Дело № 11а-1511/2020 Судья: Бутакова О.С.
Дело № 2а-744/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Кучина М.И., Знамеровского Р.В.,
при секретаре Ахмировой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица ФИО1 на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2019 года по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Козыревского сельского поселения о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение постоянной комиссии Совета депутатов Козыревского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, зафиксированное в протоколе № 2 от 15 июля 2019 года о вынесении выговора ФИО1; возложить обязанность на Совет депутатов Козыревского сельского поселения повторно рассмотреть представление прокуратуры Красноармейского района Челябинской области от 28 июня 2019 года №63-2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что депутат Совета депутатов Козыревского сельского поселения ФИО1 не предоставил сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 года на себя и членов своей семьи. В связи с чем, прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, при рассмотрении которого были допущены нарушения закона. Так, на заседание постоянной комиссии Совета депутатов Козыревского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике от 15 июля 2019 года прокурор приглашен не был. Данной комиссией факт нарушения ФИО1 требований антикоррупционного законодательства был установлен, однако было принято решение об объявлении ФИО1 выговора, не предусмотренного действующим законодательством. Считают, что при рассмотрении вопроса о привлечении депутата ФИО1 к установленной законом ответственности в связи с нарушением требований антикоррупционного законодательства, ФИО1 создан конфликт интересов, не принято мер к исключению своего влияния в статусе председателя комиссии на членов данной комиссии, что повлекло принятие комиссией незаконного решения. Решение Совета депутатов Козыревского сельского поселения о применении мер воздействия к ФИО1 как правовой акт не оформлено, соответствующий документ не издан. По состоянию на 20 августа 2019 года сведения о доходах депутатом ФИО1 не представлены, следовательно, мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции не принято.
Представитель административного истца заместитель прокурора Кирьянова М.Б. в судебном заседании на иске настаивала.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Козыревского сельского поселения ФИО2 пояснил, что имели место нарушения при рассмотрении представления прокурора, что до настоящего времени ФИО1 декларацию на себя и членов своей семьи не сдал.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2019 года требования прокурора Красноармейского района Челябинской области удовлетворены; признано незаконным решение постоянной комиссии Совета депутатов Козыревского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, оформленное протоколом №2 от 15 июля 2019 года о вынесении выговора ФИО1; на Совет депутатов Козыревского сельского поселения возложена обязанность повторно рассмотреть представление прокуратуры Красноармейского района Челябинской области от 28 июня 2019 года №63-2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на себя и членов семьи он представлял, но они по странным обстоятельствам затерялись. Пришлось повторно представлять, как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Администрация и специалист Совета депутатов намеренно на сайте не размещают его декларацию. У него не было намерения что-то скрывать, ранее он каждый год отчитывался перед государством.
Относительно апелляционной жалобы заинтересованного лица ФИО1 заместителем прокурора района Кирьяновой М.Б. поданы письменные возражения, содержащие утверждение о необоснованности изложенных в ней доводов, а также просьбу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Представитель административного истца ФИО3 возражала против доводов апелляционной жалобы, поддержала возражения на апелляционную жалобу.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Козыревского сельского поселения председатель Совета депутатов ФИО2 полагал решение комиссии незаконным, так как выговор ФИО1 не мог быть вынесен. Вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО1 действительно не был рассмотрен.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражение на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 310 КАС РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 3-6 Закона Челябинской области от 29.01.2009 № 353-ЗО «О противодействии коррупции в Челябинской области» сведения, представляемые гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими (занимающими) муниципальные должности, о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», в следующие сроки:
1) гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность);
2) лицами, замещающими (занимающими) муниципальные должности, - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Форма «Справки о доходах» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
В случае непредставления лицом, занимающим муниципальную должность, в том числе и депутатом представительного органа муниципального образования сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, это лицо подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ).
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 в 2015 году был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования «Козыревское сельское поселение» пятого созыва.
Во исполнение возложенных приведенными нормами обязанностей в установленный законом срок (не позднее 30 апреля 2019 года) ФИО1 не предоставил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов его семьи за 2018 год.
Прокуратурой Красноармейского района Челябинской области была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части соблюдения депутатами представительного органа местного самоуправления установленных законом ограничений, обязанностей и запретов. В ходе проверки было установлено, что депутат Совета депутатов Козыревского сельского поселения ФИО1 в установленный законом срок не представил сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на себя и членов своей семьи. Данные обстоятельства ФИО1 не оспаривает.
Таким образом, ФИО1 предоставил сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи за 2018 год, что является несоблюдением депутатом обязанности, установленной частью 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.
28 июня 2019 года прокуратурой Красноармейского района Челябинской области в адрес Совета депутатов Козыревского сельского поселения внесено представление №63-2019 с требованием, в том числе, досрочно прекратить полномочия депутата ФИО1 (л.д. 8, 9).
Во исполнение указанного выше представления, прокурор Красноармейского района Челябинской области извещен о проведении 15 июля 2019 года очередного заседания Совета депутатов Козыревского сельского поселения (л.д. 10).
На заседании Совета депутатов Козыревского сельского поселения 15 июля 2019 года, проходившем в составе 10 депутатов, в том числе, депутата ФИО1, был рассмотрен вопрос о нарушении законодательства о противодействии коррупции. На голосование был поставлен вопрос: «о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1». По данному вопросу голосовали: «за» - 3, «против» - 5, «воздержавшихся» - 2, то есть голосовали все присутствующие на заседании депутаты, в числе которых был и ФИО1 Советом депутатов Козыревского сельского поселения было принято решение: «О том, что в действиях ФИО1 нет коррупционной составляющей, так как он был введен в информационное заблуждение» (л.д. 119-120).
Согласно пункта 1 раздела 5 Регламента работы Совета депутатов Козыревского сельского поселения - «Порядок принятия решений Совета депутатов» (далее – Регламент), решение Совета депутатов принимаются на заседании открытым или тайным голосованием, После окончания голосования председательствующий объявляет его результаты: сколько проголосовало «за», «против», «воздержалось», принято постановление или отклонено (л.д. 76).
Учитывая положения Регламента, представленные в материалы дела доказательства, Советом депутатов Козыревского сельского поселения 15 июля 2019 года вопрос, который был поставлен на голосование «о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1» фактически решен не был, поскольку принято постановление или отклонено по данному вопросу – не отражено в протоколе № 9 заседания Совета депутатов Козыревского сельского поселения (л.д. 119- 120).
При этом согласно пункта 1 раздела 5 Регламента по решению Совета депутатов может быть проведено повторное голосование, если при определении результатов голосования выявлены процедурные ошибки.
Кроме того, судом также установлено, что решением постоянной комиссии Совета депутатов Козыревского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, зафиксированным в протоколе №2 от 15 июля 2019 года, ФИО1 вынесен выговор в связи с допущенными нарушениями. При этом, в состав данной комиссии, входили 3 депутата, в том числе, ФИО1, то есть лицо, в отношении которого рассматривался вопрос о досрочном прекращении полномочий, в качестве председателя указанной комиссии (л.д. 13).
Несмотря на то, что по смыслу части 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в случае несогласия с решением органа местного самоуправления по вопросу досрочного прекращения полномочий депутатов вопрос о прекращении полномочий депутатов решается не путем оспаривания принятого решения, а путем обращения в суд с иском о досрочном прекращении полномочий конкретного депутата, прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на обстоятельства того, что решение Советом депутатов Козыревского сельского поселения 15 июля 2019 года по вопросу «о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1» фактически принято не было; что Комиссия Совета депутатов Козыревского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике 15 июля 2019 года, вынося выговор ФИО1, приняла решение, которое не предусмотрено Федеральным законом № 273-ФЗ, и мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции не приняла; что тем самым Советом депутатов Козыревского сельского поселения представление прокуратуры Красноармейского района от 28 июня 2019 года надлежащим образом не рассмотрено; просил признать незаконным решение постоянной комиссии Совета депутатов Козыревского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, зафиксированное в протоколе № 2 от 15 июля 2019 года о вынесении выговора ФИО1; возложить обязанность на Совет депутатов Козыревского сельского поселения повторно рассмотреть представление прокуратуры Красноармейского района Челябинской области от 28 июня 2019 года №63-2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Как следует из содержания вышеприведенных положений пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, части 7.1, части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, непредставление депутатом или представление депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата на основании решения представительного органа муниципального образования.
Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является ничем иным как мерой ответственности за невыполнение предусмотренной законом обязанности по предоставлению достоверных сведений.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу, что решение постоянной комиссии Совета депутатов Козыревского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, зафиксированное в протоколе № 2 от 15 июля 2019 года о вынесении выговора ФИО1, является незаконным, поскольку непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата на основании решения представительного органа муниципального образования, а не объявление ему выговора. С учетом того, что решение Советом депутатов Козыревского сельского поселения 15 июля 2019 года по вопросу «о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1» по представлению прокурора Красноармейского района от 28 июня 2019 года № 63-2019 принято не было, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства необходимо рассмотреть Советом депутатов Козыревского сельского поселения повторно, поскольку не рассмотрение представления прокурора не соответствует закону и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, вопреки доводам апелляционной жалобы, установлены подробно и в полном объеме, получили должную оценку, и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица ФИО1 о направлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на себя и членов семьи, что они по странным обстоятельствам затерялись, что ему пришлось повторно представлять указанные сведения, как в электронном виде, так и на бумажном носителе, не влекут отмену принятого по делу решения, не опровергают выводов суда.
Как следует из материалов дела по состоянию на 15 июля 2019 года (заседание Комиссии по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике и Совета депутатов Козыревского сельского поселения), на 27 сентября 2019 года (принятие судом решения), доказательств исполнения обязанности о предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на себя и членов семьи ФИО1 не представил. Представленные заинтересованным лицом одновременно с апелляционной жалобой скрины с сайта, распечатка с сайта почты России таковыми не являются, поскольку скрин с сайта датирован 30 сентября 2019 года, а распечатка с сайта почты России свидетельствует лишь о получении Советом депутатов Козыревского сельского поселения письма от отправителя ФИО1 16 октября 2019 года. При этом содержание почтового отправления достоверно установить не представляется возможным. Учитывая изложенное, ФИО1 не представил допустимых достоверных данных о том, что он исполнил, возложенную на него законом обязанность, по представлению в установленный законом срок сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на себя и членов семьи.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ФИО1 не могут быть приняты во внимание и отклоняются как несостоятельные и необоснованные; эти доводы не указывают на действительное наличие оснований, перечисленных в статье 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи