Председательствующий по делу Дело № 33а-2957/2021
Судья Балбарова А.В. (I инстанция №2а-762/2018)
УИД 75RS0005-01-2018-000839-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Жилинского А.Г.,
судей Каверина С.А., Пичуева В.В.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 8 сентября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение», Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО1
на решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 10 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
И.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь, что по результатам проведенной Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки готовности сил и средств Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» (далее – КГСАУ «Забайкаллесхоз», Учреждение) к тушению лесных пожаров, были установлены факты продолжительного необеспечения нормативным количеством, предусмотренным приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 и приказом и.о. директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 11.09.2013 № 161-6 противопожарного инвентаря, оборудования и средств пожаротушения, наличия неисправной пожарной техники. Лесопожарные формирования (далее – ЛПФ) всех типов (за исключением Балягинского) и пожарно-химическая станция 3 типа (далее - ПХС-3) Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела до настоящего времени не укомплектованы личным составом согласно штатному расписанию на 2018 год и не имеют возможности надлежащим образом выполнять возложенные на КГСАУ «Забайкаллесхоз» функции по тушению лесных пожаров в пожароопасный период 2018 года. Указывал, что с начала пожароопасного сезона на территории лесного фонда Петровск-Забайкальского района зарегистрировано 33 лесных пожара, из них тушение 12 пожаров осуществлялось более суток, в том числе один на особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника «Бутунгарский». Причиной длительного тушения пожаров послужило, в том числе, нарушение требований к нормативному обеспечению необходимым инвентарем, оборудованием, техникой. С учетом сложившейся пожароопасной обстановки, нехватка личного состава лесопожарных формирований, отсутствие противопожарного инвентаря, оборудования и средств пожаротушения, неисправной техники, делает невозможным принятие эффективных мер по борьбе с лесными и ландшафтными пожарами в условиях пожароопасного периода и чрезвычайной ситуации. Кроме того, невыполнение требований закона в данной части нарушает право граждан на защиту личности, имущества от пожаров, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц в результате возникновения и распространения лесных пожаров. В связи с неготовностью Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» к надлежащему тушению лесных пожаров 2018 года, в силу ст. 188 КАС РФ ходатайствовал об обращении решения суда к немедленному исполнению.
С учетом уточнений просил: 1) признать незаконным бездействие КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение», выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с длительным необеспечением укомплектования личным составом Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» согласно штатного расписания на 2018 год, несоответствием количества противопожарного инвентаря, оборудования и средств пожаротушения установленным нормам, неисправностью пожарной техники;
2) обязать КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение»:
- произвести ремонт пожарной техники, состоящей на балансе Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз»:АЦ ГАЗ, г/н №, бульдозер №, УРАЛ г/н №,АЦ г/н №, трактор ТЛП №, УАЗ г/н №, трактор ТЛП 4 г/н№;
- обеспечить в течение всего пожароопасного периода 2018 года укомплектование лесопожарных формирований первого и второго типа, пожарно-химической станции третьего типа Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» личным составом (командами, участвующими в тушении лесных пожаров), в полном объеме в соответствии с утвержденным штатным расписанием на 2018 год: 1 ставка машиниста бульдозера - ПХС-3, 2 ставки лесовода - ЛПФ-2 Новопавловка и ЛПФ-1 Катангарское, 2 ставки водителя автомобиля - ЛПФ-1 Малетинское и ЛПФ-1 Толбагинское, 2 ставки тракториста - ЛПФ-1 Хохотуйское и ЛПФ-1 Толбагинское;
- обеспечить работников лесопожарных формирований первого и второго типа, пожарно-химической станции третьего типа Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты;
- обеспечить Петровск-Забайкальский участок Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» противопожарным инвентарем, оборудованием и средствами пожаротушения в соответствии с требованиями Приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях и приказом и.о. директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 11.09.2013 №161-б;
3) обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края осуществить финансирование исполнения судебного решения, в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств;
4) решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 10 августа 2018 года постановлено: административное исковое заявление и.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Хорлоева Б.Ж. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение», выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с длительным необеспечением укомплектования личным составом Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» согласно штатного расписания на 2018 год, несоответствием количества противопожарного инвентаря, оборудования и средств пожаротушения установленным нормам, неисправностью пожарной техники.
Обязать Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение»:
- произвести ремонт пожарной техники, состоящей на балансе Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз»:
- АЦ ГАЗ, государственный номер №, - бульдозер, государственный №,
- УРАЛ, государственный номер №, - АЦ, государственный номер №,
- трактор ТЛП, государственный №, - УАЗ, государственный номер №
- трактор ТЛП 4 государственный номер №;
- обеспечить в течение всего пожароопасного периода 2018 года укомплектование лесопожарных формирований первого и второго типа, пожарно-химической станции третьего типа Петровск-Забайкальского участка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» личным составом (командами, участвующими в тушении лесных пожаров), в полном объеме в соответствии с утвержденным штатным расписанием на 2018 год: 1 ставка машиниста бульдозера - ПХС-3, 2 ставки лесовода - ЛПФ-2 Новопавловка и ЛПФ-1 Катангарское, 2 ставки водителя автомобиля - ЛПФ-1 Малетинское и ЛПФ-1 Толбагинское, 2 ставки тракториста - ЛПФ-1 Хохотуйское и ЛПФ-1Толбагинское;
- обеспечить работников лесопожарных формирований первого и второготипа, пожарно-химической станции третьего типа Петровск-Забайкальскогоучастка Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты;
- обеспечить Петровск-Забайкалъский участок Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» противопожарным инвентарем, оборудованием и средствами пожаротушения в соответствии с требованиями Приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» и приказом и.о. директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 11.09.2013 №161-б.
Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края осуществить финансирование исполнения судебного решения, в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО1 выражает несогласие с принятым решением суда в части возложения на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обязанности по организации финансирования исполнения решения суда в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств, просит решение суда в указанной части частично изменить, исключив из резолютивной части указание на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Ссылается, что КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» является юридическим лицом, которое имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Имущество закреплено за Учреждением на праве оперативного управления, соответственно бремя содержания данного имущества несет также Учреждение. Главным распорядителем бюджетных средств для Учреждения является Министерство природных ресурсов Забайкальского края. Обращает внимание, что закон предусмотрел возможность привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам, связанным с причинением вреда, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заявление о частичном отказе от административного иска, выслушав объяснения помощника Читинского межрайонного природоохранного прокурора Логутенковой К.В. поддержавшей частичный отказ от иска, полагавшей, что в оставшейся части требований решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции от Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Т.Ц. Шагжитова поступило заявление об отказе от административного иска в части требований к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о возложении обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края осуществить финансирование исполнения судебного решения в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит названному кодексу, другим федеральным законам или нарушает права иных лиц.
Согласно части 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалоб, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме (часть 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 этой же статьи).
Судебная коллегия считает возможным принять отказ Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора от административного иска в части указанных выше требований, так как такой отказ закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют. Прокурору понятны последствия отказа от административного иска в части требований и прекращения производства по административному делу в соответствующей части.
На основании части 2 статьи 304 КАС РФ, в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от части административных исковых требований решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 10 августа 2018 года в указанной части требований подлежит отмене, а производство по административному делу в этой же части – прекращению.
Оснований для отмены или изменения решения суда в оставшейся части судебная коллегия не находит.
Правильно руководствуясь приведенными в решении правовыми нормами, суд пришел к правильному выводу о том, что подразделения КГСАУ «Забайкаллесхоз» должны быть обеспечены нормативным количеством противопожарного инвентаря, оборудования и средств пожаротушения, которое рассматривается как минимально необходимое и позволяющее решать поставленные задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров, что подразделения должны быть полностью укомплектованы личным составом, иначе они будут лишены возможности выполнять надлежащим образом свои функциональные обязанности.
Установив несоблюдение в Петровск-Забайкальском участке Прибайкальского межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий неготовность сил и средств к тушению лесных пожаров, выразившихся в продолжительном необеспечении нормативным количеством, предусмотренным приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 и приказом и.о. директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 11.09.2013 № 161-6 противопожарного инвентаря, оборудования и средств пожаротушения, наличии неисправной пожарной техники, необеспечении работников лесопожарных формирований специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, не укомплектовании лесопожарных формирований личным составом согласно штатному расписанию на 2018 год, суд обоснованно признал незаконным бездействие КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение», выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, правомерно возложил на данного ответчика указанную в административном иске обязанность.
Также суд принял правильное решение о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить финансирование исполнения судебного решения, в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По правилам абзаца 39 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Главным распорядителем бюджетных средств для КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» является Министерство природных ресурсов Забайкальского края (пункт 9.6. Перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 6 октября 2009 г. № 377).
В силу изложенного на Министерстве природных ресурсов Забайкальского края лежит обязанность осуществить финансирование исполнения судебного решения, в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств.
Выводы суда в указанной части мотивированы, соответствуют исследованным судом доказательствам и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает сомнений в их законности и обоснованности.
Руководствуясь статьей ст. 39, ст. 304, п. 4 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Принять отказ Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора от административного иска в части требований к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о возложении обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края осуществить финансирование исполнения судебного решения, в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств.
Решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 10 августа 2018 года в части удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края осуществить финансирование исполнения судебного решения в случае недостаточности у КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» собственных средств отменить, производство по административному иску в указанной части требований прекратить.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи