ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-75/2022 от 23.06.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

1 инстанция № 33а-1034/2022

Судья Федорова В.Н.

Производство №2а-75/2022

УИД 60RS0020-01-2021-002978-34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2022 года город Псков

Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Панова И.М.,

судей Анашкиной И.М., Русаковой О.С.,

при ведении протокола помощником судьи Гавриловой О.С.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области к Сапрыкину Ю.А. взыскании недоимки по страховым взносам,

по апелляционной жалобе Сапрыкина Ю.А. на решение Псковского районного суда Псковской области от 21 марта 2022 года (с учетом определения суда от 08 апреля 2022 года об исправлении описки), которым административный иск удовлетворен,

установил:

Межрайонная ИФНС России №1 по Псковской области обратилась в суд с иском к Сапрыкину Ю.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2019 и 2020 годы и пени в общем размере 54845 рублей 33 копейки.

В обоснование требований указано, что с 09 сентября 2012 года Сапрыкин Ю.А. осуществляет деятельность в качестве адвоката.

За период его деятельности были начислены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 29354 рубля, за 2020 год в размере 32448 рублей, а также суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 6884 рублей, за 2020 год в размере 8426 рублей.

Поскольку сумма страховых взносов в установленный срок в бюджет не поступила, административному ответчику направлены требования о необходимости уплаты пени, которые не были исполнены.

Просит суд взыскать с Сапрыкина Ю.А. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 5840 рублей, пени в размере 446 рублей 85 копеек (на сумму 6884 рубля за 2019 год за период с 01 января 2020 года по 07 февраля 2021 года), задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 46545рублей (29354 рубля за 2019 год, 17191 рубль за 2020 год), пени в размере 2013 рублей 48 копеек (1967 рублей 21 копейка на сумму 29354 рубля за период с 01 января 2020 года по 07 февраля 2021 года, 46 рублей 27 копеек на сумму 17191 рубль за период с 01 января по 19 января 2021 года), а всего общую сумму задолженности в размере 54845 рублей 33 копейки.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель Колбасова О.А. пояснила, что все платежи, произведенные Сапрыкиным Ю.А. в 2020 году, были учтены. Поскольку оплата за 2019 год по страховым взносам не производилась, при поступлении платежей в 2020 году, автоматически произведено погашение имеющейся задолженности из-за некорректного указания реквизитов платежных поручений. Платеж, поступивший 10 апреля 2018 года в сумме 20000 рублей, в бюджетпоступил, но в другую карточку расчетов с бюджетом и является переплатой, поскольку при его осуществлении введены некорректно реквизиты платежных поручений. Уточнить реквизиты данного платежа невозможно из-за истечения предусмотренного пунктом 7 статьи 45 НК РФ срока для подачи заявления об уточнении реквизитов платежа.

Административный истец Сапрыкин Ю.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что страховые взносы за 2019, 2020 годы им уплачены, при этом он ориентировался на фиксированный платеж. О зачислении денежных средств в счет погашения задолженности за более ранний период ему не известно, уведомлений от налогового органа не получал. Оспаривает наличие недоимки за 2017-2018 годы, а также направление в его адрес требования от 08 февраля 2021 года и его получение.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 21 марта 2022 года административный иск Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области удовлетворен, с Сапрыкина Ю.А. взыскана задолженность по:

страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 5840 рублей, пени в размере 446 рублей 85 копеек;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рубля, за 2020 год 17191 рубль; пени в размере 2013 рублей 48 копеек, а всего 54845 рублей 33 копейки.

В апелляционной жалобе Сапрыкин Ю.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то обстоятельство, что суд неправомерно не признал ненадлежащим представленный в счет уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение за 2017 год чек-ордер от 10 апреля 2018 года на 20000 рублей.

Также считает, что предусмотренный статьей 286 КАС РФ 6-месячный срок для обращения в суд пропущен, поскольку его исчисление должно было начаться не с даты окончания периоды для добровольного исполнения требования от 20 января 2021 года (срок 04 марта 2021 года) и требования от 08 февраля 2021 года (срок до 24 марта 2021 года), а ранее, с 30 сентября 2019 года, то есть с даты окончания периода для добровольного исполнения требования от 01 июля 2019 года.

Проверив материалы административного дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

На основании части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Из статьи 419 Налогового кодекса РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются адвокаты, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 57 НК РФ установлено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 статьи 57 НК РФ).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом с 09 сентября 2012 года по настоящее время Сапрыкин Ю.А. осуществляет деятельность адвоката и в силу статьи 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов.

В связи с возникшей задолженностью по оплате страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей, а также начислением пеней на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование в размере 2 414 рублей 06 копеек налоговым органом в адрес Сапрыкина Ю.А. направлено требование по состоянию на 08 февраля 2021 года со сроком исполнения до 24 марта 2021 года.

В связи с неуплатой страховых взносов за 2020 год в установленный срок налоговым органом в адрес Сапрыкина Ю.А. направлено требование от 20 января 2021 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 17 191 рубля и пени в размере 46 рублей 27 копеек в срок до 04 марта 2021 года.

Данные требования оставлены Сапрыкиным Ю.А. без исполнения.

Определением мирового судьи судебного участка №24 Псковского района Псковской области от 27 мая 2021 года судебный приказ от 06 мая 2021 года по делу №2а-160/24/2021 отменен по возражениям ответчика.

Настоящий административный иск направлен налоговой инспекцией в суд 09 ноября 2021 года.

С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов, отсутствие доказательств оплаты задолженности в установленный требованиями срок, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. Расчет суммы недоимки по страховым взносам произведенный налоговым органом проверен судом и признан арифметически верным.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований о взыскании с Сапрыкина А.Ю. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год и пени, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований о взыскании с Сапрыкина А.Ю. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год и пени, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год и пени судебная коллегия находит ошибочными по следующим обстоятельствам.

Согласно статье 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Принимая во внимание, что обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года (календарный год) должна была быть исполнена Сапрыкиным А.Ю. 31 декабря 2019 года, днем выявления недоимки следует считать 09 января 2020 года, т.е. следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов, с учетом нерабочих праздничных дней.

Требование об уплате страховых взносов должно было быть направлено налогоплательщику в трехмесячный срок со дня выявления недоимки, т.е. не позднее 09 апреля 2020 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что требование об уплате страховых взносов, пени было направлено налоговым органом в адрес Сапрыкина А.Ю. 16 февраля 2021 года, то есть с пропуском установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ трехмесячного срока.

При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не может изменить порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.

Данный вывод следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 22 апреля 2014 года №822-О, согласно которой нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 НК РФ.

Так, статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 НК РФ, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 НК РФ (8 рабочих дней).

Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 НК РФ и то, что общая сумма по требованию превышает 3000 рублей, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по страховым взносам за 2019 год и пени, к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (29 апреля 2021 года) истек.

При этом, то обстоятельство, что судебный приказ был отменен 27 мая 2021 года, а настоящий административный иск подан 09 ноября 2021 года, правового значения не имеет, поскольку налоговый орган, изначально обращаясь к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом в суде апелляционной инстанции не приведено.

При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В связи с изложенным, административные исковые требования налогового органа о взыскании с Сапрыкина А.Ю. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 5840 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 рублей и пени в размере 2414 рублей 06 копеек удовлетворению не подлежат, решение суда в данной части подлежит отмене, как принятоепри неправильном применении норм материального права.

В апелляционной жалобе административным ответчиком оспаривается оценка суда первой инстанции представленного им чек-ордера от 10 апреля 2018 года на сумму 20000 рублей об уплате страховых взносов за 2017 год.

Согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года №107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, также Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно Правилам указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в распоряжениях о переводе денежных средств в соответствии с приложениями №1 - 4 к настоящему приказу, является обязательной к заполнению, в том числе информация, указываемая в реквизите «101» распоряжения о переводе денежных средств, заполняется показателем одного из следующих статусов:

«09» - налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - индивидуальный предприниматель;

«11» - налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

В соответствии с указанными Правилами Сапрыкин А.Ю. оплачивал страховые взносы как адвокат (статус налогоплательщика - «11»). Вместе с тем, в реквизитах спорного платежа был ошибочного указан статус налогоплательщика (поле 101) «09» - индивидуальный предприниматель, в связи с чем данный платеж был зачислен в бюджет, однако в другую карточку расчетов с бюджетом (КРСБ).

В связи с изложенным, правовые основания для зачета суммы платежа по чек-ордеру от 10 апреля 2018 года в размере 20000 рублей в счет уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование у налогового органа отсутствовали.

Ввиду пропуска установленного пунктом 7 статьи 45 НК РФ трехлетнего срока подачи заявления об уточнении реквизитов платежа со дня уплаты указанной суммы уточнить реквизиты данного платежа в настоящее время невозможно.

Как верно указано судом первой инстанции, поступившие в 2020 году платежи, ввиду некорректного заполнения в части указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения «0», налоговым органом были зачтены в счет погашения недоимки по страховым взносам за иные периоды, оплата за которые производилась в неполном объеме.

Учитывая, что административным истцом заявлены исковые требования о взыскании задолженности по страховым платежам и пени за 2019 и 2020 годы, ссылка жалобы на необходимость исчисления срока обращения в суд с даты окончания уплаты сумм по требованию по состоянию на 01 июля 2019 года является несостоятельной, поскольку указанное требование об уплате недоимки и пени выставлено в связи с наличием задолженностей по иным налогам. Исходя из даты выставления данного требования, в нем рассчитаны пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за иной период, предшествующий спорному.

В связи с отменой решения суда первой инстанции в части взыскания сумм недоимки по страховым взносам за 2019 год и пени, принятием нового решения в данной части об отказе в удовлетворении иска, на основании части 3 статьи 111 КАС РФ также подлежит изменению решение суда и в части распределения судебных расходов по административному делу; в силу части 1 статьи 114, части 1 статьи 111 КАС РФ, статьи 333.19 НК РФ с Сапрыкина Ю.А. надлежит взыскать в бюджет муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 698 рублей 49 копеек за рассмотрение дела в суде в размере пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Псковского районного суда Псковской области от 21 марта 2022 года отменить в части взыскания с Сапрыкина Ю.А. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год и пени.

Принять в данной части новое решение.

Изложить резолютивную часть решения в новой редакции:

Административный иск Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области к Сапрыкину Ю.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Сапрыкина Ю.А., (дд.мм.гг.) года рождения, зарегистрированного по адресу: <****> в пользу Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 17191 рубль; пени в размере 46 рублей 27 копеек, а всего 17237 рублей 27 копеек.

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 5840 рублей и пени в размере 446 рублей 85 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рублей, пени в размере 1967 рублей 21 копейка отказать.

Взыскать с Сапрыкина Ю.А. в доход бюджета муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 698 рублей 49 копеек.

Кассационная жалоба может быть подана через Псковский районный суд Псковской области в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное определение составлено 24 июня 2022 года.

Председательствующий:

.

И.М. Панов

Судьи:

.

М.М. Анашкина

.

О.С. Русакова

.

.