ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-781/19 от 31.10.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Фомина А.М.

№ 33а-4140/2019

10RS0004-01-2019-000951-33

2а-781/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.

при ведении протокола помощником судьи Елизаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административных ответчиков Главы Республики Карелия и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 августа 2019 г. по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Главе Республики Карелия, Правительству Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Кондопожского муниципального района об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административные истцы, а также несовершеннолетний (...) г.р., являются собственниками квартиры (...) в многоквартирном доме (...). Постановлением администрации Кондопожского городского поселения от (.....) данный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем подлежал включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 г. № 136-П Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г. (далее – Региональная программа) утверждена, однако дом, в котором находится квартира, принадлежащая на праве собственности административным истцам, в нее включен не был.

Административные истцы полагают, что невключение их дома в Региональную программу обусловлено ненадлежащей организацией административными ответчиками работы по формированию реестра аварийных многоквартирных домов Республики Карелия, признанных таковыми после 01 января 2012 г.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся: в непринятии мер по обеспечению ввода полных и точных данных о доме (...) в АИС «Реформа ЖКХ» и реестр аварийных многоквартирных домов; в непринятии мер по обеспечению включения данных о доме в сведения об общей площади аварийного жилищного фонда Республики Карелия; в непринятии мер по подготовке и направлению в Минстрой России уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда Республики Карелия, содержащих данные о доме; в непринятии мер по включению данных о доме в проект Региональной программы; в непринятии мер по внесению изменений в Региональную программу; просили признать незаконным нарушение порядка согласования проекта постановления правительства Республики Карелия о региональной программе.

В порядке восстановления нарушенных прав просили обязать администрацию Кондопожского муниципального района: включить в сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Кондопожского муниципального района полные и точные данные об указанном доме с учетом общей площади квартиры (...) в этом доме ((...) кв.м) и количества человек, подлежащих переселению из этой квартиры ((...) человек), в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу; предоставить Главе Республики Карелия уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда, содержащие данные о доме, в течение 15 календарных дней; обязать Минстрой РК и администрацию Кондопожского муниципального района определить срок переселения граждан из указанного дома (плановую дату окончания расселения указанного дома), предусматривающий переселение граждан из указанного дома не позднее 2020 г., осуществить ввод в АИС «Реформа ЖКХ» полных и точных данных об указанном доме, включая сведения о плановой дате окончания расселения указанного дома и о количестве человек, подлежащих переселению из квартиры (...) в указанном доме; обязать Минстрой РК включить в сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия полные и точные данные об указанном доме с учетом общей площади квартиры (...) в этом доме ((...) кв.м.) и количества человек, подлежащих переселению из этой квартиры ((...) человек); предоставить Главе Республики Карелия уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия, содержащие данные о доме; подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Республики Карелия проект правового акта Правительства Республики Карелия о внесении изменений и дополнений в Региональную программу, предусматривающих включение в нее данных о доме; обязать Правительство Республики Карелия внести изменения и дополнения в Региональную программу с учетом данных о доме; обязать Главу Республики Карелия представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия с учетом данных о доме.

Решением суда заявленные требования удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие администрации Кондопожского муниципального района по непринятию мер по обеспечению ввода полных и точных данных о доме № (...) в АИС «Реформа ЖКХ» и реестр аварийных многоквартирных домов; по непринятию мер по обеспечению включения данных о доме (...) в сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия, направленные в Минстрой России; по непринятию мер по подготовке и направлению в Минстрой России уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия, содержащих данные о доме (...); по непринятию мер, направленных на включение данных о доме (...) в проект Региональной программы; по непринятию мер по внесению изменений в Региональную программу.

На администрацию Кондопожского муниципального района возложена обязанность включить в сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Кондопожского муниципального района полные и точные данные о доме (...) с учетом общей площади квартиры № (...) в этом доме и количества человек, подлежащих переселению из этой квартиры.

Признано незаконным бездействие Минстроя РК по непринятию мер по обеспечению ввода полных и точных данных о вышеуказанном доме в АИС «Реформа ЖКХ» и реестр аварийных многоквартирных домов; по непринятию мер по обеспечению включения данных о доме в сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия, направленные в Минстрой России; по непринятию мер по подготовке и направлению в Минстрой России уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия, содержащих данные о вышеуказанном доме; по непринятию мер, направленных на включение данных о доме в проект Региональной программы; по непринятию мер по внесению изменений в Региональную программу.

На Минстрой РК возложена обязанность определить срок переселения граждан из дома (...), предусматривающий переселение граждан до 2020 г. включительно в 14-дневный срок со дня вступления решения в законную силу; осуществить ввод в АИС «Реформа ЖКХ» полных и точных данных о доме, включая сведения о сроке переселения граждан, о количестве человек, подлежащих переселению из квартиры (...) в вышеуказанном доме в 14-дневный срок со дня вступления решения в законную силу; включить в сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия полные и точные данные о доме (...) с учетом общей площади квартиры (...) в этом доме и количества человек, подлежащих переселению из этой квартиры в 14-дневный срок со дня вступления решения в законную силу; предоставить Главе Республики Карелия уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия, содержащие полные и точные данные о вышеуказанном доме с учетом общей площади квартиры (...) в этом доме и количества человек, подлежащих переселению из этой квартиры.

На Главу Республики Карелия возложена обязанность представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия с учетом данных о вышеуказанном доме, его площади и количества человек, подлежащих переселению из данного дома.

В остальной части в иске отказано. С администрации Кондопожского муниципального района в пользу административных истцов взыскано в возмещение судебных расходов по 2000 руб. каждому. С Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в пользу административных истцов взыскано по 2000 руб. каждому.

Кроме того, определением суда от 13 августа 2019 г. производство по настоящему делу прекращено в части требований к Правительству Республики Карелия о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на включение данных о спорном доме в проект Региональной программы и на внесение изменений в Региональную программу; о возложении обязанности внести изменения и дополнения в Региональную программу; в части требований ко всем ответчикам – о нарушении порядка согласования проекта постановления Правительства Республики Карелия об утверждении региональной программы; к Минстрою РК – о возложении обязанности подготовить и внести в установленном законом порядке в Правительство Республики Карелия проект правового акта о внесении изменений и дополнений в Региональную программу.

На решение суда Главой Республики Карелия и Минстроем РК поданы апелляционные жалобы.

Глава Республики Карелия просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных к нему требований. В обоснование жалобы указывает, что сведения об общей площади аварийного жилищного фонда Республики Карелия в рамках распределения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) между субъектами Российской Федерации направлялись по запросу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05 декабря 2018 г. для дальнейшего осуществления распределения лимитов, выделенных Фонду в виде субсидий субъектам Российской Федерации. В настоящий момент средства Фонда между субъектами Российской Федерации распределены, отражены в Региональной программе, денежные средства Фонда на спорный дом не выделялись. Направление уточненных сведений предусмотрено на этапе формирования Программы и распределения денежных средств Фонда между субъектами Российской Федерации. На этапе исполнения Региональной программы направление уточненных сведений действующим законодательством не предусмотрено.

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия также просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных к нему требований. В обоснование жалобы указывает, что полномочиями по признанию домов муниципального жилого фонда аварийными обладают органы местного самоуправления, у органов исполнительной власти отсутствовала возможность и обязанность по внесению сведений о спорном доме в АИС «Реформа ЖКХ». Ведение реестра многоквартирных домов, признанных аварийными, должно осуществляться органами местного самоуправления, орган исполнительной власти лишь формирует сводные сведения для дальнейшего направления на рассмотрение в Фонд и вносит сведения в АИС «Реформа ЖКХ» об объектах, признанных аварийными. Сведения об общей площади аварийного жилищного фонда Республики Карелия направлялись по запросу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05 декабря 2018 г. для дальнейшего осуществления распределения лимитов, выделенных Фонду в виде субсидий. В настоящий момент средства Фонда между субъектами Российской Федерации распределены. Административными истцами не определен источник финансирования требований и этап, в который дом подлежит включению. Отсутствуют нормы, обязывающие орган исполнительной власти направлять уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации. Поскольку орган исполнительной власти субъекта самостоятельно не располагает сведениями о состоянии муниципального жилищного фонда, не располагает данными о признании муниципального жилищного фонда аварийным, не несет обязанности по контролю органов местного самоуправления в рамках исполнения полномочий муниципальных образований, невозможно прийти к выводу о бездействии ФИО5. Минстроем РК в адрес органов местного самоуправления неоднократно направлялись письма о необходимости ведения реестра. Бездействие допущено органом местного самоуправления. Минстрой РК не является органом власти, уполномоченным на принятие Региональной программы, а также на внесение в нее изменений. Определение срока переселения граждан не относится к компетенции Минстроя РК. Орган исполнительной власти определяет этап Региональной программы, в который подлежит включению многоквартирный дом, а срок переселения граждан определяется органом местного самоуправления.

В возражениях относительно апелляционных жалоб ФИО1 и О.С.ВБ. указывают, что Минстрою РК в январе 2019 г., т.е. до утверждения Региональной программы, было известно о том, что дом не включен в сведения об общей площади жилых помещений в домах, признанных аварийными, однако мер, направленных на внесение в реестр полной информации, Минстрой РК не предпринял.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков Правительства Республики Карелия, Минстроя РК и Главы Республики Карелия ФИО6 поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснив, что внесение изменений в Региональную программу после распределения лимитов возможно лишь в случае экономии денежных средств. Доля участия консолидированного бюджета Республики Карелия в программе составляет1%.

Представитель административных истцов ФИО7 возражал против отмены решения суда по доводам, изложенным в обоснование иска.

Остальные участники процесса в суд не явились, извещены о времени и месте разбирательства дела.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

Под аварийным жилищным фондом ст. 2 названного закона понимает совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Наличие обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2025 г., равно как и наличие соответствующей Региональной программы, являются обязательными условиями предоставления финансовой поддержки Фондом за счет своих средств (п.п.9.10, 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ).

Включение жилых помещений в региональную программу влечет расширение объема жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

В целях обеспечения возможности реализации данных прав граждан распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1743-р утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Формирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению, является одной из таких мер (п. 13.1 распоряжения), при этом срок реализации обозначенной меры определен до 2015 г., а ответственными исполнителями назначены Минстрой России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации данного предписания п. 3 приказа Минстроя России от 30.07.2015 №536/пр, которым были утверждены Методические рекомендации по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее – Методические рекомендации от 30.07.2015 №536/пр), высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было рекомендовано в срок до 5 августа 2015 г. определить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на ведение реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными.

При этом формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем внесения данных в экранные формы АИС «Реформа ЖКХ» государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по формам согласно приложениям № 1, № 2 к Методическим рекомендациям от 30.07.2015 №536/пр (п. 5).

В свою очередь согласно п. 8 Методических рекомендаций от 30.07.2015 №536/пр после 1 сентября 2015г. уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 14-дневный срок со дня получения решения о признании дома аварийным обеспечивают ввод соответствующей информации в систему.

Пунктом 1.5 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденных приказом Минстроя России от 31.01.2019 № 65/пр (далее – Методические рекомендации от 30.01.2019 № 65/пр), предусмотрено, что перечень аварийных многоквартирных домов рекомендуется формировать на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых органами местного самоуправления в соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

Контроль за достоверностью представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, рекомендовано осуществлять уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1.6 Методических рекомендаций от 30.01.2019 №65/пр).

Пунктом 2.6.1 Методических рекомендаций от 30.01.2019 №65/пр установлено, что перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., рекомендуется формировать в разбивке по муниципальным образованиям на основании сведений об аварийном жилищном фонде, сформированных и представленных в Минстрой России в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

Из приведенных выше норм следует, что в обязанности субъекта Российской Федерации входит определение органа государственной власти, компетенция которого предполагает осуществление методических, контрольных и аналитических функций, обеспечивающих ведение этим органом реестра аварийных домов и включение в сведения об общей площади всех жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых в Минстрой России для определения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам, а не ограничивается исключительно техническим сведением в реестр информации, представляемой органами местного самоуправления.

Проанализировав полномочия Минстроя РК, закрепленные, в частности, в пп. 6 п.10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П (предусматривающем координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций по реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и организацию взаимодействия участников процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Карелия), а также в п.п. 73, 75 Комплекса мер («Дорожной карты») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2017- 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.09.2017 №523р-П (определяющих Минстрой РК наряду с органами местного самоуправления ответственным за формирование и актуализацию реестра аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г. с разбивкой по муниципальным образованиям), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом, ответственным за формирование и ведение реестра аварийных многоквартирных домов в целях последующего включения их в Региональную программу, а также отвечающим за достоверность реестра, является Минстрой РК.

Обязанность же органов местного самоуправления, а применительно к обстоятельствам настоящего дела – администрации Кондопожского муниципального района, заключается в представлении полных сведений об аварийном жилищном фонде в Минстрой РК.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются сособственниками (...) Заключением межведомственной комиссии от (.....)(.....) администрацией Кондопожского городского поселения данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации Кондопожского городского поселения от (.....)(...) принято решение о расселении жильцов дома до (.....) Распоряжением того же органа от (.....) земельный участок, на котором расположен обозначенный дом, изъят для государственных нужд. В (...) дом снесен как потенциально опасный объект.

(.....) Минстрой РК в целях подготовки Региональной программы направил в администрации муниципальных образований письмо с просьбой внести в АИС «Реформа ЖКХ» скан-копии документов о признании аварийными многоквартирных домов и произвести выгрузку из системы полученных данных, заверить их подписью главы муниципального образования и направить в адрес Минстроя РК в срок до (.....) В этом же письме обозначено, что распределение лимитов финансирования мероприятий программы будет осуществляться только на многоквартирные дома, информация по которым полностью внесена в автоматизированную систему.

(.....) администрацией Кондопожского муниципального района в адрес Минстроя РК направлена распечатанная и удостоверенная выгрузка запрошенных сведений, в которой дом (...) отсутствует.

(.....) в Минстрой РК обратился депутат Законодательного Собрания Республики Карелия по вопросу отсутствия сведений о доме административных истцов в информационных ресурсах, необходимых для подготовки Региональной программы, и с просьбой принять меры по устранению нарушения прав граждан.

На данное обращение (.....) Минстроем РК был дан ответ, согласно которому сведения об аварийном фонде были сформированы на основании информации, внесенной органами местного самоуправления, а формирование программы будет осуществляться в соответствии со сведениями в первом полугодии 2019 г.

После этого информация о доме была внесена администрацией Кондопожского муниципального района в АИС «Реформа ЖКХ», однако скан-копия решения о признании дома аварийным загружена не была, о чем Минстроем РК было сообщено депутату. Одновременно Минстрой РК разъяснил, что при условии внесения администрацией муниципального образования необходимой информации многоквартирный дом будет учтен при формировании Региональной программы.

В (...) администрация Кондопожского муниципального района сообщила депутату, что (...) ею размещены необходимые скан-копии документов, в подтверждение чему приложены скриншоты (л.д. 41, 172 - 175, т. 1).

В результате данных действий по состоянию на (.....) в АИС «Реформа ЖКХ» отображались следующие сведения о доме: тип – многоквартирный, статус – аварийный, фактическая дата сноса – (.....), подлежит расселению (...) человек из (...) жилых помещений, расселено (...) человека из (...) жилых помещений. Плановая дата окончания расселения – «не заполнено», плановая дата сноса «(...)». При этом с учетом количества собственников квартиры № (...) сведения о числе расселяемых граждан не соответствовали действительности. (л.д. 183-186 т.1).

Таким образом, и администрации Кондопожского муниципального района, и Минстрою РК было известно о нарушении прав административных истцов некорректным занесением в АИС «Реформа ЖКХ» сведений о многоквартирном доме.

Однако ни органом местного самоуправления, ни органом государственной власти Республики Карелия, координирующим, как это обосновано выше, деятельность в сфере спорных правоотношений, достаточных мер для внесения необходимой информации в АИС «Реформа ЖКХ» в том объеме, который обеспечивал бы отображение данных сведений в перечне аварийных домов и их корректную выгрузку в целях направления в Минстрой России для последующего распределения лимитов финансирования, предпринято не было.

Следствием данного бездействия явилось то, что по состоянию на дату утверждения Региональной программы – 28 марта 2019 г. – спорный многоквартирный дом в ней обозначен не был.

Более того, административными ответчиками не были предприняты необходимые меры для восстановления нарушенных прав административных истцов и после утверждения Региональной программы.

Так, (.....), в связи с жалобой на имя Главы Республики Карелия Минстрой РК направил в адрес ФИО1 письмо, в котором сообщил, что министерством будет проведена работа, в результате которой дом будет включен в Региональную программу (л.д. 46 т. 1).

В дополнение к данному письму Минстрой РК направил через социальную сеть в адрес административных истцов сообщение о том, что внесение изменений в Региональную программу планируется министерством в третьем квартале 2019 г., а вопрос о направлении сведений о доме в Минстрой России будет министерством уточнен (л.д. 168, т. 1).

Вместе с тем, по состоянию на (.....) АИС «Реформа ЖКХ» в отношении спорного дома содержала информацию о расселении одной квартиры без указания числа лиц, подлежащих расселению (л.д. 235 т. 1).

Представленный административными ответчиками в материалы дела (.....) скриншот уже содержал информацию о расселении (...) человек из одного жилого помещения. Согласно же пояснениям представителя администрации Кондопожского муниципального района ФИО8, внесенная органом местного самоуправления информация о доме в их программе отражается.

Однако, несмотря на это, доказательств тому, что внесенная в АИС «Реформа ЖКХ» информация обеспечивает выгрузку информации о доме в сведения о многоквартирных домах, признанных аварийными, подлежащие направлению в Минстрой России, административными ответчиками не представлено.

В результате спорный дом не вошел в Региональную программу и после внесения в нее изменений постановлениями Правительства Республики Карелия от 11.04.2019 №149-П и от 24.09.2019 № 359-П.

При этом судебная коллегия отмечает, что 23 августа 2019 г. Фондом в адрес исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации был направлен запрос, согласно которому Фонд обеспечил возможность внесения в АИС «Реформа ЖКХ» уточненных данных и формирования уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г. Соответствующие изменения внесены и в Рекомендации по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., утвержденные решением правления Фонда от 5 августа 2019 г.

В этой связи Фонд в срок до 1 октября 2019 г. просил представить в его адрес и адрес Минстроя России соответствующие уточненные сведения при выявлении на территории субъекта Российской Федерации аварийных домов, ранее не учтенных в сведениях об общей площади аварийного жилищного фонда.

Однако ненадлежащее исполнение административными ответчиками своих обязанностей продолжает нарушать права административных истцов, поскольку до настоящего времени уточненные сведения в Фонд и Минстрой России в их отношении не направлены.

При таких обстоятельствах устранение нарушенных прав административных истцов в виде возложения на Минстрой РК обязанности определить срок переселения граждан из дома (...), предусматривающий переселение граждан до 2020 г. включительно; осуществить ввод в АИС «Реформа ЖКХ» полных и точных данных о доме, включая сведения о сроке переселения граждан, о количестве человек, подлежащих переселению из квартиры № (...) в вышеуказанном доме; включить в сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республика К.. полные и точные данные о доме (...) с учетом общей площади квартиры № (...) в этом доме и количества человек, подлежащих переселению из этой квартиры; предоставить Главе Республики Карелия уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия, содержащие полные и точные данные о вышеуказанном доме с учетом общей площади квартиры № (...) в этом доме и количества человек, подлежащих переселению из этой квартиры, основано на законе.

Утверждение в апелляционной жалобе Минстроя РК о том, что административными истцами не определен источник финансирования требований и этап, в который дом подлежит включению, несостоятельно, поскольку разрешение данных вопросов к полномочиям административных истцов не относится.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормы, обязывающей орган исполнительной власти направлять уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации, противоречит приведенным выше письменным разъяснениям Фонда.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что орган исполнительной власти субъекта не располагает сведениями о состоянии муниципального жилищного фонда и данными о признании муниципального жилищного фонда аварийным, свидетельствуют лишь о ненадлежащей организации работы, связанной с реализацией прав граждан на переселение из аварийного фонда, но не о незаконности обжалуемого решения.

Довод административного ответчика о том, что определение срока переселения граждан не относится к компетенции ФИО5, не может повлечь отмену решения суда, поскольку. Вопрос о том, орган местного самоуправления или Минстрой РК обеспечит введение в АИС «Реформа ЖКХ» данного показателя, не имеет правового значения с точки зрения восстановления нарушенного права административных истцов.

Что же касается определения самого срока расселения, то судом первой инстанции, с учетом вступившего в законную силу решения Кондопожского городского суда от 08 июля 2013 г., которым признано незаконным распоряжение администрации Кондопожского городского поселения от (.....)(...) в части расселения жильцов спорного дома до (.....), постановлено, что такой срок не может быть позднее 2020 г., что не вызывает затруднений в исполнении решения.

Довод апелляционной жалобы Минстроя РК о том, что к его полномочиям не относится принятие Региональной программы, не опровергает вывод суда о незаконности бездействия названного органа власти по непринятию мер по внесению изменений в упомянутую программу.

Минстрой РК, как это следует из паспорта Региональной программы, является ее государственным заказчиком и основным разработчиком. В силу положений п. 74 Комплекса мер («Дорожной карты») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2017- 2020 годы Минстрой РК также является ответственным за формирование и утверждение Правительством Республики Карелия Региональной программы. Подпункты 2, 11 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия наделяют Минстрой РК полномочиями по внесению в Правительство Республики Карелия проектов правовых актов и разработке и реализации программ в установленных сферах деятельности.

Учитывая приведенные выше нормы, бездействие Минстроя РК по реализации данных полномочий, направленных на внесение изменений в Региональную программу, обоснованно признано судом незаконным.

Правильно суд возложил на Главу Республики Карелия обязанность представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Республики Карелия с учетом данных о спорном доме, его площади и количества человек, подлежащих переселению из данного дома, поскольку такая обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прямо предусмотрена п. 6 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, при том, как в отношении базовых сведений об аварийном фонде, так и уточненных.

Довод апелляционной жалобы Главы Республики Карелия о том, что направление уточненных сведений предусмотрено лишь на этапе формирования Программы и распределения денежных средств Фонда между субъектами Российской Федерации, а не на этапе ее исполнения, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Так, п. 2.2. ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ не допускает внесение в Региональную программу изменений, которые приводят лишь к нарушению требований, установленных ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи, к которым такое основание, как фактическое распределение средств Фонда, не относится.

Кроме того, возможность внесения изменений в Региональную программу подтверждается как самим фактом внесения в нее Правительством Республики Карелия неоднократных изменений, так и соответствующими письменными разъяснениями Фонда.

При этом возложение на административных ответчиков обязанности по внесению необходимых сведений в АИС «Реформа ЖКХ» и направлению данных сведений в Минстрой России не предрешает вопрос о необходимости внесения в Региональную программу конкретных изменений (поскольку такие полномочия реализуются исключительно правотворческим органом, а не судом), а лишь обеспечивает создание условий для восстановления нарушенных прав административных истцов в том случае, если изменения в Региональную программу будут вноситься уполномоченным органом.

Удовлетворение административного иска в части требований к администрации Кондопожского муниципального района также основано на положениях приведенных выше норм закона.

В этой части административным ответчиком решение суда не обжалуется.

По изложенным мотивам обжалуемое решение является законным, а доводы жалобы не могут повлечь его отмену в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 августа 2019г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение

Председательствующий

Судьи