№ 33а-2340/2020
№ 2а-7691/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 21 мая 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.
судей Хакимовой О.В., Пересыпкиной Т.И.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хамидуллина Р.З., Ус Е.А., Науменкова И.А. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации (адрес) о признании незаконным разрешения на строительство,
по апелляционной жалобе Хамидуллина Р.З., Ус Евгения Анатольевича, Науменкова И.А. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., Хамидуллина Р.З., Науменкова И.А., представителя административных истцов – Абязова Р.Ф. и представителя заинтересованного лица Коняхина А.А. – Лоскутову Д.И., судебная коллегия
установила:
Хамидуллин. Р.З., Ус Е.А., Науменков И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным разрешения на строительство от 17 октября 2019 г. №, выданного Коняхину А.А. В обоснование требований указали, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес), микрорайон «(адрес)», (адрес), на основании договора купли-продажи от 31 августа 2019 г. принадлежит на праве собственности Коняхину А.А..
Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: Код 3.1 - коммунальное обслуживание объектов недвижимости (размещение объектов капительного строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг); Код 4.4 магазины (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.). Административными истцами было получено уведомление Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 3 июня 2019 г. №, которое информировало о предстоящем проведении общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, (адрес), микрорайон «(адрес)», на земельном участке расположен жилой (адрес), на код 4.4- магазины (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м.). Земельный участок с кадастровым номером № является смежным с земельным участком с кадастровыми номерами: №, на земельном участке расположен жилой дом по (адрес); №, на земельном участке расположен жилой дом по (адрес); №, на земельном участке расположен жилой дом по (адрес). Правообладатели земельных участков, а также зданий, строений и сооружений могут принять участие в общественных обсуждениях по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №. Согласно представленной информации собственнику земельного участка было отказано в изменении разрешенного вида использования земельного участка на код 4.4.
Вместе с тем, на указанный земельный участок прибыла специальная техника и начались строительные работы.
Административные истцы полагают, что разрешение на строительство от 17 октября 2019 г. № выдано административным ответчиком с нарушением закона, поскольку проектная документация, представленная заинтересованным лицом, не может отвечать требованиям градостроительного плана земельного участка и иным нормам. Считают, что указанное разрешение на строительство нарушает их права и законные интересы, создает угрозу условиям их нормального проживания.
Просят признать незаконным и отменить разрешение на строительство от 17 октября 2019 г. №, выданное Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 декабря 2019 г. в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просит решение суда отменить, требования административного иска удовлетворить. Указывают, что судом нарушены нормы процессуального и материального права. Суд неверно определил бремя доказывания, отказал в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы проектной документации, при этом не было вынесено отдельного определения с указанием обоснования отказа. В апелляционной жалобе, административные истцы приводят доводы административного иска, которые суд, по их мнению, необоснованно отклонил.
В судебном заседании административные истцы и их представитель поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, выслушав, лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 17 октября 2019 г. департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга ФИО1 выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - здания коммунального назначения с торговыми помещениями, расположенного по адресу: Российская Федерация, (адрес), микрорайон «(адрес)», на земельном участке расположен жилой (адрес), с кадастровым номером № площадью 910 +/- 11 кв.м., сроком действия до 17 октября 2021 г.
Для получении разрешения на строительство, представителем ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг подано заявление в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга. К заявлению был приложен пакет документов, в том числе топографическая съемка земельного участка, технические условия, схема планировочной организации земельного участка, перечень мероприятий по охране окружающей среды, проект организации строительства, корректировка градостроительного плана земельного участка № от (дата), проект торгового здания.
Проектная документация разработана ООО «Городской центр инвентаризации».
На основании заявления ФИО1 от 16 сентября 2019 г. № произведена корректировка градостроительного плана земельного участка № от (дата)
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции сделал вывод, что у административного ответчика основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствовали, поскольку застройщиком был представлен полный комплект документов, необходимый для выдачи разрешения на строительство, несоответствий представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в документах не выявлено.
При этом суд не согласился с доводами административного иска о том, что проектная документация выполнена лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, указав, что это обстоятельство не может повлечь признание оспариваемого разрешения незаконным.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может на основании следующего.
Выдача разрешения на строительство регламентирована статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой:
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствия представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебной коллегией установлено, что разработчик проектной документации ООО «Городской центр инвентаризации» на момент составления проектной документации не являлся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а главный инженер проекта ФИО3 не была включена в реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, что подтверждается информацией содеращейся на сайте Информационно-консультационного портала саморегулируемых организаций в открытом доступе. Аналогичная информация содержится на официальном сайте Национального объединения изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ (Единый реестр членов СРО).
Реестр членов саморегулируемой организации является открытым, административный ответчик имел возможность проверить правомочия организации, которая выполнила проектную документацию.
Судебная коллегия также признает обоснованными доводы административных истцов о том, что проектная документация, указанная как «Здание коммунального назначения с торговыми помещениями», утвержденная 10 октября 2019 г., содержит информацию о строительстве «торгового здания» (л.д.117), что противоречит целевому назначению возводимого объекта.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что представленная ФИО1 в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга проектная документация выполнена с нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому признает, что разрешение на строительство от 17 октября 2019 г. № 56-301000-215-2019 выдано с нарушением закона, что влечет нарушение прав и законных интересов административных истцов, как лиц, проживающих в непосредственной близости от возводимого объекта капитального строительства, проект которого должен отвечать установленным законодательством строительным и санитарным требованиям, а потому решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 декабря 2019 г. отменить и вынести новое решение, которым требования административного иска удовлетворить.
Признать незаконным и отменить разрешение на строительство от 17 октября 2019 г. №, выданное Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга.
Председательствующий:
Судьи: