Судья – Малекова М.В. Дело № 33а-1450/2024 (33а-21428/2023) (2 инстанция)
УИД: 52RS0005-01-2023-006479-64 Дело № 2а-7762/2023 (1 инстанция)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 07 февраля 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
судей Жилкина А.М., Ефимовой Е.О.
при секретаре судебного заседания Киселевой В.А..
с участием представителя административного истца ООО «Джи-эм» – Старостиной ФИО12., представителя административного ответчика администрации города Нижнего Новгорода – Капустиной ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Жилкина А.М. административное дело
по апелляционной жалобе ООО «Джи-эм»
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 28 сентября 2023 года
по административному исковому заявлению ООО «Джи-эм» к администрации города Нижнего Новгорода, главе администрации города Нижнего Новгорода о признании недействующим Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород», утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28 августа 2019 года № 2967,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Джи-эм» обратился в суд с данным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что администрацией города Нижнего Новгорода Нижегородской области издано Постановление от 28 августа 2019 года № 2967 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород» и внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода, которым утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород».
Данный муниципальный нормативный правовой акт применен в отношении административного истца, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Этим актом нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку он предусматривает возможность выдачи ордера на проведение работ на земельном участке, принадлежащем административному истцу, третьим лицам.
В материалы дела № 2а-4874/2023, рассматриваемом в Нижегородском районном суде города Нижнего Новгорода по административному исковому заявлению ООО «Джи-эм» к администрации г. Нижнего Новгорода, МКУ «Административно-техническая инспекция города Нижнего Новгорода», было представлено заключение прокурора города Нижнего Новгорода Борозенец Н.Н. от 18.07.2019 года на проект постановления администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача, закрытие, продление ордеров на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород» и внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода».
Старшим помощником прокурора города Нижнего Новгорода по итогам заключения установлены следующие нарушения: 1) проект постановления администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача, закрытие, продление ордеров на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород и внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода» не соответствует требованиям законодательства; 2) выявлены коррупциогенные факторы; 3) имеются нарушения правил юридической техники.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта был нарушен в связи с непроведением повторной антикоррупционной экспертизы.
Административным истцом 08 июня 2023 года был направлен запрос в Прокуратуру Нижегородской области с постановкой следующих вопросов: 1. Был ли доработан Администрацией Нижнего Новгорода проект постановления администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача, закрытие, продление ордеров на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород и внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода». 2. Было ли осуществлено прокуратурой Нижегородской области итоговое заключение на доработанный проект постановления Администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача, закрытие, продление ордеров на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород и внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода». На момент подачи административного искового заявления ответа на запрос не поступило.
Отсутствие повторной антикоррупционной экспертизы указывает на незаконность данного нормативного правового акта (далее также – НПА), города Нижнего Новгорода были выявлены коррупциогенные факторы, а сам НПА не соответствует требованиям действующего законодательства.
ООО «Джи-эм» полагает, что в данный НПА были внесены изменения по сравнению с проектом нормативного правового акта, на который было дано заключение, однако, неизвестно, на основании чего именно такие изменения были внесены, а также были ли устранены нарушения законодательства, выявленные Прокурором в заключении на проект НПА. Данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим полностью в связи с нарушением порядка его издания, а именно пунктам 3.6, 3.8 «Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода», утвержденного Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 года № 24 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода», а также ч. 4.1. ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
На основании изложенного административный истец просил суд признать недействующим полностью Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород», утвержденный Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28 августа 2019 года № 2967 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород» и внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 28 сентября 2023 года постановлено: административные исковые требования ООО «Джи-эм» к администрации города Нижнего Новгорода, главе администрации города Нижнего Новгорода о признании недействующим Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород», утвержденного Постановлением Администрации г. Нижнего Новгорода от 28 августа 2019 года № 2967 оставить без удовлетворения в полном объеме. Отменить меры предварительной защиты по административному делу № 2а-7762/2023 в виде запрета применения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород», утвержденного Постановлением Администрации г. Нижнего Новгорода от 28 августа 2019 года № 2967, в отношении земельных участков, принадлежащих ООО «Джи-эм» до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, принятые определением суда от 12 июля 2023 года.
В апелляционной жалобе ООО «Джи-эм» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушение норм материального и процессуального права, принятое без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Судом не было принято во внимание, что в отношении оспариваемого НПА не была проведена повторная антикоррупционная экспертиза, что свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого НПА.
В возражениях прокуратура города Нижнего Новгорода полагает решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 28 сентября 2023 года подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу ООО «Джи-эм» – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО «Джи-эм» – ФИО1 ФИО14. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просила его отменить. Дополнительно пояснила, что, по мнению истца, замечания прокурора на административный регламент остались без внимания, а именно срок предоставления муниципальной услуги, невозможно посчитать дату результата предоставления услуги, невозможно определить дату регистрации заявления и счет, что влечет невозможность установления срока муниципальной услуги. На права ООО «Джи-эм» указанные замечания не повлияли, но это влияет на порядок принятия акта, поскольку обществу принадлежит определенная территория, в то время как организация, соседствующая с ним, получила ордер на выполнение земельных работ по одному адресу. И, поскольку есть на принадлежащем земельном участке истцу находится подземная коммуникация, следовательно, затрагиваются права ООО «Джи-эм».
Представитель административного ответчика администрации города Нижнего Новгорода – ФИО2 ФИО15 в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать, решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Дополнительно пояснила, что порядок проведения антикоррупционной экспертизы исследовался в суде первой инстанции. По результатам антикоррупционной экспертизы в случае, если не выявлены какие-либо нарушения, повторно заключение по итогам антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры не выдается, а правовой акт передается для дальнейшего подписания и регистрации. Первая антикоррупционная экспертиза была проведена органами прокуратуры. Все замечания, которые были указаны в заключении прокуратуры, были устранены. А именно, были либо полностью убраны пункты, либо были доработаны формулировки, понятия и т.д. На территории земельного участка ООО «Джи-эм» проходит коммуникации, принадлежащие «Вита-принт». По результатам экспертизы были выявлены нарушения внешней оболочки коммуникации, «Вита-принт» обратилось за ордером для проведения ремонтных работ, который был выдан администрацией, поскольку коммуникации должны ремонтироваться вне зависимости от желания собственника земельного участка.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы настоящего административного дела, оценив имеющиеся доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителей сторон, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
В силу статье 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Исходя из положений статей 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, Закона об общих принципах организации местного самоуправления) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ регламентировано, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Устава города Нижнего Новгорода муниципальное образование город Нижний Новгород является городским округом, городом областного значения.
Структуру органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода (п. 1 ст. 26 Устава) составляют: 1) Городская Дума города Нижнего Новгорода; 2) глава города Нижнего Новгорода; 3) администрация города Нижнего Новгорода; 4) контрольно-счетная палата города Нижнего Новгорода.
В соответствии со статьей 52 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91, глава города Нижнего Новгорода в пределах своих полномочий, установленных Уставом города Нижнего Новгорода и решениями городской Думы города Нижнего Новгорода, издает постановления администрации города Нижнего Новгорода по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области, а также распоряжения администрации города Нижнего Новгорода по вопросам организации работы администрации города Нижнего Новгорода.
Статьей 55 Устава города Нижнего Новгорода предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом города Нижнего Новгорода, за исключением правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода о налогах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Нижний Новгород, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород».
В силу статьи 209 КАС РФ при подаче административного искового заявления административный истец должен указать какие конкретно права и законные интересы нарушаются нормативным правовым актом, который оспаривается в суде, аналогичное положение закреплено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
В силу пункта 28 Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 судам при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, следует выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к вопросам местного значения.
Федеральным законом от 06.10.2003 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определен круг вопросов местного значения.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Содержание правил благоустройства территорий муниципальных образований определяется статьей 45.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
В развитие вышеназванной нормы федерального законодательства Городской Думой города Нижнего Новгорода решением от 26.12.2018 № 272 приняты Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород.
Раздел 13 Правил благоустройства устанавливает порядок организации и проведения земляных работ, в том числе аварийных, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций на территории муниципального образования город Нижний Новгород, требования к обустройству и содержанию строительных площадок, мест производства работ, восстановления благоустройства территории.
Данные работы производятся согласно ордеру, выдаваемому уполномоченным администрацией города Нижнего Новгорода органом.
Производство работ без ордера запрещается (пункт 13.2 Правил благоустройства).
Администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления, в компетенцию которого, согласно уставу города, входит принятие муниципальных правовых актов по вопросам обеспечения исполнения вопросов местного значения.
Поскольку оформление выдача ордера (разрешительного документа) является по своей сути муниципальной услугой, соответственно в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» оказание данной услуги должно осуществляться в соответствии с административным регламентом – нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Администрация города Нижнего Новгорода в рамках норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства», статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода, Правил благоустройства утвержденных решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.12.2018 № 272 и постановления администрации города Нижнего Новгорода от 24.03.2011 № 1104 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» утвердила административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород» (постановление от 28.08.2019 № 2967).
Исходя из изложенного постановление администрации города Нижнего Новгорода от 28.08.2019 № 2967 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород» и внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода» принято администрацией города Нижнего Новгорода в пределах компетенции.
В силу пункта 29 Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду надлежит выяснить, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 28.08.2019 № 2967 принималось в соответствии с главой 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства Нижегородской области от 16.11.2010 № 2402-р «О мерах по реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 24.03.2011 № 1104 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг», действующего на тот момент распоряжения администрации г. Нижнего Новгорода от 01.08.2012 № 345-р «Об утверждении Положения о порядке подготовки и издания правовых актов администрации города Нижнего Новгорода» (с 10.03.2021 утратил силу в связи с изданием распоряжения 10.03.2021 года № 164-р), и Постановления администрации г. Нижнего Новгорода от 29.12.2014 № 5493 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов».
Документы о проведении процедуры оценки регулирующего воздействия оспариваемого муниципального правового акта размещены на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода (https://нижнийновгород.рф/docunents/Ocenka-reguliruyushchego-vozdeystviya/ 2018-god).
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными выше нормами права. Не могут служить основанием к отмене судебного постановления доводы жалобы о том, что оспариваемое постановление принято с нарушением установленного порядка, а именно не проводилась повторная антикоррупционная экспертиза, в силу следующего.
Из представленных материалов дела следует и судом установлено, что Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 28.08.2019 года № 2967 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород» и внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода» опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород» № 89 (1481) 04 октября 2019 года.
Официальное опубликование оспариваемого муниципального правового акта также было на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода – нижнийновгород.рф, 30.08.2019 года.
Антикоррупционная экспертиза правового акта проводилась органами прокуратуры и Департаментом правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода.
В силу положений Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе, прокуратурой Российской Федерации в ходе осуществления своих полномочий по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
Также судом установлено, что 08 июля 2019 года Департаментом правового обеспечения администрации г. Нижнего Новгорода был направлен проект постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача, закрытие, продление ордеров на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа город Нижний Новгород» и внесении изменений в постановления Администрации г. Нижнего Новгорода».
Указанная проверка проводится на основании заключенного 25 октября 2010 года с последующими редакциями от 23 марта 2011 года, 28 июля 2017 года, действовавшими на дату составления заключения, соглашения о взаимодействии администрации г. Нижнего Новгорода и Прокуратуры г. Нижнего Новгорода в правотворческой сфере.
Пунктом 2.1.3 раздела 2.1 соглашения установлено, что в случае, если рабочая группа по разработке проекта нормативно-правого акта не создается, проект акта направляется в прокуратуру города Нижнего Новгорода для составления заключения.
В соответствии с пунктом 2.1.5 в редакции от 23 марта 2011 года заключение Прокуратуры г. Нижнего Новгорода на представленный проект направляется в Администрацию г. Нижнего Новгорода в течение 10 дней со дня его получения.
Также данным соглашением в пункте 2.1.6 раздела 2.1 установлены требования к составляемому заключению, а именно оно должно содержать следующие положения и выводы: 1. предмет регулирования; 2. в пределах компетенции Администрации г. Нижнего Новгорода или за ее пределами находится предмет регулирования проекта нормативного правового акта со ссылкой на соответствующую норму федерального закона; 3. соответствует и проект нормативного правового акта федеральному законодательству по существу; если не соответствует – какая норма проекта противоречит какой норме федерального закона или подзаконного правового акта, их содержание и основания противоречия; 4. соблюдены ли требования юридической техники; 5. предложения по устранению противоречий федеральному законодательству, пробелов правового регулирования, внутренних противоречий норм проекта, нарушений прав юридической техники, если таковые имеются.
При подготовке заключения о законности (незаконности) проекта проводится проверка проекта на предмет выявления коррупциогенных факторов в соответствии с Федеральными законами «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и «О прокуратуре Российской Федерации» в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, проект оспариваемого муниципального правового акта был направлен в Прокуратуру города Нижнего Новгорода.
Судом установлено, что письмом от 17 июля 2019 года № 1-8-2019 в адрес администрации г. Нижнего Новгорода было направлено заключение по результатам проверки оспариваемого Постановления. Из представленного в материалы дела заключения усматривается, что при проведении проверки прокурором выявлено несоответствие проекта требования законодательства, нарушение правил юридической техники, коррупциогенные факторы. Предложений по устранению выявленных нарушений не содержится.
Указанные нарушения были учтены и устранены административным ответчиком при принятии оспариваемого постановления.
Ссылка административного истца на часть 4.1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ не правомерна, так как данная норма регулирует вопрос принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации.
При принятии оспариваемого муниципального правового акта административный ответчик также руководствовался положениями Постановления Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 17.03.2010 года № 24 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода», разделом 1 которого установлено следующее.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода разработан на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области», Устава города Нижнего Новгорода и определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов регулируется разделом 3 данного Порядка.
В соответствии с пунктом 3.1 орган местного самоуправления города Нижнего Новгорода при разработке проекта нормативного правового акта организует и проводит первичный анализ коррупциогенности проекта нормативного правового акта с целью выявления типичных и формализованных коррупциогенных норм в тексте акта.
Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода, функциональные структурные подразделения аппарата городской Думы города Нижнего Новгорода, осуществляющие согласование проекта нормативного правового акта, при наличии признаков коррупции в письменной форме излагают свои замечания.
Результаты первичного анализа коррупциогенности проекта нормативного правового акта оформляются в виде заключения отраслевого (функционального) и территориального органа администрации города Нижнего Новгорода, функционального структурного подразделения аппарата городской Думы города Нижнего Новгорода, осуществляющего согласование проекта нормативного правового акта.
Проект нормативного правового акта подлежит антикоррупционной экспертизе подразделениями органов местного самоуправления, осуществляющими антикоррупционную экспертизу. Проект нормативного правового акта с приложением листа согласований и замечаний отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода, функциональных структурных подразделений аппарата городской Думы города Нижнего Новгорода, осуществляющих согласование проекта нормативного правового акта (при наличии замечаний), направляется в подразделения органов местного самоуправления, осуществляющие антикоррупционную экспертизу (пункт 3.2).
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится подразделениями органов местного самоуправления, осуществляющими антикоррупционную экспертизу, в течение пяти дней (пункт 3.3)
В соответствии с пунктом 3.4 в случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов подразделениями органов местного самоуправления, осуществляющими антикоррупционную экспертизу, составляется заключение, которое направляется в отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода, функциональные структурные подразделения аппарата городской Думы города Нижнего Новгорода, разработавшие данный проект.
Подразделения органов местного самоуправления, осуществляющие антикоррупционную экспертизу, вправе направить проект нормативного правового акта в прокуратуру города Нижнего Новгорода для дополнительной экспертизы с целью выявления коррупциогенных факторов и выработки предложений по устранению несовершенства правовых норм, повышающих вероятность совершения коррупциогенных действий (п. 3.6). При этом срок проведения антикоррупционной экспертизы продляется до получения заключения прокуратуры города Нижнего Новгорода.
Согласно пункту 3.7 отраслевые (функциональные) или территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода, функциональные структурные подразделения аппарата городской Думы города Нижнего Новгорода, разработавшие проект нормативного правового акта, организуют его доработку в соответствии с заключением антикоррупционной экспертизы.
Пунктом 3.8 установлено, что после доработки проекта нормативного правового акта он подлежит повторной антикоррупционной экспертизе. Повторная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится подразделениями органов местного самоуправления, осуществляющими антикоррупционную экспертизу, в течение пяти дней.
Соответственно административный ответчик при принятии оспариваемого постановления реализовал свое право, предусмотренное пунктом 3.6 Правил, направив проект нормативного правового акта в Прокуратуру г. Нижнего Новгорода.
Таким образом, несостоятельны доводы стороны административного истца, поскольку после устранения замечаний, указанных прокуратурой города Нижнего Новгорода в заключении, муниципальный правовой акт был передан в юридический департамент администрации города Нижнего Новгорода для окончательной проверки перед подписанием Главой города в соответствии с требованиями пункта 3.8 Порядка.
В силу пункта 3.9 вышеуказанного постановления, если при проведении антикоррупционной экспертизы подразделениями органов местного самоуправления, осуществляющими антикоррупционную экспертизу, не выявлено коррупциогенных факторов, согласование проекта осуществляется без составления заключения.
Таким образом, Главой города Нижнего Новгорода подписываются только те правовые акты, которые прошли все этапы его принятия и не имеющие каких-либо замечаний со стороны юридического департамента Администрации города Нижнего Новгорода и иных уполномоченных органов.
Поскольку нарушений по результатам доработки проекта нормативного правового акта не было выявлено, 28 августа 2019 года было принято Постановление Администрации г. Нижнего Новгорода № 2967.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что главой города Нижнего Новгорода подписываются правовые акты, которые прошли все этапы его принятия и не имеющие каких-либо замечаний со стороны юридического департамента администрации города Нижнего Новгорода и иных уполномоченных органов, при этом каких либо нарушений по результатам доработки проекта оспариваемого нормативного правового акта выявлено не было. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был законно и обоснованно принят и утвержден постановлением администрации г. Нижнего Новгорода № 2967 от 28 августа 2019 года.
Также суд пришел к правомерному выводу, об отмене мер предварительной защиты, наложенных определением Нижегородским районным судом г. Нижнего Новгорода от 12 июля 2023 года в соответствии со ст. 89 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений административного ответчика и были рассмотрены судом первой инстанции, получили оценку в решении, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Нарушений норм материального, процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 28 сентября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Джи-эм» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение принято 20 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: