ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-784/19 от 08.11.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Номер дела в суде первой инстанции 2а-784/2019

Дело № 33а-7748/2019 г.Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Коноплевой И.А.,

судей: Поздняковой О.Ю., Унтевской Е.Л.,

при секретаре Авраменко А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2019 года административное дело по административному иску ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, по апелляционной жалобе ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 26 июня 2019 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя ФКУ Объединенное стратегическое командование Восточного округа» ФИО2, представителя МОСП УФССП РФ по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3,

У С Т А Н О В И Л А:

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – ФКУ «ОСК ВВО») обратилось в суд с названным административным исковым заявлением к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 В обоснование требование указав, что на исполнении административного ответчика находится исполнительное производство №23269/18/27027-ИП, возбужденное 24.12.2018 года, предмет исполнения: обязать Министерство обороны РФ и ФКУ «ОСК ВВО» совершить действия, направленные на включение административного здания Военного комиссариата Верхнеколымского района в титульный список капитального ремонта на 2019 год. 31.01.2019 года административный истец в адрес судебного пристава исполнителя направил сообщение, где указал, что административное здание Военного комиссариата Верхнеколымского района включено в заявочный план капитального ремонта на 2019 год. Однако 17.04.2019 года в адрес административного истца поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по названному исполнительному производству, вынесенное 05.04.2019 года. Действия судебного пристава-исполнителя по вынесению данного постановления истец считает незаконными, поскольку с момента возбуждения исполнительного производства ФКУ «ОСК ВВО» предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда. ФКУ «ОСК ВВО» просит суд признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 05.04.2019 года, а также восстановить срок на обжалование, как пропущенный по уважительной причине, поскольку оспариваемое постановление получено 17.04.2019 года.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, в качестве заинтересованного лица привлечен Военный прокурор Якутского гарнизона.

Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 26.06.2019 года административные исковые требования ФКУ «ОСК ВВО» о признании действий по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора оставлены без удовлетворения. Уменьшен размер исполнительского сбора, взысканного с ФКУ «ОСК ВВО» постановлением от 05.04.2019 года, вынесенного по исполнительному производству №23269/18/27027-ИП от 24.12.2018 года, до 37 500 руб.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «ОСК ВВО» не согласен с принятым решением, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что в соответствии с Регламентом порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков на 2016-2017 годы, формирования Плана текущего ремонта и заявочного плана капитального ремонта на 2017 год, утвержденный Заместителем Министра обороны РФ от 12.04.2016 года, в обязанности ФКУ «ОСК ВВО» не входит принятие решения о включении объектов в Титул капитального ремонта. ФКУ «ОСК ВВО» были предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, в связи с чем учреждение должно быть освобождено от взыскания исполнительского сбора. Просит решение суда отменить, принять новое решение об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание участников процесса, представителя административного истца ФИО2, поддержавшую апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, пояснения представителя административного ответчика ФИО3, возражавшего против ее удовлетворения, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся административного ответчика и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 07.06.2018 года на Министерство обороны РФ и ФКУ «ОСК ВВО» возложена обязанность совершить действия, направленные на включение административного здания военного комиссариата Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) в титульный список капитального ремонта на 2019 год.

На основании исполнительного листа ФС№024635172, выданного Кировским районным судом г.Хабаровска, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 24.12.2018 года было возбуждено исполнительное производство № 23269/18/27027-ИП (л.д. 24-25).

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

05.04.2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 вынесено постановление о взыскании с ФКУ «ОСК ВВО» исполнительского сбора в размере 50 000 руб., поскольку должником не исполнены требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 54).

Отказывая в удовлетворении административного иска в части признания оспариваемого постановления незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что будучи предупрежденным о возможности взыскания исполнительского сбора, должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, доказательств невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы, причин неисполнения решения суда в срок для добровольного исполнения, а также выполнения всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда, должником представлено не было, что дало судебному приставу-исполнителю законные основания для применения к должнику в рамках неоконченного исполнительного производства денежного взыскания в виде исполнительского сбора, как штрафной санкции.Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.

Учитывая предпринятые ФКУ «ОСК ВВО» меры для исполнения исполнительного документа, а именно включение административного здания военного комиссариата Верхнеколымского района в заявочный план объектов КЖФ, требующих проведение капитального ремонта в 2019 году, районный суд счел возможным уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 руб.

Между тем, судебная коллегия считает, что имеются основания для изменения решения суда в части уменьшения исполнительского сбора.

Согласно п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6,7,9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, ч.3 ст.62 КАС РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ).

Законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года №13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к таким мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (с.49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В соответствии с п.75. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Тогда как иные лица, в том числе и органы государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ФКУ «ОСК ВВО» указало, что не имеет правовых оснований самостоятельно исполнить решение суда, то есть включить административное здание военного комиссариата Верхнеколымского района в титульный список капитального ремонта на 2019 год.

Данные доводы заслуживают внимания.

Как установлено судом, исполнение решения суда ответчиком должно производиться в порядке, уставленном Регламентом порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта, утвержденным 12.04.2016 года заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Согласно разделу 5 указанного Регламента по итогам весеннего осмотра на основании актов технического состояния Районный представитель государственного заказчика определяет перечень объектов, по которым необходимо проведение капитального ремонта, формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает с Региональным представителем и направляет в адрес Окружного представителя в срок не более 30 дней с даты проведения весеннего осмотра, Окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками военного округа и направляет в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации для принятия решения о включении объектов в титул капитального ремонта.

Из сообщения представителя Министерства обороны Российской Федерации от 31.01.2019 года, направленного судебному приставу-исполнителю, следует, что во исполнение требований исполнительного документа, административное здание военного комиссариата Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) включено в заявочный план объектов КЖФ, требующих проведения капитального ремонта в 2019 году.

Поскольку в соответствии с указанным выше Регламентом решение о включении в титульный список капитального ремонта здания производит Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что ФКУ «ОСК ВВО» предприняло необходимые меры для исполнения решения суда и у административного истца отсутствовала объективная возможность исполнить решение в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В связи с чем, судебная коллегия в данном случае усматривает наличие оснований не для уменьшения размера исполнительского сбора, а для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить в части уменьшения суммы исполнительского сбора, освободив ФКУ «ОСК ВВО» уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 июня 2019 года изменить.

Освободить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 05.04.2019 года по исполнительному производству № 23269/18/27027-ИП.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Коноплева И.А.

Судьи Позднякова О.Ю.

Унтевская Е.Л.