Судья: Большакова Т.В. № 33а-5593
Докладчик: Решетняк А.М. (№ 2а-808/2020)
(42RS0007-01-2020-001622-84)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«22» июня 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Решетняка А.М.,
судей Быковой С.В., Пронченко И.Е.,
при секретаре Черняеве В.Е.,
с участием прокурора Медведевой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Решетняка А.М. административное дело по иску ГУ МВД России по Кемеровской области к Ашурову Дилшоду Абдурахмоновичу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Кемерово
по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Кемеровской области Бутовецкого Д.С. на решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 08 мая 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
ГУ МВД России по Кемеровской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ашурову Д.А. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Кемерово.
Требования мотивированы тем, что Ашуров Д.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу. 19.07.2019, на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение № 3853-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Таджикистан Ашурова Дилшода Абдурахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 29.04.2019, в соответствии с п. 11, 12 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о депортации гражданина Республики Таджикистан Ашурова Дилшода Абдурахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
30.04.2020, в соответствии с пунктами 9 и 9.3 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», распоряжения ГУ МВД России по Кемеровской области от 01.04.2020 № 4/3/8-618 «О перепрофилировании специальных учреждений полиции», ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о помещении 07.05.2020 Ашурова Д.А. в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Кемерово, расположенный по адресу: г. Кемерово, пр-т Химиков, 3а, на срок не более 48 часов с момента помещения.
Истец просил поместить гражданина Республики Таджикистан Ашурова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Кемерово с целью исполнения решения о депортации на срок до 07.08.2020.
Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 8 мая 2020 года постановлено:
«Административное исковое заявление Главного управления МВД России по Кемеровской области к Ашурову Дилшоду Абдурахмоновичу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Кемерово -удовлетворить частично.
Поместить гражданина Республики Таджикистан Ашурова Дилшода Абдурахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, расположенный по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская,37, до исполнения решения о его депортации на срок до 07.07.2020 года.
В остальной части Главному управлению МВД России по Кемеровской области в иске - отказать.
Исполнение решения в части помещения Ашурова Дилшода Абдурахмоновича в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области возложить на ГУ МВД России по Кемеровской области».
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Кемеровской области Бутовецкий Д.С. просит решение суда изменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований ГУ МВД России по Кемеровской области в полном объеме.
Указывает на то, что решение вопроса о выборе специального учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, в котором будет содержаться иностранный гражданин до исполнения решения о его депортации, не отнесено к полномочиям суда ни одним действующим нормативным правовым актом Российской Федерации и международного права.
Также, требованиями действующего законодательства РФ не установлена обязанность МВД РФ или его территориального органа содержать иностранных граждан до исполнения решения о его депортации исключительно в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, депортации либо реадмиссии.
При рассмотрении административного искового заявления суду были предоставлены доказательства свидетельствующие, что на 01.05.2020 г. лимит мест в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области исчерпан.
С целью соблюдения прав иностранных граждан и не допущения нарушения условий и порядка их содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях, в условиях пандемии COVID - 19, руководством ГУ МВД России было принято решение о их временном размещении в Специальном приемнике для содержания лиц арестованных в административном порядке Управления МВД России по г. Кемерово, который также относится к специальному учреждению Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа.
Считает, что принятие решения судом о помещении иностранного гражданина в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области при превышении лимита его наполняемости, приводит к нарушению условий и порядка содержания иностранных граждан в специальном учреждении, и как следствие нарушению прав Ашурова Д.А.. При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции о помещении Ашурова Д.А в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области не может считаться законным.
Считает также, что принимая решение, суд вышел за рамки предоставленных полномочий, определенных статьей 269 КАС РФ. Согласно ч. 1 ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Данной нормой не предусмотрены полномочия суда удовлетворить заявленное требование частично, в связи с чем, судом допущено нарушение норм процессуального права.
На апелляционную жалобы участвовавшим в деле прокурором принесены возражения.
Стороны в судебное заседания не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Медведевой М.П., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, рассматривают дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан.
Согласно ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.31 указанного Федерального закона в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.
Статьей 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон № 114-ФЗ) предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.
Согласно ст.25.10 Закона № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Статьей 2 Закона № 115-ФЗ определено, что депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом статьи 31 Закона № 115-ФЗ, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О указал, что п.9 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с пп. «f» п.1 ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ашуров Дилшод Абдурахмонович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отбывал наказание в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу по 07.05.2020 г.
19.07.2019 г. руководствуясь ч.4 ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение № 3853-рн о нежелательности пребывания (проживания) Ашурова Дилшода Абдурахмоновича в Российской Федерации.
29.04.2019 г. руководствуясь п. «п», 12 ст. 31 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о депортации гражданина Республики Таджикистан Ашурова Дилшода Абдурахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
30.04.2020 года старшим инспектором отдела миграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области вынесено решение о помещении 07.05.2020 года гражданина Республики Таджикистан Ашурова Дилшода Абдурахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Кемерово, расположенный по адресу: г.Кемерово, пр.Химиков, 3А, на срок не более 48 часов с момента помещения.
07.05.2020 г. Ашуров Д.А. помещен в специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Кемерово.
Согласно письму ГУ МВД России по Новосибирской области от 03.04.2020 № 1/1814, в связи с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» с 27.03.2020 по решению Правительства РФ приостановлены чартерные и регулярные рейсы из РФ в другие страны (л.д. 19-20).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с учетом того, что депортация осуществляется с сопровождением депортируемого лица за пределы Кемеровской области, сделал правильный вывод о том, что вышеуказанные обстоятельства в совокупности с пояснениями административного истца, имеющейся угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, подтверждают объективную невозможность исполнения решения о депортации на момент вынесения решения суда.
Вывод суда о том, что Ашурова Д.А., как лицо, подлежащее депортации, до исполнения решения о его депортации необходимо поместить в специальное учреждение, которым специальный приемник не является соответствует нормам материального права, верен.
В силу положений статьи 2, пункта 9 статьи 31, статей 35.1-35.3 Закона № 115-ФЗ, постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306 в целях названного Федерального закона под специальным учреждением, в котором должны содержаться иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, понимается не любое специальное учреждение органа внутренних дел, а только учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, специально предназначенное для содержания указанной категории лиц.
Таким специальным учреждением на территории Кемеровской области является Центр временного содержания иностранных граждан Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, действующий на основании Положения, утвержденного приказом ГУ МВД по Кемеровской области от 30.09.2016 № 574.
В распоряжении ГУ МВД России по Кемеровской области от 01.04.2020 № 4/3/8-618 «О перепрофилировании специальных учреждений полиции» указано на возможность помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии, в специальный приемник Управления МВД России по г. Кемерово в случае отсутствия свободных мест в ЦВСИГ ГУ МВД по Кемеровской области.
При этом специальный приемник Управления МВД России по г. Кемерово предназначен для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, относится к местам отбывания административного ареста и является подразделением территориального органа МВД России, реализующего полномочия органов внутренних дел Российской Федерации по принудительному содержанию лиц, подвергнутых административному аресту (приказ МВД России от 10.08.2013 № 611).
Из распоряжения ГУ МВД России по Кемеровской области от 01.04.2020 № 4/3/8-618, приказа ГУ МВД по Кемеровской области от 30.09.2016 № 574 следует, что специальному приемнику Управления МВД России по г. Кемерово не придан статус специального учреждения, предназначенного для временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или реадмиссии; отделением, отделом либо иным структурным подразделением ЦВСИГ ГУ МВД по Кемеровской области специальный приемник не является.
Принимая во внимание, что специальный приемник Управления МВД России по г. Кемерово не является специальным учреждением ГУ МВД России по Кемеровской области, предназначенным для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, правовых оснований для помещения Ашурова Д.А. в специальный приемник Управления МВД России по г. Кемерово не имеется.
При таких обстоятельствах как обоснованно указа суд, иностранный гражданин подлежащий депортации подлежит помещению в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области.
Само по себе отсутствие мест в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области не является основанием для помещения иностранного гражданина в специальный приемник, поскольку данное обстоятельство не имеет значения для разрешения спора.
Именно Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области является специализированным учреждением для размещения иностранных граждан подлежащих депортации, а решение о депортации Ашурова Д.А. является основанием для временного размещения указанного лица, подлежащего депортации, в специальном учреждении (ЦВСИГ) на необходимый для осуществления его депортации срок.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе, опровергаются установленными судом обстоятельствами. Суд при разрешении спора не вышел за пределы требований административного истца, а разрешил спор в соответствии с требованиями закона, поскольку Ашуров Д.А. действительно подлежит помещению в специализированное учреждение и помещение его именно в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области соответствует требованиям закона, тогда как в специальный приемник как просил административный истец, таким требованиям не соответствует. Указанному обстоятельству суд дал надлежащую оценку, удовлетворяя требования о помещении Ашурова Д.А. в специализированное учреждение, правильно определив его как Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области.
Частичное удовлетворение заявленных требований, как на то указано в резолютивной части решения суда о незаконности постановленного решения не свидетельствует и основанием для его отмены не является.
Суд правильно применил материальный закон, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда г. Кемерово от 08 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: