УИД 34RS0004-01-2020-000766-04 Административное дело №2а-781/2020
Судья Озаева О.В. Дело № 33а-653/2021 (33а-14357/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 10 февраля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Гоношиловой О.А., Сергеева С.С.
при секретаре Карабековой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 10 сентября 2020 года, которым постановлено:
административное исковое заявление межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ИНН <***>, в пользу межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области земельный налог с физических лиц в размере 4 097 рублей 37 копеек.
В части требований межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 29 276 рублей - отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования город-герой Волгоград государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 состоит на налоговом учёте в межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области в качестве плательщика земельного налога. В собственности ФИО1 в период с 17 апреля 2006 года по 18 апреля 2019 года находился земельный участок с кадастровым номером 34:22:120102:1, расположенный в селе <адрес>.
В связи с перерасчетом земельного налога за 2016 год по налоговому уведомлению № 33740286, в адрес ФИО1 налоговым органом направлено налоговое уведомление № 82302244 от 25 января 2018 года сроком уплаты до 30 марта 2018 года.
Неисполнение обязанности по уплате налога, явилось основанием для направления в адрес ФИО1 требования № 20400 от 5 апреля 2018 года с установленным в нём сроком исполнения до 16 мая 2018 года.
Выданный по заявлению налогового органа судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате земельного налога и пени на общую сумму 34883,10 руб. отменен определением мирового судьи от 20 августа 2019 года, в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных требований административный истец просил суд взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 33 373 рубля 37 копеек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Выслушав административного ответчикаПроверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если оно привело к принятию неправильного решения (части 2,4 статьи 310 КАС РФ).
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции такого рода нарушения допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 названного Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 363, пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области как плательщик земельного налога.
В собственности ФИО1 находился земельный участок с кадастровым номером 34:22:120102:1, расположенный в <адрес>. Дата регистрации права 17 апреля 2006 года, дата отчуждения 18 апреля 2019 года.
В связи с перерасчетом земельного налога за 2016 год по налоговому уведомлению № 33740286, в адрес ФИО1 налоговым органом направлено налоговое уведомление № 82302244 от 25 января 2018 года сроком уплаты до 30 марта 2018 года.
Неисполнение обязанности по уплате налога, явилось основанием для направления в адрес ФИО1 требования № 20400 от 5 апреля 2018 года с установленным в нём сроком исполнения до 16 мая 2018 года.
Выданный по заявлению налогового органа судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате земельного налога и пени на общую сумму 34883,10 руб. отменен определением мирового судьи от 20 августа 2019 года, в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из указанной в выписке из ЕГРН от 6 марта 2018 года кадастровой стоимости принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 34:22:120102:1 определенной в ином размере, а именно 370992 руб. по состоянию на 01 января 2015 года согласно акту (решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) об утверждении кадастровой стоимости № 18/85 от 25 января 2018 года.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Статьей 390 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) регламентировано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 391 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № 34:22:120102:1 на 1 января 2015 года составляла 2322731 рублей 84 копейки.
27 декабря 2017 года ФИО1 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Волгоградской области.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 18/85 от 25 января 2018 года пересмотрена и по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере 370 992 рубля. Дата применения указанной кадастровой стоимости 1 января 2017 г.
Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что расчет земельного налога и пени произведены налоговым органом правомерно на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка и виде его разрешенного использования по состоянию на 1 января 2016 года.
Вывод суда о необходимости исправления ошибки в определении кадастровой стоимости и необходимости ретроспективного перерасчета кадастровой стоимости, неправомерен.
До 1 января 2017 года действовали положения абзаца 5 пункта 1 ст. 391 НК РФ в соответствии с которыми, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Согласно статье 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшей до 1 января 2017 года) содержалось понятие ошибки в государственном кадастре недвижимости. К ним относились: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Таким образом, на основании абзаца 5 пункта 1 ст. 391 НК РФ перерасчет земельного налога за прошлый период был возможен только при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки.
В данном случае имела место кадастровая ошибка.
С 1 января 2017 года абзац 5 пункта 1 ст. 391 НК РФ изложен в следующей редакции: изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Таким образом, новая редакция указанной статьи дает налогоплательщику право на перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической ошибки, так и кадастровой ошибки). Положения данной статьи действуют с 1 января 2017 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В данном случае новая редакция абзаца 5 пункта 1 ст. 391 НК РФ улучшает положение налогоплательщика. Вместе с тем, Федеральный закон от 30.11.2016 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит указание на то, что его положения имеют обратную силу. В пункте 3 статьи 13 указанного Федерального закона указано, что положения пункта 59 статьи 2 указанного Закона (которыми были внесены изменения в статью 391 НК РФ) вступают в силу 1 января 2017 года.
В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для изменения налоговой базы по земельному налогу, подлежащему уплате ФИО1 за налоговый период 2016 года.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ как постановленное с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС № 3 и взыскании с ФИО1 в доход соответствующего бюджета недоимки по земельному налогу за 2016 год в сумме 33373,37 рубля.
Также в соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ в связи с удовлетворением требований Межрайонной ИФНС № 3 о взыскании недоимки по земельному налогу, с ФИО1 в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 1201 рубль 20 копеек.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 10 сентября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области задолженность по уплате земельного налога с физических лиц за 2016 год в размере 33373 (тридцать три тысячи триста семьдесят три) рубля 37 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 1201 (одна тысяча двести один) рубль 20 копеек.
Председательствующий судья
Судьи