И.А.
при секретаре Ширшовой Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 33 по Республике Башкортостан к Гималтдинову Ильшату Тадбировичу о взыскании недоимки по налогу и пени
по апелляционной жалобе Гималтдинова Ильшата Тадбировича на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 33 по Республике Башкортостан (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 33 по РБ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гималтдинову И.Т. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2019 год.
В обоснование требований указала, что Гималтдинов И.Т. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адресА. Межрайонная ИФНС России № 33 по РБ надлежащим образом известила налогоплательщика о сумме и сроках уплаты налога, направив через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 46605895 от 01 сентября 2020 года, требование № 83485 по состоянию на 13 декабря 2020 года со сроком для уплаты до 29 декабря 2020 года. В установленный в требовании срок задолженность по уплате налога административным ответчиком не уплачена, в связи с чем Гималтдинову И.Т. также были начислены пени. Для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу и пени Межрайонная ИФНС России № 33 по РБ обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа. 14 апреля 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 по Благовещенскому району и г. Благовещенску Республики Башкортостан вынесено определение об отказе в принятии заявления на основании пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с тем, что из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требования не являются бесспорными. Поскольку отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа по указанному основанию препятствует повторному обращению в суд с таким заявлением, Межрайонная ИФНС России № 33 по РБ обратилась с административным исковым заявлением в суд и просит взыскать с Гималтдинова И.Т. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 1 303 503 руб., пени за 2019 год в размере 2 031,29 руб., на общую сумму – 1 305 534,29 руб.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2021 года постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 33 по РБ к Гималтдинову И.Т. о взыскании недоимки по налогам и пени, удовлетворить.
Взыскать с Гималтдинова И.Т. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019 год в размере 1 303 503 руб., пени в размере 2 031,29 руб.
Взыскать с Гималтдинова И.Т. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 14 727,67 руб.
Не согласившись с указанным решением, Гималтдинов И.Т. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указал на то, что не согласен с расчетом налога на имущество по кадастровой стоимости в связи с тем, что объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности не отвечает условиям, предусмотренным законодательством для признания здания торговым центром, основная часть здания используется как складские помещения и оставшаяся часть находится в состоянии консервации без отделки.
Ссылается на подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения включаются административно-деловые центры, торговые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых согласно сведениям ЕГРН или документам технического учета предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей. В отношении иного имущества, используемого в предпринимательской деятельности (в том числе в случае отсутствия утвержденного органом власти перечня или не включения имущества индивидуального предпринимателя в такой перечень), согласно пункту 3 статьи 346.11, пункту 4 статьи 346.26, пункту 10 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации сохраняется освобождение от обязанности по уплате налога.
Кроме того, до 2018 года объект, принадлежащий Гималтдинову И.Т., не был включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определятся как кадастровая стоимость и в связи с использованием объекта в предпринимательской и применения специального режима в виде упрощенной системы налогообложения ему по письменному заявлению предоставлялась льгота по налогу на имущество.
Указал также на то, согласно результатам экспертного заключения от 24 ноября 2020 года исследуемое здание – объект недвижимости с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адресА, не отвечает условиям, предусмотренным законодательством для признания здания торговым центром, основной вид использования здания – складские помещения.
В соответствии со статьей 150, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 33 по РБ Гарееву И.А., просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В части 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Согласно статье 399 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Как указано в пунктах 1-4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 1 статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
На основании пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, Гималтдинов И.Т. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №... расположенного по адресу: адресА, в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом Гималтдинову И.Т. через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме направлено налоговое уведомление № 46605895 от 01 сентября 2020 года о необходимости уплатить налог на имущество физических лиц за 2019 год всего в сумме 1 303 503 руб.
В установленный законодательством срок Гималтдинов И.Т. не исполнил обязанность по уплате указанного налога.
На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 83485 от 13 декабря 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 1 303 503 руб. и пени в сумме 2 031,29 руб., которое также административным ответчиком не исполнено.
Как следует из копий материалов административного дела № 9а-98/2021, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Гималтдинова И.Т. задолженности по налогу на имущество физических лиц Межрайонная ИФНС России № 33 по РБ обратилась к мировому судье 12 апреля 2021 года.
14 апреля 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 по Благовещенскому району и г. Благовещенску Республики Башкортостан вынесено определение об отказе в принятии заявления, в связи с тем, что из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
21 июня 2021 года Межрайонная ИФНС России № 33 по РБ обратилась с административным исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд исходил из того, что в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик доказательств оплаты суммы задолженности не предоставил.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные налоговым органом требования о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, поскольку им не была выполнена обязанность по уплате налога в установленные законом сроки.
При этом предусмотренные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения в суд налоговым органом соблюдены, нарушений порядка принудительного взыскания спорной недоимки судебной коллегией не установлено.
Довод административного ответчика о том, что объект недвижимости с кадастровым номером №... не отвечает условиям, предусмотренным законодательством для признания здания торговым центром и включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а основным видом использования данного здания являются складские помещения, основан на неправильном толковании действующего законодательства и не может повлечь отмену решения суда ввиду следующего.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года № 3972-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, в который включен объект недвижимости с кадастровым номером №..., находящийся по адресу: адресА, и принадлежащий Гималтдинову И.Т. на праве собственности.
При таких обстоятельствах исчисленный Межрайонной ИФНС России № 33 по РБ налог на имущество физических лиц на 2019 год, исходя из кадастровой стоимости, является обоснованным и соответствует действующему законодательству.
Ссылка административного ответчика на то, что до 2018 года объект недвижимости не был включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и в связи с использованием объекта в предпринимательской деятельности и применением специального режима в виде упрощенной системы налогообложения, а также в связи с тем, что ему предоставлялась льгота, не свидетельствует о незаконности взыскания налоговым органом недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, поскольку имеется действующий Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года № 3972-р, в который включен принадлежащий Гималтдинову И.Т. объект недвижимости с кадастровым номером №....
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что включение указанного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, на момент вынесения обжалуемого судебного решения кем-либо оспорен и подвергался изменению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно постановлено с соблюдением действующего закона.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гималтдинова Ильшата Тадбировича – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Г.Р. Кулова
Судьи Ф.Ф. Сафин
И.А. Ситник
Справка: судья И.А. Хисматуллина