КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дорошевич Ю.Б. УИД 39RS0004-01-2020-004543-91
№ 2а-750/2021
№ 33а-4879/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2021 года г. Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Харитоненко Н.О.
судей Ткач Е.И., Ивановой О.В.
при секретаре Глодян В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области к Стрюковатому Владимиру Валерьевичу о взыскании недоимки по страховым взносам, пени
по апелляционной жалобе Стрюковатого Владимира Валерьевича на решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2021 года
Заслушав доклад судьи Ткач Е.И., исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 7 по городу Калининграду обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что Стрюковатый В.В. (ИНН <данные изъяты>) зарегистрирован в качестве предпринимателя 2 августа 2007 года и прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения 16 января 2020 года. Основным видом его предпринимательской деятельности являлась деятельность в области права, предоставление консультационных услуг по сделкам с недвижимостью и иное. За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС. В результате несвоевременного исполнения требований законодательства по уплате страховых взносов до 1 января 2017 года и страховых взносов с 1 января 2017 года образовалась недоимка: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года (КБК 18210202103080011160) в размере 5 046,62руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального
фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года (КБК 18210202103080013160) в размере 6 884 руб., пеня в размере 64 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) (КБК 18210202140060010160) в размере 29 354 руб., пеня в размере 302,98 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) (КБК 18210202150060000160) в размере 3 014,16 руб. Налогоплательщику Стрюковатому В.В. 3 декабря 2018 года был открыт «Личный кабинет налогоплательщика». 3 августа 2019 года и 10 января 2020 года налоговым органом в адрес административного ответчика, как налогоплательщика страховых взносов, через Личный кабинет, были направлены требования № 44534 и № 460. В установленные сроки административным ответчиком страховые взносы уплачены не были.
С учетом уточнений, Межрайонная ИФНС России № 7 по городу Калининграду просила суд взыскать со Стрюковатого В.В. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 1 января 2017 г. в размере 5 046,62 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере с 1 января 2017 г. в размере 6 884 руб. и пени в размере 64 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с 1 января 2017 г. в размере 29 354 руб. и пени в размере 302,98 руб.
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2021 года административный иск Межрайонной ИФНС № 7 по Калининградской области удовлетворен частично. Взыскано со Стрюковатого В.В. в пользу бюджета: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 6884 рублей, пени в размере 64 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 29 354 рубля, пени в размере 302 руб. 98 коп. В остальной части иска отказано. Взыскана со Стрюковатого В.В. государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 298,15 рублей.
В апелляционной жалобе Стрюковатый В.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность. Указал, что с февраля 2011 года он проходит военную службу по контракту, в связи с чем с этого времени фактически прекратил
предпринимательскую деятельность. Полагает, что военная служба является основанием для освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов в силу пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 части 1 пунктов 1, 3, 6-8 ФЗ «О страховых пенсиях». Кроме того, он является ветераном боевых действий, и в силу пункта 3 части 2 части 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты госпошлины.
Межрайонной ИФНС России № 7 по городу Калининграду направлены в суд возражения на доводы апелляционной жалобы, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов, не имеется.
От Межрайонной ИФНС России № 7 по городу Калининграду в суд апелляционной инстанции поступило заявление, в котором налоговая инспекция просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителя.
Стрюковатый В.В. в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания с указанием на то, что он приглашен на «X Юридический форум для практиков», который состоится 12 октября 2021 года в г. Москва.
Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, с учетом положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в их отсутствие; оснований для удовлетворения ходатайства Стрюковатого В.В. об отложении судебного заседания, судебной коллегией не установлено, поскольку свободное посещение юридического форума для практиков, не является уважительной причиной неявки в судебное заседание.
Рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего пункта.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года (пп. 2 п. 1 ст. 430 НК).
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 432 НК РФ).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 НК РФ).
Как следует из материалов дела, и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Стрюковатый В.В. (ОГРНИП 307615021400019) в период с 2 августа 2007 года по 16 января 2020 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. С 2 августа 2-17 года состоял на учете в налоговом органе – Межрайонная ИФНС № 13 по Ростовской области (по месту жительства) в качестве индивидуального предпринимателя. С 4 октября 2019 года состоит на учете в качестве ИП в Межрайонной ИФНС № 1 по Калининградской области.
В связи с неуплатой страховых взносов, в установленный срок, Стрюковатому В.В. Межрайонной ИФНС № 13 по Ростовской области выставлено требование № 44534 по состоянию на 3 августа 2019 г. об уплате недоимки, пени: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в
фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) 49 944,12 руб., пени 247,94 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) 7 495,20 руб., пени 3 014,16 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего наседания в фиксированном размере, зачисляемы в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. 21 114,59 руб., пени 5 046,62 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с января 2017 г. 10 429,82 руб., пени 51,09 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до января 2017 г. 24 984 руб., пени 48 619,59 руб. Срок уплаты недоимки и пени установлен до 20 августа 2019 года.
Межрайонной ИФНС № 7 по г. Калининграду Стрюковатому В.В. направлено требование № 460 по состоянию на 10 января 2020 года об уплате недоимки, пени: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 29 354 руб., пени в размере 55,04 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 6 884 руб., пени в размере 12,91 руб. Срок уплаты установлен до 29 января 2020 года.
Требования наплавлены налогоплательщику Стрюковатому В.В. через его личный кабинет.
В связи с неуплатой налогоплательщиком Стрюковатым В.В., в установленные в требовании сроки, страховых взносов, налоговый орган (административный истец) обратился к мировому судье 4-го судебного участка Московского района г. Калининграда, которым 30 апреля 2020 года выдан судебный приказ о взыскании со Стрюковатого В.В. недоимки по страховым взносам. Судебный приказ отменен мировым судьей, на основании заявления административного ответчика, 18 июня 2020 года.
Настоящее административное исковое заявление направлено налоговой инспекцией в суд 27 ноября 2020 года, что свидетельствует, как правильно указано судом первой инстанции, о соблюдении административным истцом сроков, установленных для взыскания недоимки по страховым взносам.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном
начислении налоговым органом страховых взносов в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за 2019 год и пени по требованию № 460, выставленному по состоянию на 10 января 2020 года и направленного через личный кабинет административному ответчику. При этом, суд первой инстанции исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12 мая 2005 № 213-О, указал, что административным ответчиком Стрюковатым В.В. не представлено суду доказательств существования в период с 2011 года обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили административному ответчику обратиться в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Административным ответчиком не представлено суду бесспорных и достоверных доказательств о фактическом прекращении предпринимательской деятельности в области права.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку в силу действующего законодательства, предприниматель признается застрахованным на весь период страхования – с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.
Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхования в виде фиксированного платежа должна осуществляться вне зависимости от фактического осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности. Данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке. При этом, каких либо обстоятельств исключительного характера, которые не позволили своевременно в установленном порядке обратиться в суд с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что военная служба является основанием для освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, являются несостоятельными.
Согласно пункту 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 12 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В силу статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доказательств того, что административный ответчик обращался в налоговый орган с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов либо о прекращении индивидуальной деятельности, суду не представлено.
Доводы административного ответчика о том, что он является ветераном боевых действий, и в силу пункта 3 части 2 статьи 333.36 НК РФ, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, основаны на ошибочном толковании закона, поскольку ветераны боевых действий освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении их в суд за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает для ветеранов боевых действий льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины по данной категории дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, нарушений со стороны суда первой инстанции норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи