Судья Колодезный А.В. Дело № 2а-7902/2023
УИД № 35RS0001-01-2023-008667-62
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2024 года №33а-318/2024 (№ 33а-6562/2023)
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Медведчикова Е.Г.,
судей Цветковой Л.Ю., Соколовой М.В.,
при секретаре Багуновой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Милюковой О.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.10.2023 по административному исковому заявлению Милюковой О.Н. к Департаменту градостроительства Администрации города Вологды, Администрации города Вологды об оспаривании распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения административного истца Милюковой О.Н., судебная коллегия
установила:
Милюкова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства Администрации города Вологды, в котором просила признать незаконным Распоряжение начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 07.07.2022 №1287; восстановить её на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Город Вологда» Вологодской области.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что Милюкова О.Н., как многодетная мать, в соответствии с Законом Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области» имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно. 10.06.2022 Милюкова О.Н. обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1500 кв.м, расположенного на территории городского округа. 07.07.2022 ей отказано в предоставлении данного земельного участка, поскольку право на бесплатное получение земельного участка реализовано ранее её супругом. Считает данный отказ незаконным, поскольку ранее земельный участок предоставлялся ее супругу по другим основаниям, кроме того, предоставленный земельный участок находится в зоне подтопления реки Кубена и для индивидуального жилищного строительства не пригоден.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству в качестве административного ответчика привлечена Администрация города Вологды; в качестве заинтересованного лица привлечен первый заместитель мэра города Вологды – начальник Департамента градостроительства Администрации города Вологды Баранов А.Н.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 05.10.2023 Милюковой О.Н. отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В апелляционной жалобе Милюкова О.Н. просит решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.10.2023 отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указала, что право на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в городе Вологде не реализовано ее семьей, поскольку предоставленный её супругу земельный участок не предназначен для возведения объектов капитального строительства, так как находится в зоне подтопления и в водоохранной зоне реки Кубена. Вопреки выводам суда первой инстанции её право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность не связано с наличием оснований для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма.
Административный истец Милюкова О.Н. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, приходит к следующим выводам.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно
Условия и порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Вологодской области регламентирован Законом Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области» (далее Закон Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ).
В силу частей 1, 4 статьи 2 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего закона области, осуществляется или для индивидуального жилищного строительства, или для ведения садоводства, или для ведения личного подсобного хозяйства. Предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, указанным в статье 1 настоящего закона области, осуществляется однократно. Гражданам, имеющим право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, предусмотренным статьей 1 настоящего закона области, земельный участок предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Частью 4 статьи 3 вышеуказанного закона определено, что в целях обеспечения однократного предоставления земельных участков в собственность бесплатно уполномоченные органы осуществляют проверку сведений, содержащихся в реестре, в отношении граждан, состоящих на учете, о получении такими гражданами земельного участка либо единовременной денежной выплаты при принятии следующих решений: 1) о постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно; 2) о направлении уведомления о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно; 3) о направлении уведомления о возможности предоставления единовременной денежной выплаты взамен земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 1, части 3 статьи 4 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ следует, что бесплатное предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, является мерой социальной поддержки, предоставляемой многодетной семье, поэтому с заявлением о постановке на учет вправе обратиться один из родителей - лицо, на чье имя выдано удостоверение многодетной семьи.
Согласно пункту 3 части 5 статья 9 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в случаях, если: право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с федеральными законами и законами области реализовано ранее, за исключением случаев предоставления земельных участков в соответствии с законом области от 28.12.2018 № 4476-ОЗ «Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области».
В соответствии со статьей 44 Устава городского округа города Вологды, органом, уполномоченным на предоставлении земельных участков в собственность граждан на территории муниципального образования, является Администрация г. Вологды, реализующая свои полномочия в сфере земельных отношений через свой функциональный орган Департамент градостроительства, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации г. Вологды от 16.06.2016 № 683.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Милюкова О.Н. со своим супругом Милюковым А.В. являются родителями 3 несовершеннолетних детей: М.В., <ДАТА> года рождения, М.В., <ДАТА> года рождения, М.Е., <ДАТА> года рождения.
24.04.2018 распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды № 501 Милюкова О.Н. поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа города Вологды Вологодской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ.
09.02.2022 Администрацией Усть-Кубинского муниципального района супругу административного истца (Милюкову А.В.) на основании пункта 4 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», площадью 2062 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 64).
22.04.2022 постановлением Администрации города Вологды № 576 по заявлению Милюковой О.Н. предварительного согласовано предоставление в собственность земельного участка № 13, площадью 1500 кв.м по улице Новаторов в границах квартала ... в зоне Ж1, предназначенной для «индивидуального жилищного строительства», при этом утверждена схема расположения данного земельного участка (л.д. 68-69).
10.06.2022 Милюкова О.Н. обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером ... (л.д. 67).
07.07.2022 распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды Баранова А.Н. № 1287 Милюковой О.Н. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа города Вологды на основании пункта 3 части 5 статьи 9 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ, поскольку право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с федеральным законом реализовано ранее; одновременно с этим Милюкова О.Н. снята с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на основании части 5 (1) статьи 7 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ; постановление Администрации города Вологды от 22.04.2022 № 576 «О предварительном согласовании предоставления в собственность Милюковой О.Н. земельного участка по улице ... и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» признано утратившим силу (л.д. 50, 59-62).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ носит льготный характер, предоставляется однократно в интересах всей семьи, поэтому после получения бесплатно в собственность супругом административного истца (Милюковым А.В.) земельного участка с кадастровым номером ..., Милюкова О.Н. утратила право на повторное бесплатное получение земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным Законом Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апеллянта о том, что полученный супругом административного истца земельный участок не предназначен для возведения объектов капитального строительства, так как находится в зоне подтопления и в водоохранной зоне реки Кубена, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции.
Положения пункта 3 части 5 статья 9 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ предусматривают, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в случаях, если право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с федеральными законами и законами области реализовано ранее, за исключением случаев предоставления земельных участков в соответствии с законом области от 28.12.2018 № 4476-ОЗ «Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» (по программе «Вологодский гектар»).
Приведенные заявителем обстоятельства, связанные с непригодностью использования ранее предоставленного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не отнесены законом к исключениям, при которых допускается повторное предоставление земельных участков на льготных основаниях.
Как правильно отметил суд первой инстанции, на предоставленном супругу административного истца (Милюкову А.В.) в собственность бесплатно земельном участке с кадастровым номером ..., с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» допускается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Положения статей 65, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, ограничивая хозяйственную деятельность на земельных участках в пределах прибрежной защитной полосы и зоны подтопления, не содержат запрета на осуществление на данных участках жилищного строительства с соблюдением установленных ограничений.
Последующее изменение правообладателем земельного участка с кадастровым номером ... вида разрешенного использования земельного участка с «личного подсобного хозяйства» на «благоустройство территории» не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления, поскольку такие изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.08.2022, т.е. после принятия обжалуемого распоряжение от 07.07.2022 № 1287. Кроме того, пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставляет правообладателю земельного участка изменять виды его разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и положения регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, так как право на получение в собственность бесплатно земельного участка семьей административного истца уже реализовано.
Возможность повторного предоставления земельного участка в собственность бесплатно лицам, в том числе имеющим трех и более детей, которым уже предоставлен земельный участок бесплатно по иным основаниям, противоречит принципу однократности передачи земельного участка в собственность на льготных основаниях и препятствует реализации прав других лиц на однократное и своевременное получение земельных участков.
Аргументы Милюковой О.Н. об ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что она не отвечает критериям лиц, нуждающихся в жилых помещениях, вследствие чего не имеет право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ, во внимание приняты быть не могут и сами по себе отмену судебного акта не влекут.
Действительно, Милюкова О.Н. принята на учет 24.04.2018, а поправки в Закон Вологодской области № 3627-ОЗ, связывающие возможность предоставления земельного участка на льготных основаниях с наличием оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вступили в силу лишь с 01.07.2018 (часть 2 статьи 2 Закона Вологодской области от 28.12.2017 № 4271-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области»).
Таким образом, 24.04.2018 при постановке на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Вологодской области, Милюкова О.Н. не должна была соответствовать критериям лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, основание оспариваемого отказа в предоставлении Милюковой О.Н. земельного участка в собственность бесплатно заключалось не в том, что она не соответствует критериям лиц, нуждающихся в жилых помещениях, а в том, что (как указано в пункте 3 части 5 статьи 9 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ) право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с федеральным законом уже реализовано ранее.
Поскольку основание, предусмотренное пунктом 3 части 5 статьи 9 Закона Вологодской области от 08.04.2015 № 3627-ОЗ, нашло свое достоверное доказательственное подтверждение в ходе судебного разбирательства, то вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Не найдя материально правовых оснований для удовлетворения административного иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу и о пропуске административным истцом срока обращения в суд и отсутствии уважительных причин для его восстановления.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов..
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Установив, что о допущенном нарушении своих прав административный истец Милюкова О.Н. узнала в июле 2022 года, а обращение в суд последовало только 24.07.2023, суд первой инстанции пришел к верному выводу о пропуске срока обращения в суд.
Доказательств, указывающих на наличии уважительных причин, препятствовавших обращению в суд, административным истцом не представлено.
Ссылка Милюковой О.Н. на то, что после вынесения оспариваемого распоряжения ею принимались меры к досудебному разрешению спора путем обращения в органы прокуратуры, не свидетельствует о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд.
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора для данной категории дел законом не предусмотрен.
В силу части 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Обращения Милюковой О.Н. в органы прокуратуры от 22.07.2022, от 13.09.2022, от 16.12.2022, от 20.10.2022, от 31.01.2023 рассмотрены в установленные сроки 05.08.2022, 12.10.2022, 16.01.2022, 03.11.2022, 16.02.2023 (л.д. 26-38), поэтому данные обстоятельства правомерно не приняты судом первой инстанции в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд, тем более, что заявленные требования рассмотрены судом первой инстанции по существу.
Таким образом, разрешая поданное исковое заявление, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Милюковой О.Н. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Е.Г. Медведчиков
Судьи: М.В. Соколова
Л.Ю. Цветковой