ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-807/20 от 22.06.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Большакова Т.В. № 33А-5592

Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-807/2020)

(42RS0007-01-2020-001623-81)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«22» июня 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Быковой С.В.,

судей Пронченко И.Е., Решетняка А.М.,

при секретаре Черняеве В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску ГУ МВД России по Кемеровской области к Уманову Элбеку Машраповичу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Кемерово,

по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Кемеровской области на решение Ленского районного суда г. Кемерово от 08 мая 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

ГУ МВД России по Кемеровской области обратилось с административным исковым заявлением к Уманову Э. М. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Кемерово.

Требования мотивированы тем, что Уманов Э.М. отбывал наказание в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу.

17.03.2020 г., на основании Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации вынесено распоряжение № 818-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Уманова Э.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

29.04.2020 г., в соответствии Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о его депортации.

30.04.2020 г. в соответствии с пунктами 9 и 9.3 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» распоряжения ГУ МВД России по Кемеровской области от 01.04.2020 № 4/3/8-618 «О перепрофилировании специальных учреждений полиции» ГУ МВД России по Кемеровской области, вынесено решение о помещении 07.05.2020 Уманова Э.М. в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Кемерово, расположенный по адресу: <адрес> на срок не более 48 часов с момента помещения.

В связи с отсутствием у административного ответчика действительного документа, необходимого для пересечения государственной границы Российской Федерации, ГУ МВД России по Кемеровской области в Генеральное консульство Республики Узбекистан в г. Новосибирске направлен запрос об оказании содействия в документировании свидетельством на возвращение.

Просил поместить гражданина Республики Узбекистан Уманова Э. М. в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Кемерово с целью исполнения решения о депортации на срок до 07.08.2020 г.

Решением Ленского районного суда г. Кемерово от 08 мая 2020 года постановлено:

административное исковое заявление Главного управления МВД России по Кемеровской области к Уманову Э. М. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Кемерово– удовлетворить частично;

поместить гражданина Республики Узбекистан Уманова Э. М., подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, расположенный по адресу: <адрес>, до исполнения решения о его депортации на срок до 07.08.2020 года;

в остальной части Главному управлению МВД России по Кемеровской области в иске – отказать;

исполнение решения в части помещения Уманова Э.М. в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области возложить на ГУ МВД России по Кемеровской области.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Кемеровской области Бутовецкий Д.С. просит решение суда отменить.

Считает, что решение вопроса о выборе специального учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, в котором будет содержаться иностранный гражданин до исполнения решения о его депортации, не отнесено к полномочиям суда ни одним действующим нормативным правовым актом Российской Федерации и международного права.

Требованиями действующего законодательства РФ не установлена обязанность Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа содержать иностранных граждан до исполнения решения о его депортации исключительно в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии.

При рассмотрении административного искового заявления суду были предоставлены доказательства свидетельствующие, что на 01.05.2020 г. лимит мест в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области исчерпан.

С целью соблюдения прав иностранных граждан и не допущения нарушения условий и порядка их содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях, в условиях пандемии COVID - 19, руководством ГУ МВД России было принято решение о их временном размещении в Специальном приемнике для содержания лиц арестованных в административном порядке Управления МВД России по г. Кемерово, который также относится к специальному учреждению Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа.

Принятие решения судом о помещении иностранного гражданина в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области при превышении лимита его наполняемости, приводит к нарушению условий и порядка содержания иностранных граждан в специальном учреждении, и как следствие нарушению прав Уманова Э.М.. При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции о помещении Уманова Э.М. в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области не может считаться законным.

Принимая решение, суд вышел за рамки предоставленных полномочий, определенных статьей 269 КАС РФ. Согласно ч. 1 ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Данной нормой не предусмотрены полномочия суда удовлетворить заявленное требование частично, в связи с чем, судом допущено нарушение норм процессуального права.

На апелляционную жалобу прокурором Ленинского района г. Кемерово Нероновым А.Ю. принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Медведеву М.П., просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, рассматривают дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан.

Согласно ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.31 указанного Федерального закона в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Статьей 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.

Согласно ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ст.31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О указал, что п.9 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с пп. «f» п.1 ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Уманов Э.М. отбывал наказание в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области- Кузбассу с ноября 2016 г. по 07.05.2020 г. ( л.д.46-47, 54, 57-58).

17.03.2020 г. на основании ч.4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» вынесено распоряжение № 818-рн о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации (л.д.7).

29.04.2020 г. ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о депортации гражданина Республики Узбекистан Уманова Э.М. (л.д.8).

30.04.2020 г. старшим инспектором отдела миграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о помещении его 07.05.2020 г. в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Кемерово, расположенный по адресу: <адрес>.

07 мая 2020 г. он помещен в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Кемерово (л.д.9,59).

05.05.2020 г. ГУ МВД России по Кемеровской области, в связи с отсутствием у Уманова Э.М. документа, необходимого для пересечения государственной границы Российской Федерации, в Генеральное консульство Республики Узбекистан направлен запрос о документировании административного ответчика сертификатом на возвращение (л.д.10).

Согласно сообщению Генерального консульства Республики Узбекистан, решением республиканской специальной комиссии Узбекистана для подготовки программы мероприятий по предотвращению проникновения и распространения коронавируса на территории Республики Узбекистан, Министерство транспорта Республики Узбекистан сообщило, что с 20 марта 2020 г. пассажироперевозки на автобусах, автомобилях, железных дорогах и воздушном транспорте по международным направлениям приостановлено(л.д.56).

Согласно письму ГУ МВД России по Новосибирской области от 03.04.2020 г. № 1/1814, в связи с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19», с 27.03.2020 по решению Правительства РФ приостановлены чартерные и регулярные рейсы из РФ в другие страны (л.д.19-20).

Учитывая, что депортация осуществляется с сопровождением депортируемого лица за пределы Кемеровской области, суд сделал правильный вывод о том, что указанные обстоятельства в совокупности с пояснениями административного истца, имеющейся угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, подтверждает объективную невозможность в настоящее время, исполнения решения о депортации в отношении ответчика и на момент вынесения решения суда, исполнить решение о депортации ответчика, объективно не представляется возможным.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что Уманова Э.М. необходимо поместить, как лицо, подлежащее депортации, до исполнения решения о его депортации в специальное учреждение.

Однако, помещение Уманова Э.М. именно в спецприемник не основано на законе.

В силу положений ст.2, п.9 ст.31, ст.ст.35.1-35.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306 в целях названного Федерального закона под специальным учреждением, в котором должны содержаться иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, понимается не любое специальное учреждение органа внутренних дел, а только учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, специально предназначенное для содержания указанной категории лиц.

Таким специальным учреждением на территории Кемеровской области является Центр временного содержания иностранных граждан Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, действующий на основании Положения, утвержденного приказом ГУ МВД по Кемеровской области от 30.09.2016 № 574.

В распоряжении ГУ МВД России по Кемеровской области от 01.04.2020 № 4/3/8-618 «О перепрофилировании специальных учреждений полиции» указано на возможность помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии, в специальный приемник Управления МВД России по г. Кемерово в случае отсутствия свободных мест в ЦВСИГ ГУ МВД по Кемеровской области.

При этом специальный приемник Управления МВД России по г. Кемерово предназначен для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, относится к местам отбывания административного ареста и является подразделением территориального органа МВД России, реализующего полномочия органов внутренних дел Российской Федерации по принудительному содержанию лиц, подвергнутых административному аресту (приказ МВД России от 10.08.2013 № 611).

Из распоряжения ГУ МВД России по Кемеровской области от 01.04.2020 № 4/3/8-618, приказа ГУ МВД по Кемеровской области от 30.09.2016 № 574 следует, что специальному приемнику Управления МВД России по г. Кемерово не придан статус специального учреждения, предназначенного для временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или реадмиссии; отделением, отделом либо иным структурным подразделением ЦВСИГ ГУ МВД по Кемеровской области специальный приемник не является.

Принимая во внимание, что специальный приемник Управления МВД России по г. Кемерово не является специальным учреждением ГУ МВД России по Кемеровской области, предназначенным для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, правовых оснований для помещения Уманова Э.М. в специальный приемник Управления МВД России по г. Кемерово не имеется.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что он подлежит помещению в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области.

Отсутствие мест в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области не является основанием для помещения иностранного гражданина в специальный приемник, поскольку данное обстоятельство не имеет значения для разрешения спора.

Именно Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области является специализированным учреждением для размещения иностранных граждан подлежащих депортации, а решение о депортации Уманова Э.М. является основанием для временного размещения указанного лица, подлежащего депортации, в специальном учреждении(ЦВСИГ) на необходимый для осуществления его депортации срок, при этом суд учитывает, что административным истцом предпринимаются необходимые действия для исполнения решения о депортации ответчика, в том числе об истребовании необходимого для депортации документа.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе, опровергаются установленными судом обстоятельствами. Суд при разрешении спора не вышел за пределы требований административного истца, а разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Действительно, Уманов Э.Ю. подлежит помещению в специализированное учреждение и помещение его именно в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области соответствует требованиям закона, тогда как помещение его в именно в спецприемник, как просил административный истец, не соответствует требованиям закона. Указанному обстоятельству суд дал надлежащую оценку, удовлетворил требований о помещении Уманова Э.М. в специализированное учреждение, правильно определив его.

Суд правильно применил материальный закон и не нарушил требования процессуального закона.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленского районного суда г. Кемерово от 08 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: