ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Судья Тавитов З.Б. Дело №33а-624/2020
(по первой инстанции 2а-746/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Владикавказ 8 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Хадонова С.З.,
судей Гатеева С.Г. и Дзуцевой Ф.Б.,
при секретаре Кучиевой М.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе МВД по РСО-Алания на решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 декабря 2019 года, которым постановлено:
административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Министерству внутренних дел РФ по РСО-Алания о признании незаконным отказа в продлении статуса вынужденного переселенца удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) в продлении срока статуса вынужденного переселенца ФИО1.
Признать уважительной причину пропуска ФИО1 срока обращения в МВД по РСО-Алания о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановить срок для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Обязать МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) выдать ФИО1 удостоверение вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.
Признать незаконным отказ МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО2.
Признать уважительной причину пропуска ФИО2 срока обращения в МВД по РСО-Алания с заявлением о продлении действия статуса вынужденного переселенца и восстановить срок действия статуса вынужденного переселенца.
Обязать МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) выдать ФИО2 удостоверение вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.
В удовлетворении требований о признании за ФИО1 права с ... года состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являющейся членом семьи вынужденного переселенца - ФИО2 участника федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы; о понуждении МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) восстановить ФИО1 в сводных списках вынужденных переселенцев; о признании за ФИО2 права состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признанных вынужденными переселенцами с ... года, а также быть участником Федеральной целевой программы "Жилище" на ... гг. и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных законодательством РФ; о понуждении МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) восстановить ФИО2 в сводных списках вынужденных переселенцев, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Хадонова С.З., выслушав объяснения представителя МВД по РСО-Алания ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам апелляционной жалобы ФИО2, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к МВД по РСО-Алания в котором просила признать незаконным отказ МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО1,; признать уважительной причину пропуска ФИО1 срока обращения в МВД по РСО-Алания с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановить срок для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; признать за ФИО1 право с ... года состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являющейся членом семьи вынужденного переселенца - ФИО4 участника федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы; обязать МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) выдать ФИО1, удостоверение вынужденного переселенца, восстановить в сводных списках вынужденных переселенцев и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 проживает по адресу ... вместе со своей матерью ФИО2. В ... году её мать как вынужденный переселенец и нуждающаяся в государственной поддержке по улучшению своих жилищных условий, встала в очередь для получения жилого помещения в АМС Правобережного района РСО-Алания. В момент постановки на жилищный учет ФИО1 была малолетним ребенком. Согласно Закону от 19.02.1993 г. №4530-1 "О вынужденных переселенцах” сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. ФИО1 была внесена в качестве члена семьи в удостоверение вынужденного переселенца её матери - ФИО2, которая является участником федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы.
... года УВМ при МВД РСО-Алания сняли её с учета по причине, что якобы за ней и в целом за её семьей зарегистрировано право собственности на жилой дом с земельным участком. Однако, ... г. Правобережный районный суд РСО-Алания признал недействительными правоустанавливающие документы, послужившие основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный жилой дом с земельным участком за её семьей. Кроме этого, в судебном порядке установлено, что каких-либо действий по сохранению или по содержанию вышеуказанной недвижимости - жилого дома с земельным участком, она не совершала и не предпринимала, так как к указанной недвижимости никакого отношения не имела.
Таким образом, её признали в установленном законом порядке вынужденным переселенцем, она была включена в сводный список вынужденных переселенцев, в настоящее время состоит в АМС Правобережного района РСО-Алания на учете в качестве нуждающейся в улучшении своих жилищных условий. Вместе с тем государственная поддержка по жилищному обустройству, лицам признанным в установленном законом порядке вынужденными переселенцами, предоставляется на основании постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы. Указанным постановлением утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках данной подпрограммы.
В настоящее время она обратилась к административному ответчику за продлением статуса вынужденного переселенца и постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако, ответчик письмом от ... года фактически отказал ей и уведомил, что в виду того, что в вышеуказанном судебном решении нет указаний о восстановлении и продлении статуса вынужденного переселенца, решить вопрос по существу не представляется возможным.
ФИО4 также обратилась в суд с административным иском к МВД по РСО-Алания в котором просила признать незаконным отказ ответчика в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО2; признать уважительной причину пропуска ФИО2 срока обращения в МВД по РСО-Алания с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановить срок действия статуса вынужденного переселенца; признать за ФИО2 право состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признанных вынужденными переселенцами с ... года, а также быть участником Федеральной целевой программы "Жилище" на ... гг. и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан установленных законодательством РФ; обязать административного ответчика - МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) выдать ФИО2 удостоверение вынужденного переселенца, восстановить в сводных списках вынужденных переселенцев и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.
В обоснование административного иска указано, что в ... году в связи с ... конфликтом ФИО4 была вынуждена переехать для постоянного проживания в Россию, в частности в РСО-Алания. В ... году в миграционной службе по РСО-Алания она зарегистрировалась в качестве беженца. В последующем была признана вынужденным переселенцем, получила статус вынужденного переселенца и в ... году АМС Правобережного района была поставлена в очередь для получения государственной поддержки на улучшение своих жилищных условий. С момента получения статуса вынужденного переселенца она ежегодно своевременно проходила переучет на продление статуса вынужденного переселенца. Однако, в ... году УФМС по РСО-Алания уведомило её, что она признана утратившей статус вынужденного переселенца и её сняли с учета, так как за ней на праве собственности числится жилой дом и земельный участок. Однако недвижимое имущество она в собственность не приобретала, с заявлением в АМС ... городского поселения о выделении ей земельного участка, никогда не обращалась. Эти обстоятельства установлены решением Правобережного районного суда РСО-Алания от ... года по её иску к АМС ... городского поселения о признании недействительным постановления, на основании которого за ней было зарегистрировано право собственности на земельный участок и жилой домом. Решением суда от ... года постановление о предоставлении ФИО4 земельного участка признано недействительным. Так же в судебном порядке доказан факт, что указанная недвижимость незаконно была зарегистрирована за ней, каких-либо действий по сохранению или по содержанию вышеуказанной недвижимости не совершала и не предпринимала, так как она к указанной недвижимости никакого отношения не имеет.
Таким образом, ФИО4 признана в установленном законом порядке вынужденным переселенцем, была включена в сводный список вынужденных переселенцев миграционной службой. В настоящее время она обратилась в УВМ при МВД РСО-Алания для восстановления статуса вынужденного переселенца и постановки на учет в качестве вынужденного переселенца нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Однако ей в этом отказали и письмом от ... года уведомили, что в судебном решении от ... года нет указаний о восстановлении и продлении ей статуса вынужденного переселенца. Во внесудебном порядке восстановить нарушенные права она не может, поэтому вынуждена была обратиться в суд.
Определением суда первой инстанции от ... года указанные дела объединены в одно производство.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом. Административные истцы ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие и удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
МВД по РСО-Алания не согласилось с решением суда, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе представитель заявителя ФИО3, просит решение отменить в части, удовлетворяющей требования истцов, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований административных истцов полностью.
В своих возражениях на апелляционную жалобу, ФИО2 и ФИО1 просят решение Правобережного районного суда РСО-Алания от 19.12.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по РСО-Алания - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.4 ст.5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 5 Закона от 19 февраля 1993 г. предусмотрены обстоятельства при одновременном наличии которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона от 19 февраля 1993 г. лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п.4 ст. 5 названного Закона.
В соответствии с п. 95 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия утвержденного Приказом МВД России от 14 ноября 2017 г. N 853, для продления срока действия статуса вынужденного переселенца каждым заявителем, достигшим возраста 18 лет, не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган МВД России по месту учета в письменной форме подается заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и документы, указанные в подпунктах 32.2 - 32.4 пункта 32 Административного регламента.
Несовершеннолетние члены семьи вынужденного переселенца, имеющие статус вынужденного переселенца, включаются в заявление одного из родителей.
В соответствии с п. 113 Административного регламента, при принятии решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения подразделением по вопросам миграции направляется, в том числе через Единый портал в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомление в произвольной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Согласно п. 114 Административного регламента, результатом административной процедуры является продление срока действия статуса вынужденного переселенца либо отказ в продлении срока действия такого статуса.
Статус вынужденного переселенца имеет срочный характер, предоставляется на пятилетний срок и в случае, если соответствующим уполномоченным органом не принято решение о его продлении на каждый последующий год, утрачивается по истечении этого срока. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача заявления о продлении статуса вынужденного переселенца.
Согласно удостоверению вынужденного переселенца ФИО4 срок действия статуса вынужденного переселенца установлен до ... года. До истечения указного срока ФИО4 и ФИО1 обратились в УФМС России по РСО-Алания с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Однако согласно выписке из протокола №... от ... года и уведомлению, ФИО4 и ФИО5 (впоследствии согласно свидетельству об установлении отцовства от ... года фамилия изменена на ФИО1), отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что за ФИО4 зарегистрировано согласно выписке из ЕГРН от ... года №... право собственности на жилой дом по ул. ...
При этом, согласно предоставленной истцом выписке из ЕГРН от ... года право собственности на дом по ул. ... за ФИО4 не регистрировалось. Согласно указанной выписке за ней было зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ... в период с ... года по ... года.
Решением Правобережного районного суда РСО-Алания от ... года признано недействительным постановление Главы администрации местного самоуправления г. ... №... от ... года и аннулирована запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя ФИО2 на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером ..., расположенные по адресу: ...
Решение суда было исполнено, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ... года, согласно которой право собственности ФИО2 на указанное имущество прекращено ... года.
После исполнения решения суда истцами были поданы заявления о восстановлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно ответам УВМ МВД по РСО-Алания №... от ... года и №... от ... года в удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца отказано по тем основаниям, что они утратили статус вынужденного переселенца и были сняты с учета ... года, так как согласно выписке из ЕГРН от ... года №... за ФИО2 было зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ...
Также в ответах указано, что в решении Правобережного районного суда РСО-Алания от ... года не указано на восстановление им срока для обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, поэтому рассмотреть их просьбу по существу не представляется возможным.
Как установлено судом, ФИО1 зарегистрирована с ... года, а ФИО2 с ... года по адресу: ...
Административные истцы ФИО2 и ФИО1 проживают по месту регистрации, что административным ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона от 19 февраля 1993 г. к основным направлениям работы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с вынужденными переселенцами относятся прием вынужденных переселенцев, предоставление им статуса вынужденного переселенца, ведение учета вынужденных переселенцев, оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
В силу п. 109 административного регламента, заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения.
Таким образом, территориальный орган, при рассмотрении заявления о продлении статуса вынужденного переселенца, должен разрешить вопрос об уважительности или неуважительности причин пропуска обращения с заявлением о продлении статуса.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что территориальный орган при принятии решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца вопрос об уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса ФИО2 не разрешил, что повлекло нарушение ее права.
При этом суд правильно учел, что первоначально административные истцы обратились в установленный законом срок для продления им статуса вынужденного переселенца. Однако им было отказано по независящим от них причинам, так как на ФИО2 было оформлено право собственности на жилой дом по ул. ..., который ей никогда не принадлежал.
Суд обоснованно указал, что в последующем нарушение срока подачи заявления ФИО2 о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца было вызвано необходимостью судебной защиты нарушенных прав, а именно в связи с подачей искового заявления о признании не возникшим права собственности на жилой дом по ул. ...
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что административным истцам необоснованно отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, а потому посчитал требования административных истцов о признании незаконным отказа МВД по РСО-Алания в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, о признании уважительной причины пропуска срока обращения в МВД по РСО-Алания о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и о восстановлении срока для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, о понуждении МВД по РСО-Алания выдать административным истцам удостоверение вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции относительно признания незаконным отказа МВД РСО-Алания в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, признания уважительной причины пропуска срока обращения в МВД по РСО-Алания с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, восстановления срока для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО2, поскольку такой вывод подтверждается имеющимися в деле доказательствами уважительности причин пропуска такого срока, в том числе медицинскими документами.
Вместе с тем, суд первой инстанции необоснованно обязал МВД по РСО-Алания выдать ФИО2 удостоверение вынужденного переселенца и продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца, поскольку в настоящее время ФИО2 лишь восстановлен срок для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с чем, это требование является преждевременным и удовлетворению в рамках данного дела не подлежит.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции относительно признания незаконным отказа МВД РСО-Алания в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, признания уважительной причины пропуска срока обращения в МВД по РСО-Алания о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, восстановления срока для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, понуждения МВД по РСО-Алания выдать удостоверение вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1, поскольку последней не представлено убедительных доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения с таким заявлением, в том числе необращения ФИО1 с этим заявлением в МВД по РСО-Алания в период с ... года (дата прекращения регистрации права собственности ФИО2 на жилой дом) по ... года (дата подачи заявления в МВД по РСО-Алания о восстановлении срока действия статуса вынужденного переселенца).
Также суд первой инстанции, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Положение о Министерстве строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания (утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2015 г. N 273) правомерно посчитал, что требования административных истцов о признании за ФИО1 права с ... года состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являющейся членом семьи вынужденного переселенца - ФИО2 участника федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы; о понуждении МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) восстановить ФИО1, в сводных списках вынужденных переселенцев; о признании за ФИО2 права состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признанных вынужденными переселенцами с ... года, а также быть участником Федеральной целевой программы "Жилище" на ... гг. и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных законодательством РФ, о понуждении МВД по РСО-Алания восстановить ФИО2 в сводных списках вынужденных переселенцев, удовлетворению не подлежат, поскольку надлежащим ответчиком по этим требованиям является Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания, кроме того, данные требования заявлены административными истцами преждевременно, так как в настоящее время им не отказано в праве состоять на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральной целевой программе «Жилище» на ... годы и в восстановлении в сводных списках вынужденных переселенцев, а следовательно их права в этой части не нарушены.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) в продлении срока статуса вынужденного переселенца ФИО1, признании уважительной причины пропуска ФИО1 срока обращения в МВД по РСО-Алания о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановлении ей срокв для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности на МВД по РСО-Алания (УВМ при МВД) выдать ФИО1 удостоверение вынужденного переселенца и продлении ей срока действия статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности на МВД РСО-Алания (УВМ при МВД) выдать ФИО2 удостоверение вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, подлежит отмене, а административные исковые требования в этой части - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 декабря 2019 года отменить в части признания незаконным отказа МВД РСО-Алания в продлении срока статуса вынужденного переселенца ФИО1, признания уважительной причины пропуска ФИО1 срока обращения в МВД по РСО-Алания о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановления срока для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязания МВД РСО-Алания выдать ФИО1 удостоверение вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, обязания МВД РСО-Алания выдать ФИО2 удостоверение вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, в указанной части в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части решение Правобережного районного суда РСО-Алания от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по РСО-Алания удовлетворить частично.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Хадонов С.З.
Судьи Гатеев С.Г.
Дзуцева Ф.Б.